RU
RU UA
Екатерина Храпович: досье общественной деятельницы, активистки, волонтерки из Мариуполя
Досье

Екатерина Храпович: досье общественной деятельницы, активистки, волонтерки из Мариуполя

Екатерина Храпович — общественная деятельница из Мариуполя. С детства имеет проукраинские взгляды и призвание находить себя в общественном секторе. С 19 лет начала приобщаться к социальным инициативам и стала проектной менеджеркой. Впоследствии присоединилась к команде БФ “Восток SOS”. Сегодня активно занимается общественной и волонтерской деятельностью.

Восточный Вариант пообщался с Екатериной и в рамках проекта “Досье” подготовил материал о фактах из ее биографии.

Детство и образование

Екатерина Храпович родилась 2 октября 2000 года. Детство прошло в Мариуполе, свои первые 20 лет от рождения Екатерина провела именно там. 

Училась в Мариупольской школе №9. Екатерина рассказывает:

Школьные годы — это годы, которые я больше всего не люблю в своей жизни. У меня была не очень хорошая школа — у нас были учителя, которые не любили работать с детьми. Помню, как классы делились тогда на две части: были дети, семьи которых поддерживают проукраинское движение и дети из семей, которые, к сожалению, поддерживали пророссийское движение. И каждую перемену у нас были дебаты кто прав, а кто нет. И именно наши учителя, которые были  связаны с нами, были настроены не на украинскую сторону. Это было такое сопротивление частично и учителям. И вроде передо мной были сознательные взрослые люди, но ты понимаешь их взгляды, а тебе всего 13 лет”.

Катерина Храпович

Тогда Екатерина была в 10 классе. Она активно изучала языки и биологию, потому что хотела поступать на психологический факультет, однако по итогам года получила табель с низкими оценками. На ее вопросы почему так и можно ли что-то пересдать, учителя игнорировали школьницу. В этот же день Екатерина попросила маму забрать документы из школы, потому что она не хотела дальше там учиться.

Затем поступила в Мариупольский колледж Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского. Там училась по специальности “Товароведение и коммерческая деятельность”. 

“Впоследствии хотела поступать в университет, но случился ковид, дальше — полномасштабное вторжение. Поэтому поступать собираюсь именно в этом году. Еще в школе хотела изучать психологию, но тогда были определенные обстоятельства, почему не пошла. Но решение, которое долго обдумывалось, все же принялось”, — говорит Екатерина.

Общественная деятельность

Вовлеченность Екатерины в любую деятельность и все ее места работы связаны именно с общественным сектором.

Началось это где-то в мои 18 лет. Когда я училась на третьем курсе, то поняла, что моя активность в колледже, моя деятельность закончится и что же я буду делать дальше? Мне стало понятно для себя, что я хочу делать то, что будет приносить результат и будет социально полезным. У меня было желание не просто зарабатывать деньги, а приносить результат и изменения”, вспоминает Екатерина.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: из архива Екатерины

В 19 лет девушка поступила в Украинскую академию лидерства. Она рассказывает, что там была не формальная программа обучения, где подростки с 16 до 20 лет знакомятся с различными социальными инициативами, общественным сектором, с органами управления государством и внедряют свои проекты в течение всего периода. Именно тогда Екатерина стала проектной менеджеркой. Она рассказывает:

В частности, тогда был проект «Бумеранг», который был призван для поддержки людей старшего возраста. Я училась в Харьковском центре. Мы организовывали различные активности, учили с людьми английский, занимались компьютерной грамотностью, проводили различные спортивные занятия. Это была моя первая вовлеченность”.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: с личной страницы Екатерины в Facebook

Со временем, когда Екатерина закончила обучение в Украинской академии лидерства, произошел карантин и каких-то глобальных проектов не было. Но тогда девушка была привлечена к проекту ОО «Прожектор», где она координировала команду, которая создавала свой художественный проект, с которым они одержали победу. А впоследствии — реализовали выставку на базе заброшенных зданий Мариуполя.

Также параллельно я занималась координацией мариупольской команды фестиваля «Из страны в Украину», — добавляет Екатерина, — В течение полугода мы разрабатывали концепт, выявляли боли и проблемы, которые были в городе, и придумывали различные активности”.

