"Вступление в вуз Украины — это единственное, что давало надежду на будущее": история парня из временно оккупированной части Донетчины
На временно оккупированных территориях Украины (ВОТ) остается более 615 000 детей школьного возраста. Они находятся на ВОТ в силу различных обстоятельств, и многие из них на свой риск учатся в украинских дистанционных школах или пытаются поступить после завершения школы в оккупации в украинские учреждения высшего образования (далее — УВО).
Из-за того, что поступление в украинские учреждения высшего образования для абитуриентов с временно оккупированных территорий затруднено из-за большого количества факторов, для них с 2016 года действует упрощенная система поступления через Образовательные центры “Крым-Украина” и “Донбасс-Украина”. Однако, даже несмотря на такую упрощенную систему, молодежь проходит чрезвычайно сложный этап, чтобы поступить в украинский вуз и уехать с ВОТ.
Общественная организация “Центр гражданского просвещения "Альменда” с 2014 года консультирует и оказывает поддержку молодежи и их родителям, которые желают с временно оккупированных территорий поступить в украинские вузы. Ведь несмотря на упрощенную систему возникает много вопросов относительно необходимых документов, вступительных экзаменов и коммуникации с университетами, которые, к сожалению, не всегда отвечают корректно, или вообще не отвечают абитуриентам.
Однако несмотря на все молодежь с ВОТ продолжает выбирать украинское образование и поступать в украинские заведения высшего образования.
Что мотивирует молодежь, какой путь для поступления они проходят, из-за чего волнуются и с какими проблемами сталкиваются — об этом и другом мы поговорили с парнем из оккупированного города в Донецкой области, который в прошлом году поступил в украинский университет и учится сейчас дистанционно.
_____
Я родился в городе Донецк, когда-то очень красивом и цветущем, промышленном и популярном, но всю свою сознательную жизнь провел в небольшом городе в Донецкой области.
Я был обычным ребенком, который не беспокоился о жизни, так было до 2014 года. Началась война, наша семья приняла решение выехать к родственникам, подальше от востока и линии фронта. Недолго прожив там, где нет войны, мы вернулись на Донетчину, потому что наш дом в Донецке. Война затянулась, она была не такая жестокая, как сейчас, и мы часто выезжали из оккупации к родственникам, чтобы сделать глоток свежего воздуха. Планировал поступить на учебу в Америку, но начался другой этап войны.
“...в мое решение мало кто верил и говорили, что меня не возьмут и вообще даже слушать не будут”
24 февраля 2022 года останется в памяти навсегда как день растерянности и боли. Война очень изменила людей и их отношение к миру в целом, особенно тех, кто находится рядом с фронтом и чувствует ее на себе. Так произошло и со мной. Почти год я был в очень подвешенном состоянии, не знал что делать. Но однажды я решил испытать судьбу и попробовать поступить в учреждение высшего образования Украины. Учитывая общество, в котором я рос, а именно русскоязычное, в мое решение мало кто верил и говорили, что меня не возьмут и вообще даже слушать не будут.
Было сложно собраться с мыслями, но я все же решил попробовать доказать, в первую очередь себе, что не все то правда, что говорят оккупационные СМИ и негативно настроенные люди. Потому что уже в то время поступление в вуз Украины — это единственное, что меня как-то отвлекало от войны и давало надежду на будущее.
“Несколько неудачных попыток написания в другие университеты, которые вообще не отвечали на письма, начали гасить мой запал и мотивацию”
Я не знал и близко, как это делать, но ценой многих усилий, нашел и связался с соответствующими структурами, которые помогают в этом вопросе. Я нашел программу помощи абитуриентам с временно оккупированных территорий Образовательный центр “Донбасс-Украина, Крым-Украина”. На сайте были инструкции, что и как делать, и с какими документами обращаться.
Через сайт Единой государственной электронной базы по вопросам образования я писал сразу в университеты. Было много попыток, не все меня, на самом деле, хотели слушать. Я писал в Киевский национальный университет. Первое письмо проигнорировали и не ответили, во втором так и не дали четкого ответа, и разговор зашел в тупик. Несколько неудачных попыток написания в другие университеты, которые вообще не отвечали на письма, начали гасить мой запал и мотивацию. Уже думал, что и действительно, никто не будет этим заниматься.
Но через неделю решил попробовать еще раз, и написал еще в три университета, среди которых был и мой нынешний — Ужгородский Национальный университет. Там меня с самого начала сопровождала юристка и предоставляла подробные инструкции относительно дальнейших действий по поступлению. Собрав все документы, прислал все, что нужно. Мне назначили собеседование в лицее при университете для получения аттестата школьного образования, дали писать школьные экзамены по всем предметам, что-то похожее на итоговые контрольные работы, от которых зависело, получу я этот аттестат или нет. И вот тут началось самое интересное.
Это был уже конец лета, времени было очень мало, пришлось писать более 15 предметов за одну ночь. Это было сложно, но я справился. Затем мне назначили собеседование с работниками лицея, где я должен был сдать еще три предмета для итога, их также сдал. Несмотря на то, что я из восточной части Украины, ко мне относились очень хорошо. После этого назначили собеседование непосредственно с работниками Ужгородского Национального Университета, это была консультация перед сдачей вступительных экзаменов.
“Меня очень удивило то, что со мной были готовы разговаривать в выходной день, это было воскресенье”
После этого начался разговор с родителями о форме обучения, ведь мне предлагали дневную или заочную. Как известно, для обучения на дневной форме нужно было переехать в Ужгород. Долго разговаривали об этом с родителями, но из-за опасного положения на границе с россией, а именно угрозу того, что заберут на фронт, не дав выехать, и из-за невозможности на тот момент собрать достаточно средств для выезда и дальнейшего проживания в одиночку, мы решили выбрать заочную форму обучения.
После указания даты прохождения вступительных экзаменов, я подготовился и сдал их дистанционно, так и поступил в Ужгородский Национальный Университет.
Потенциальным абитуриентам, и просто читателям, которые могут связаться с молодежью с временно оккупированных территорий, хочу пожелать
Не бояться, не сдаваться и искать! Не бойтесь писать всем, кто может вам помочь — университетам, общественным организациям и другим сообществам. Пусть ответ дадут не сразу, и не все, но с пятого университета да и напишут. Говорите сразу, кто вы и чего хотите, больше объясняйте вашу ситуацию — так вас лучше поймут и процедура поступления ускорится. Желательно этим заниматься в конце весны и начале лета, чтобы было больше времени.
А также важно: следите за базовыми правилами конфиденциальности и не сообщайте всем подряд о своих планах, если находитесь в оккупации.
Но главное помните, что вы не одни, и только от вас зависит ваше будущее! Берегите себя! Слава Украине!
Как ОО “Центр гражданского просвещения “Альменда” оказывает поддержку абитуриентам с ВОТ?
Общественная организация “Центр гражданского просвещения “Альменда” предоставляет бесплатные консультации и сопровождение при поступлении с временно оккупированных территорий в украинские учреждения высшего образования.
Обратиться можно в любом из этих мессенджеров: Signal, Telegram, WhatsApp, Viber по телефону +38 095 136 47 27 или через email: [email protected].
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.