
Киберпропаганда: как российские оккупанты врут о востоке Украины с помощью видеоигр
В мире компьютерных игр война и пропаганда сливаются в один мощный механизм воздействия, которым активно пользуются российские захватчики. На цифровых площадках они создают сценарии, где игроки участвуют в “освободительной” битве за Соледар против “украинских националистов”, наблюдают за парадом танков в лучших традициях российского “победобесия”, а также проходят “героические” миссии, которые прославляют насилие и войну, развязанную россией. Подробнее об этом Восточный Вариант расскажет далее в статье.
Видеоигры сегодня — это не просто развлечение, а настоящая глобальная индустрия, которая ежегодно набирает популярность и привлекает миллионы людей в разных уголках мира. Если еще несколько десятилетий назад игры были лишь хобби для небольшой аудитории, то сегодня они стали основной частью культуры и образа жизни для миллиардов людей. Около 3,32 миллиарда человек на планете считают себя геймерами — это почти 40% всего населения Земли.
Однако на фоне этой популярности игры превращаются не только в инструмент развлечений, но и мощный механизм манипуляций. В руках российских пропагандистов видеоигры стали масштабным источником для распространения фейковых нарративов, в частности о востоке Украины. Виртуальные миры отныне не только захватывают внимание, но и становятся полем битвы за сознание людей.
Восточный Вариант продолжает развенчивать российские нарративы и исследовать “щупальца” российской пропаганды в различных сферах.
Виртуальная реальность “по-российски”

В проанализированных Восточным Вариантом материалах российских пропагандистов четко ощущается подтекст, который является подтверждением того, что видеоигры стали весомым инструментом для достижения политических и идеологических целей россии.
Особенно выразительно это описано в заявлениях международного преступника владимира путина, где он подчеркивает, что “игры, которые изображают россию и ее людей в негативном свете, наносят огромный вред”. Поэтому, по словам диктатора, крайне важно создавать собственный “национальный” контент, который бы учитывал “российские традиции” и воспитывал уважение к “истории, традициям, бабушкам и дедушкам, к родителям и к стране”.
Это свидетельствует о том, что правительство рф осознает мощное влияние игр на сознание игроков, поэтому стремится формировать контент, который бы способствовал укреплению “национальной” идеологии и героизации собственного прошлого, в частности советского.

Кроме того, кремлевская пропагандистская машина активно использует видеоигры для распространения обвинений в адрес Украины. Один из таких нарративов — обвинение Украины в якобы “вербовке детей через видеоигры”.
Однако никаких реальных доказательств или фактов в этих заявлениях не приведено. Это является ярким примером манипуляции — отсутствие фактов заменяется вымышленными историями, которые создают искусственный образ врага, на которого можно возложить ответственность за якобы “вредные воздействия на подрастающее поколение”. В общем, в характерном стиле для российских захватчиков — обвинить Украину в собственных преступлениях.

Одно из последних “развлечений”, выпущенных россиянами в 2024 году, — это игра под названием “Лучшие в аду”. В ней игроки выступают в роли наемников из ЧВК “Вагнер”, которые штурмуют город Попасная на Луганщине, подвергшийся значительным разрушениям во время российского вторжения. Продукт открыто пропагандирует насилие, заставляя игроков убивать “украинских националистов”.
Сами российские разработчики отмечают, что ориентировались на истории “участников боевых действий” так называемой “сво” и акцентировали на драматургии. Главная задача игры, по их словам, — преследовать “укронацистов” каждые несколько секунд.

Еще одна игра, разработку которой непосредственно курирует минобороны рф, находится сейчас на стадии завершения программирования и будет представлена со дня на день — “Отряд 22: ZOV”. Известно, что она будет по мотивам войны в Украине и будет охватывать период с 2014 по 2024 годы. Игроки будут выступать в роли солдат армии рф, которые участвуют в боевых действиях, включая штурм разрушенных городов на востоке Украины.
В течение игрового процесса, игроки должны выполнять задания, в которых украинцы изображены как “враги”, а преступные действия россии подаются как защита от “нацизма”.

