"Уже есть своя шаурмичная и кофейня": как Пищевой кластер с востока Украины релоцировался на Ивано-Франковщину
До полномасштабного вторжения Пищевой кластер востока Украины объединял 15 предпринимателей Донетчины, производивших крафтовую продукцию. Вместе популяризировали донецкий бизнес пищевого промысла, участвовали в ярмарках, развивали региональное предпринимательство. После 24 февраля 2022 года были вынуждены вывозить оборудование и думать о возобновлении работы на более безопасных территориях. Как это происходило и как кластер работает сейчас, узнавал Восточный Вариант
Понедельник, 10 часов утра. Недалеко от центра Ивано-Франковска начинает свою работу заведение в стиле fastfood “Майстерня смаку”. В этот день владелица занимается распаковкой нового оборудования — большого гриля для жарки шаурмы или хот-догов. Неудивительно, что в нем возникла необходимость. Недавно “Майстерня смаку” начала работать с доставкой “GLOVO”, поэтому количество заказов увеличилось.
Мало кто из местных знает, но владельцы нового заведения — известные предприниматели с востока, которые релоцировались после полномасштабного вторжения. Елена Брюховец — опытная предпринимательница и руководительница Пищевого кластера востока Украины. Сейчас вместе с партнером самостоятельно готовит шаурму и хот-доги, пытается развивать новое предприятие и возродить старое.
Объединились, чтобы развивать бизнес на Донетчине
В 2014 году Елена Брюховец проживала в Донецке. У женщины был собственный бизнес — туристическая компания. Дела шли удачно до начала российской агрессии.
“Я понимала, что там начиналось, я понимала, что такое аннексия. По роду деятельности я ездила в Карабах, в Абхазию. Слышала от местных, что это такое. Потому я забрала семью и уехала. Мы думали, что вернемся. Но этого не произошло”, — вспоминает Елена Брюховец.
Семья переехала в Мирноград, приобрела новый дом. Заниматься туризмом уже было невозможно из-за активных боевых действий. Елена начала думать о новых видах деятельности и пришла к выводу, что именно пищевая промышленность всегда будет актуальна. Семья обустроила свою ферму и начала производить домашние полуфабрикаты.
Тогда в области стартовала программа “Український донецький куркуль”, которая поддерживала предпринимателей из Донецка и других оккупированных территорий в восстановлении своего дела. Таким образом, Елена получила дополнительные возможности для развития.
“Мы написали бизнес-планы и начали развиваться. А тогдашний глава Донецкой области, Павел Жебривский, собрал нас, а это примерно 180 предпринимателей, и сказал: «Вам нужно держаться вместе. Власть может меняться, может меняться отношение к вам. Но вам нужно дружить и поддерживать друг друга». Мы решили прислушаться. И объединили бизнесы, которые занимались продовольственной деятельностью. Так и возник наш Пищевой кластер. Мне предложили его возглавить, я согласилась”, — рассказывает Елена Брюховец.
Пищевой кластер востока Украины объединял 15 предпринимателей Донетчины, которые занимались развитием экономики региона и страны. Среди них сыроварня “Скажи Cheese” из Краматорска, улиточная ферма из Андреевки, Торская сыроварня из Славянска, экоферма “Козацьке подвірʼя” и многие другие. Предприниматели собирались, проводили ярмарки фермерских товаров, привлекали больше клиентов.
У Пищевого кластера была своя стратегия. В планах перед полномасштабным вторжением — куча проектов и мероприятий по развитию крафтовой продукции региона. Но в один момент все поменялось.
Путь релокации и новое производство
Елена говорит, в 2022 году было сложнее переехать, чем в 2014-м.
“Тогда мы просто уехали и начинали новый бизнес с “нуля”. А через 8 лет мы наработали свое оборудование, своих клиентов, свою базу. Было очень жалко оставлять все свое”, — говорит Елена Брюховец.
Но продвижение врага вглубь области и угроза оккупации заставили думать о выезде. Елена и другие предприниматели кластера не хотели, чтобы их оборудование оказалось в руках россиян.
“Оставлять Донетчину было сложно. В ее развитие было вложено много. Проекты, гранты, возможности. У области была своя стратегия. Я была в одной из комиссий по разработке этой стратегии. Я видела, сколько было вложено. И понимала, что были большие перспективы, будущее. Но мы не хотели, чтобы вся наработка оказалась в руках окупантов. Потому и решили выехать”, — рассказывает Елена.
