"Танцуя сквозь испытания": как хореограф из Северодонецка продолжает заниматься любимым делом на Полтавщине
Виктория Свищ — хореографка и основательница танцевальной студии из Северодонецка. Полномасштабное вторжение заставило ее покинуть родной город и начать все с начала. Своей историей о переезде, адаптации и восстановлении профессиональной деятельности женщина поделилась с Восточным Вариантом.
Виктория Свищ родилась на Луганщине, в городе Северодонецк. После окончания школы поступила в Луганскую академию культуры и искусств, где училась по образовательной программе “хореография”. По окончанию вуза Виктория много лет работала хореографом-постановщиком в городском Дворце культуры, Дворце культуры химиков. Но со временем поняла, что хочет большего и не только для себя.
“В то время, как детские площадки и кружки наполняют жизнь малышей, взрослое население часто оказывается в культурном вакууме. Дети имеют больше возможностей для развития и досуга, чем их родители”, — уверена Виктория.
Это наблюдение стало катализатором для изменений. В 2010 году Виктория вместе с дочерью создала танцевальную студию “Талисман”, а в 2015 открыли двери для творческого развития не только детей, но и взрослых.
Философия танца
“Танцы позволяют взрослым снова почувствовать себя детьми — свободными, бесстрашными, искренними. У нас нет места для стыда или страха осуждения. Здесь каждый может быть собой, а возраст — это лишь цифра, когда речь идет о танцах»” — объясняет Виктория.
“Талисман” стал не просто местом для занятий, а настоящей семьей для многих. Репертуар был разнообразным: от классических бальных танцев до зажигательных ритмов 60-70-х годов.
“Многие наши участники — вдовцы, которые остались без пары. Для них наша группа стала вторым дыханием. Но самое главное — это атмосфера, которая царила в коллективе. Совместные празднования дней рождения, отмечание праздников — все это создавало ощущение настоящей семьи. А жизнь участников заиграла новыми яркими красками”, — заключает Виктория.
И так продолжалось пока в дверь громко не постучалась война.
Испытания войной
Впервые это произошло в мае 2014 года, когда Северодонецк и Лисичанск стали ключевыми опорными пунктами ВСУ на Луганщине. Во время активных боевых действий Виктории не было в городе, она работала с детьми в санатории от завода “Азот” на Азовском море. А вернувшись в Северодонецк, женщина столкнулась с реальностью войны.
“Помню, как шла по улице, когда начался обстрел. Я не понимала, как реагировать, как можно в чистом платье упасть на землю... Но, к счастью, уже в конце июля украинские силы выбили боевиков и восстановили украинскую власть в городе. Жизнь постепенно стала налаживаться. В городе переименовывали улицы, устанавливали памятники погибшим, а мы постепенно научились жить рядом с войной”, — вспоминает женщина.
Февраль 2024 года был совсем другим. После начала полномасштабного вторжения, Виктория, как и многие другие, надеялась, что все закончится быстро, как в 2014 году.
“В нашем подъезде было расположено убежище, куда спустились жильцы. Сидя в подвале, находясь в стрессе, мы думали, что надо немного подождать, как в 2014. Но обстрелы не утихали, мы почти перестали подниматься наверх”, — продолжает она.
В конце концов в хранилище попал снаряд. Дочь Виктории была ранена, внучку женщина накрыла собой, а два человека погибли на месте.
В поисках убежища
После этого семья пережила еще несколько эвакуаций, пока наконец, 12 марта, удалось выехать в Днепр.
“Здесь было безопаснее, но из-за обстрелов и постоянных тревог, я постоянно находилась в состоянии стресса”, — вспоминает Виктория. Это побудило ее принять приглашение от своей ученицы поехать в Германию.
Но жизнь за границей оказалась не такой, как ожидалось. По словам женщины, Германия будто выжала ее. Постоянно случались какие-то проблемы, обострились болезни. И только когда вернулась на Родину, все более-менее нормализовалось.