Согласно информации, обнародованной ранее в большом обзоре The New York Times, россияне активно распространяют свою пропаганду через видеоигры, используя популярные онлайн-платформы. Исследователи Molfar идентифицировали более десятка случаев прокремлевской пропаганды в играх Minecraft, Roblox, российских версиях World of Tanks и World of Warships, Fly Corp, Armored Warfare и War Thunder.
В частности, в Minecraft, известной игре, которая принадлежит Microsoft, российские игроки воссоздали битву за Соледар — город в Украине, который был захвачен российскими войсками в январе 2023 года. Видео с этим моментом они опубликовали в своей социальной сети “Вконтакте”.

Аналогично, на канале российской версии игры World of Tanks, посвященном многопользовательским военным баталиям, воссоздали парад советских танков в Москве, который состоялся в 1945 году, в лучших традициях российского “победобесия”.
Кроме того, на платформе Roblox, пользователь создал подразделение сил министерства внутренних дел рф в честь дня россии.

“Эти игры и смежные дискуссионные платформы, как Discord и Steam, превращаются в онлайн-платформы для российской агитпропаганды, распространяя среди новой, в основном младшей аудитории огромный поток пропагандистских материалов, которые кремль использует для оправдания войны в Украине”, — об этом говорится в материале издания The New York Times.
“Главная цель — идеологическая обработка и милитаризация населения”
Компьютерные игры стали мощным инструментом идеологического воздействия, способным формировать мировоззрение молодежи, пропагандировать определенные ценности и взгляды, а также манипулировать эмоциями и поведением игроков.
По данным Центра национального сопротивления Украины, продвигая пропаганду войны во все сферы жизни, власть рф стремится нормализовать войну для россиян и максимально милитаризировать общество, чтобы избежать сопротивления политике кремля. К примеру, проект “Отряд 22: ZOV” является одним из элементов идеологической обработки населения, который ретранслирует российскую официальную версию событий о вторжении в Украину и популяризирует службу в армии россии.

Кроме индивидуальных игр, значительную роль в пропагандистской работе играют мультиплеерные игры, которые позволяют игрокам со всего мира взаимодействовать между собой, и цифровые платформы, такие как Steam и Discord. Об этом говорится в материале Центра демократии и верховенства права “Российская пропаганда в игровых средах: пример пользовательского контента в Steam”.

Пропаганда на таких площадках осуществляется через голосовые чаты и тексты, которые распространяются во время игры. Российские игроки активно используют их для распространения пророссийских нарративов среди других участников, часто пропагандируя не только военные события, но и исторические выдумки, что создает альтернативную реальность, выгодную россии, для молодежи, которая часто является основной аудиторией таких платформ.
Российские захватчики стремятся использовать все возможные инструменты для продвижения своей пропаганды — компьютерные игры, медиа, социальные сети и другие цифровые платформы. Они становятся прямыми источниками для донесения искаженных нарративов, которые оправдывают войну, развязанную самой россией.
Благодаря интеграции идеологических элементов в развлекательный контент пропаганда становится менее заметной, но не менее эффективной, особенно среди молодежи, которая является наиболее уязвимой к подобным воздействиям.
***
Читайте также: Радость кассам самообслуживания и автоматам по набору воды, или о чем рассказывают блогеры "днр"
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Педагог из Покровска рассказала о волонтерской деятельности
Ветеран из Луганщины поддерживает военных и их семьи в Черкассах
Эксклюзив Центр изучения оккупации рассказал о возросшем военном "призыве" и "сборах резервистов на ВОТ

Оккупанты определили количество народных дружинников на каждый населенный пункт так называемой "лнр"
Маленьких школьников оккупированной Луганщины росгвардейцы привлекают к "специфической игре" на блокпостах
В оккупированном Донецке захватчики сообщили о критических перебоях с электроснабжением и отоплением
Из-за российских обстрелов Белицкого вспыхнул пожар в квартире
Экс-главе марионеточного "правительства лнр" Сергею Козлову объявили подозрение
Ущерб Национального природного парка "Святые Горы" из-за войны превышает 537 млрд грн

Эксклюзив Для расселения людей с инвалидностью "Восток SOS" реконструирует и оборудует места временного проживания ВПЛ
К этому времени количество боевых столкновений с российским агрессором достигло 111
Эксклюзив Что задекларировал начальник ЛугОВА Артем Лысогор за 2024 год