Тогда Министерство экономики уже объявило о программе релокации для бизнеса. Ею и решил воспользоваться Пищевой кластер востока Украины.
Сначала Елена с партнерами объехали центральные и западные области, чтобы найти место. Хотели остаться в Ирпене, который тогда только освободили от захватчиков. Но по требованиям государства, релокация могла происходить только в одну из пяти западных областей. Окончательный выбор пал на Ивано-Франковск.
“Все произошло быстро. В понедельник мы поговорили, во вторник составили заявку, в субботу уже выехал наш вагон с оборудованием. Это целая история, как мы все это грузили. Сначала в Мирноград везли все из Славянска, Краматорска. А тогда как раз не было топлива, не было грузовиков в Донецкой области, это был большой дефицит в мае. Но мы успели перевезти все в одно место, и оттуда уже тронулись”, — рассказывает Елена Брюховец.
Уехать смогли не все предприниматели кластера. Кто-то сделал это раньше, кто-то позже. В Ивано-Франковске сейчас работает заведение быстрого питания “Майстерня смаку” и кофейня из Славянска “ПростоКава”.
О кофе, шаурме и будущих варениках
“Майстерню смаку” Елена держит вместе со своим партнером Сергеем. Решение об открытии нового заведения было продиктовано нынешними условиями. Заниматься изготовлением домашних полуфабрикатов на новом месте сложно, особенно там, где все уже “налажено”.
“В Ивано-Франковске есть домашние вареники, пельмени. Поэтому нам нужно будет год или полтора пахать, не получать прибыли вообще, чтобы получить хоть какие-то результаты. И мы решили, что это никуда не денется от нас. Пока будем заниматься стритфудом. То, что пользуется спросом. А потом начнем здесь производить продукцию, когда о нас уже узнают, будем налаживать производство. То есть у нас есть определенная себе стратегия”, — рассказывает Елена.
Помещение, в котором работает “Майстерня смаку”, имеет свободную кухню на несколько рабочих мест. Пока здесь размещено релоцированное оборудование — тестомес, мясорубки, овощерезки, раскатки. Сразу после переезда здесь работала руководительница кофейни “ПростоКава” Юлия Долгопольская — пекла пирожные и макаруны. Через некоторое время она переехала в собственное помещение для кафе, а тут открылась “Майстерня смаку”.
“В будущем здесь планируем продолжить производство домашних полуфабрикатов. Место у нас есть, оборудование с сырьем тоже. Спроса нет. Но все будет хорошо. Постепенно, но дойдем до цели”, — говорит Елена Брюховец.
Представители Пищевого кластера востока Украины продолжают работать в сложных условиях, даже жилье в Ивано-Франковске вместе снимают ради экономии. По словам Елены, “живут как одна семья”, проблемы тоже пытаются решать вместе:
“Конечно, сложно. И отключения электроэнергии были, и недостаток спроса. Новое всегда труднее открывать. Но постепенно-постепенно все развивается. На то мы и предприниматели”.
О предстоящих планах по возвращению на Донетчину представители Пищевого кластера пока не думают. Говорят, “все покажет время”. А пока есть возможность продолжать изучать новый рынок и потребности жителей Ивано-Франковщины.
“Конечно, здесь немного другие люди, чем на Донетчине. Им нужна другая продукция и сервисы. Но все мы украинцы. Я всегда говорю, надо между нами искать не отличия, а сходство. У нас общее горе. Они все понимают”, — говорит Елена.
Сегодня “Майстерня смаку” может вместить около 8 посетителей. Елена говорит, чаще всего приходят мамы с детьми или семейные пары. О заведении узнают из социальных сетей и СМИ. Кроме того, “Майстерня смаку” имеет хороший рейтинг и положительные отзывы в мобильном приложении Glovo, что тоже влияет на увеличение заказов. За первый месяц весны количество посетителей выросло втрое.
В “ПростоКава” большинство людей берут кофе “с собой”. Но и в заведении могут разместиться более 20 человек. Для привлечения новых клиентов владельцы регулярно обновляют ассортимент товара, ведут социальные сети, проводят различные мастер-классы. С момента открытия количество посетителей кофейни в Ивано-Франковске увеличилось в полтора раза.
Этот пример показывает, что даже в новых условиях и в новом уголке каждый может начать жизнь заново. Главное — никогда не опускать рук и продолжать работать ради результата. Ведь в этом и заключается одна из особенностей украинцев, не так ли?
***