В дальнейшем девушка присоединилась к фестивальной команде и накануне полномасштабного вторжения посетила 12 городов на востоке Украины. Это, в частности, были такие города как Дружковка, Доброполье, Счастье, Мариуполь, Херсон. Екатерина говорит:

Всегда когда я начинала какую-то деятельность, я понимала, что я очень люблю свой город. И всегда всем своим знакомым или друзьям из других городов я много рассказывала о Мариуполе, приглашала их приехать, проводила экскурсии. И до сих пор эти люди немножко влюблены в наш город — это тоже моя маленькая победа”.

Переломный момент — 2014 год

Переломный момент для Екатерины произошел в 2013 году. Она рассказывает, что тогда очень увлеклась чтением. Читала и современную литературу, и немного классику 20 века. Девушка говорит: 

Именно процесс чтения дал мне момент осознания, интересов, новых знакомств. И именно это произошло в момент Майдана, а дальше — оккупационных процессов на востоке страны. Я до сих пор помню, как я делала домашнее задание и сепаратисты начали захватывать воинскую часть возле моего дома. А школа наша была ровно через дорогу. На следующий день никто не пришел в школу, потому что ты не знаешь когда это начнется снова. Были перестрелки, что-то летало и была тревожная атмосфера”.

Тогда, по воспоминаниям Екатерины учителя школы сделали ученикам замечание в неприятной форме за неявку на уроки, поскольку на их взгляд ничего не произошло. Екатерина вспоминает:

 “Я до сих пор помню как у нас заканчивался этот учебный год. У нас был классный час и нам классная руководительница сказала, что украинцы сбросят на Мариуполь атомную бомбу. Она добавила, что информация очень точная и нужно следить за этими новостями в социальных сетях группы так называемой «днр». Этот момент настолько неадекватных вещей. Я помню, что я закрыла дневник и поняла, что я не буду записывать эту информацию”.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: с личной страницы Екатерины в Facebook

Екатерина двигалась вперед именно с такими мыслями, что хочет развивать свой город и восток Украины. Девушка рассказывает, что ее неоднократно приглашали переехать на работу в Киев, но она сознательно отклоняла подобные предложения, потому что понимала, что ей важно оставаться на востоке Украины. Она добавляет:

И это было не о том, чтобы построить карьеру, а о том, чтобы построить нечто большее, что останется после меня”.

О деятельности в БФ “Восток SOS” и волонтерстве

Ближе к декабрю 2021 года Екатерина присоединилась к команде из “Восток SOS” как координаторка локальных волонтеров. Она рассказывает, что 26 февраля 2022 года был запланирован тренинг, который так и не состоялся из-за полномасштабного российского вторжения на территорию Украины.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: из архива Екатерины

За несколько дней до начала российского вторжения Екатерина присоединялась к проукраинскому митингу, который проходил в Мариуполе. Она там была с плакатом, фото которого разнеслось по социальным сетям.

Мне тогда показалось, что в этот момент точно что-то изменится. Мы тогда точно показали, что мы не являемся россиянами, что мы продолжаем показывать до сих пор”, — рассказывает активистка.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: из архива Екатерины

Впоследствии Екатерина вместе с семьей выехала из Мариуполя. Она рассказывает:

Мы выехали с семьей немного заранее. Уже было полномасштабное вторжение, но еще не было оккупации Мариуполя. Тогда ехала семья моего знакомого, они нам помогли. У нас была машина, было топливо, но не было на тот момент водителя в семье. А у этого знакомого было три водителя и один из них сел за руль нашей машины. Не скажу, что это было легко, но по сравнению с тем, как люди ехали потом, то это конечно кардинально другие вещи”.

Екатерина вспоминает, что по дороге из Мариуполя они видели разбитую технику, колонны техники, которая движется по дороге. Так она с семьей доехала до Запорожья, где началась перестрелка. Так, после обеда они доехали до Днепра и остановились у родственников. Екатерина говорит:

Уже через пару часов как мы доехали, мы увидели, что кольцо над Мариуполем замкнулось. То есть, если бы мы выехали немного позже, то мы бы просто не доехали, потому что нас по сути ехало две машины украинских активистов, которые связаны с различными организациями”.

В Днепре девушка пробыла около двух недель. Потом решила, что хочет что-то делать дальше. Она территориально была за городом и не имела возможности выезжать в сам город. Екатерина вспоминает, что тогда общественный транспорт не работал из-за начала войны. Но она пыталась волонтерить онлайн, контактировать, искать ресурсы, что-то передавать совместно ОО “Халабуда”.

Впоследствии помогала своим знакомым, которые пошли в медицинский батальон “Госпитальеры”, находить вещи, технику, которую они искали. Екатерина говорит, что “это было что-то мелкое, точечное” и ей хотелось делать что-то большее.

