Донбасс-2021. По-прежнему без просвета. Денис Казанский о переговорах в ТКГ
Переговоры Трехсторонней контактной группы (ТКГ) возобновились после новогоднего перерыва. Но первое же заседание подгрупп в 2021 году показало, что никаких принципиальных перемен как в позициях сторон, так и в ходе переговоров не будет.
Напротив, российская сторона предприняла ряд шагов, явно направленных на обострение ситуации. В частности, в переговоры попытались в одностороннем порядке включить представителей «общественности ЛДНР» — неких людей, которых представители ОРДЛО с российской стороны привели с собой и усадили перед камерами видеосвязи.
В ответ на вопросы украинской стороны к модераторам из ОБСЕ, на каком основании эти люди участвуют в переговорах, вразумительного ответа не последовало. Похоже, что и сами модераторы не понимали, как им реагировать на такой неожиданный шаг российской стороны.
В итоге слова «общественникам» решили не давать. Но и прерывать переговоры из-за их присутствия не решились — специфика работы ОБСЕ в том, что срыв переговоров там воспринимают как личный провал и худший из возможных вариантов развития событий. Поэтому таких шагов стараются избегать всеми возможными способами.
Очевидно, в расчете на это россияне и привели на переговоры новых людей. Цель провокации состояла в том, чтобы вынудить отказаться от переговоров именно украинскую сторону, а затем обвинить Украину в нежелании вести диалог. Украинская сторона на провокацию не среагировала. Но говорить о конструктивном диалоге в таких условиях, разумеется, не приходится.
В целом же позиция российской стороны не изменилась, и остается прежней.
В общих чертах требования России остаются неизменными — либо Украина должна выполнять Минские соглашения в том виде, в каком этого требует Россия (включая легализацию боевиков ЛДНР в Конституции), либо Украина должна объявить, что она выходит из Минских соглашений. Последний вариант россиян, как видно, также целиком устраивает. Так как нежелание выполнять Минские соглашения именно украинской стороной позволит Москве требовать снятия части санкций.
Во время последней встречи в ТКГ с подобными требованиями выступил заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак. Ранее он ни разу не принимал в них участия (Россию представляет Борис Грызлов), но в этот раз довольно бесцеремонно отодвинул Грызлова из кадра и занял его кресло. Появление Козака выглядело неожиданным — обычно россияне прячутся за так называемыми «представителями Донбасса», и стараются говорить поменьше, то в это раз пришлось выходить на первый план уже самому заместителю главы АП РФ.
Козак был очень раздражён, говорил эмоционально. Как обычно, обвинял Украину в нежелании признавать боевиков стороной переговоров и требовал, чтобы украинская сторона обсуждала «дорожную карту», предложенную Россией через своих марионеток либо отзывала свою подпись из Минских соглашений.
Было заметно, что у Козака сдают нервы. Возможно, это связано с тем, что за все время своей работы на украинском направлении он так и не смог показать результат, которого от него ждали. И в связи с этим имеет проблемы со своим начальством. Украинская сторона оказалась неуступчивой, и Козак, как и Сурков, так и не смог ничего этому противопоставить.
В этой ситуации Москва продолжает демонстративно проводить политику, направленную на разрыв связей ОРДЛО с территорией, подконтрольной Украине. Остаются закрытыми КПВВ, что значительно усложняет трафик через линию разграничения. И хотя люди продолжают ездить из ОРДЛО на подконтрольную территорию через Россию, все же перекрытие прямого траффика существенно усложняет людям жизнь.
Одновременно с этим продолжается раздача жителям отдельных районов российских паспортов. Кроме того, ведут россияне работу и на идеологическом фронте. Для «народных республик» кремлевские идеологи разработали так называемую «Доктрину Русский Донбасс», в соответствии с которой диктатура оккупационных администраций этой территории будет осуществляться на принципах русского национализма.
Очевидно, что эта мера явна не способствует реинтеграции Донбасса и выполнению Минских соглашений. Похоже, Кремль идет на этот шаг из соображений банальной мести Украине за несговорчивость. Поэтому говорить о близком завершении конфликта, увы, не приходится. Ведь Москва сейчас делает все, чтобы пройти точку невозврата завести его в тупик.