Вернувшись в Днепр, семья снова столкнулась с реалиями войны — обстрелами города и постоянными тревогами.
“Измотанная до предела, я считала ночи в метро. Сорок одна прошла, когда, поднявшись наверх, я поняла — больше не могу. Я просто не выдержу этого больше”, — вспоминает Виктория.
Отчаяния добавляли сообщения от соседей, которые остались в Северодонецке, об ограблении квартиры и планах оккупационных властей по национализации ее жилья.
Новая жизнь на Полтавщине
Именно в этот критический момент Виктория получила неожиданное приглашение от еще одной своей ученицы приехать на Полтавщину.
“Я решила поехать хотя бы на несколько дней отоспаться. Но мне так понравилось, что я осталась. Впоследствии ко мне переехали родители и дочь с семьей. Так мы оказались в Горишних Плавнях”, — рассказывает женщина.
Виктория верит в возвращение в родной украинский город, но поскольку для себя решила, что на сегодня вынесет это за скобки, потому что на ситуацию никак не может повлиять и что надо устраивать новую жизнь здесь и сейчас. Она попробовала себя в разных сферах: работала и официанткой, и диспетчером, и работницей на предприятии. Но каждая попытка заканчивалась физическим и моральным истощением.
“Это до такой степени не мое, что я начинала болеть, а мыслями всегда возвращалась к хореографии”, — вспоминает она.
Больше чем просто танец
Онлайн-тренировки казались спасательным кругом, бывшие ученики хоть и разъехались по миру, но были готовы к этому. Но постоянные отключения света разрушили и эту надежду.
Наконец, в ноябре 2023 года появился луч надежды — работа тренером в спортклубе “Эталон”. Сначала это был просто фитнес, но Виктория не сдавалась. Шаг за шагом она пробивала себе путь, и сейчас она проводит занятия по mix dance.
“Моя миссия — помогать людям через движение и танец. Сейчас многие люди страдают от стрессов и психологических проблем. Танец — это эффективная терапия, которая выражает эмоции глубже, чем слова. В нем главное не техника, а искренность чувств. Двигаясь, мы делаем гибкими тело и душу. Спонтанные движения честно отражают внутреннее состояние. Танец помогает проявить бессознательные аспекты личности и воссоединиться с собой. Это мощный инструмент самовыражения и исцеления”, — уверена женщина.
Усилия Виктории превратили обычные тренировки в нечто большее — настоящий женский круг. По словам тренера, регулярные встречи стали для участниц глотком свежего воздуха в повседневности.
“Эти встречи — смесь психологии, творчества и просто человеческого тепла. Здесь мы учимся быть настоящими. И важность этого пространства трудно переоценить — оно дает возможность женщинам восстановиться эмоционально, найти поддержку и понимание”, — объясняет Виктория.
Особое внимание — пожилым людям
Сердце Виктории особенно болит за пожилых людей. Она считает, что люди пенсионного возраста — это часто не охваченная часть населения, которые не всегда имеют возможность для самореализации.
“Многие из них теряют смысл жизни после выхода на пенсию. Именно поэтому они постепенно теряют интерес к жизни, замыкаются в себе, что приводит к ухудшению как физического, так и психического здоровья”, — говорит Виктория.
Перспективы роста
Создавая свое нынешнее пространство, Виктория мечтает о собственной танцевальной студии.
“Это будет место для исцеления души и тела”, — говорит она.
В ее видении, студия станет центром для людей разного возраста, но особое внимание она хочет уделить взрослым и пожилым людям. Виктория планирует проводить не только танцевальные занятия, но и организовывать тематические вечера, мастер-классы и т.п.
“Хочу создать место, где люди смогут не только танцевать, но и общаться, делиться опытом, поддерживать друг друга. Это будет центр, где каждый сможет найти свое место, независимо от возраста или опыта”, — делится планами Виктория.
Она уверена, что никогда не поздно начать танцевать в ритме своего сердца, и именно эту философию планирует воплотить в своей будущей студии.
***