Екатерина написала своему координатору в проекте, о том, что она готова участвовать в работе, где она может быть полезной. И ее пригласили работать в Ужгород.

Такое время было и мое понимание, что я хочу во что-то включаться, что я не уточняла и написала, что приеду через четыре дня. Он сказал, что буду заниматься примерно тем, чем и занималась. Так я оказалась в Ужгороде, и там мне сказали, что есть не закрытая позиция коммуникационного менеджера и я буду именно им. А я вообще не совсем о коммуникации, потому что я больше координатор, ивентор, проектный менеджер”.

Катерина Храпович
Екатерина Храпович. Фото: с личной страницы Екатерины в Facebook

Девушка, которая до этого занималась коммуникациями, должна была ехать на восток журналисткой и у нее не было много времени. Поэтому Екатерине просто передали пароли, наработки, фотографии, доступы. Большой пласт работы лег на ее плечи. Она вспоминает, что тогда в Ужгороде все только начинало развиваться и она начала включаться в коммуникации.

“Я настроилась, что если я сейчас здесь, то я здесь нужна и надо как-то аккумулировать знания, которые у меня есть. Ко мне позже присоединилась моя напарница. И нам удалось построить довольно сильную коммуникацию, сеть. После этого мне предложили стать координаторкой коммуникационного отдела, которой я проработала в течение года, до июня 2023”, — рассказывает Екатерина.

Впоследствии девушка поняла, что “выгорела” на работе, поскольку была сильная нагрузка, большой стресс и она находилась не совсем в той сфере, которая приносила бы ей ресурс. Так, Екатерина стала проектной менеджеркой сети безопасных пространств для женщин и девушек “Затишно space”. Здесь она занималась координацией команды, внедрением образовательных проектов.  На этой должности проработала с сентября 2023 года по июнь текущего года.

Кроме этого Екатерина имеет свой бренд, который называется ABITI. Частичный доход от деятельности которого идет на ремонт дронов в ОО “Халабуда”, которая этим занимается.

Первоначально идея этого проекта возникла от того, что в Мариуполе не было классного мерча, который бы хотелось забрать с собой. Я, как фанатка своего города, захотела придумать что-то, что будет отражать его сущность. И тогда придумала этот проект, это название и первые дизайны. Это отражало город контрастов — Азовсталь на фоне моря. Из-за измененных конструктов, некоторые дизайны сейчас неактуальны, но я смогла совместить некоторые дизайны и одну фразу:  «с морем в сердце и металлической крошкой в легких». Сейчас это несколько изменило свой смысл, поскольку Азовсталь стал центром сопротивления украинского народа, а Мариуполь стал одним из центров геноцида, который совершила российская армия. И сейчас для меня эта фраза больше о той прочности, которую прожили там наши военные и гражданские и о том, что мы никогда не забудем, каким Мариуполь был и каким, возможно, будет в будущем”, — рассказывает Екатерина.

Катерина Храпович
Фото: из архива Екатерины Храпович

О планах

В дальнейшем Екатерина видит себя только в общественном секторе. Она говорит, что активизм — это не о работе с 9.00 до 18.00, а о жизненной позиции и о внедрении изменений к лучшему. Она добавляет:

Я бы сказала, что активизм и волонтерство, это не о специальности или работе. Из тех направлений, которые мне интересны, то это конечно помощь армии. Но я еще ищу, как это правильно сделать, кроме как сборов и донатов. И мне также интересна тема развития гражданского общества, развития комьюнити. Я планирую в дальнейшем заниматься именно этим. Я своими глазами увидела и, кажется, вся страна увидела во время полномасштабного вторжения, что это гражданское общество играет большую роль и включенность сейчас. Мне кажется, если мы продолжим это развивать, то это очень положительно изменит нашу страну”.

Социальные сети

Личная страница Екатерины Храпович в Facebook.

***

Эта публикация осуществлена при поддержке Фонда “Партнерство для устойчивости Украины”, который финансируется правительствами Великобритании, Канады, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Швейцарии и Швеции. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью медиа и не обязательно отражает позицию Фонда и/или его финансовых партнеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дата

"Был, есть и будет украинским городом!": горожане поздравляют Краматорск со 156-летием

Что происходит

Как спецслужбы рф вербуют украинцев через запрещенные в Украине российские соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники"

Разбор

Восстановление "Жемчужины Донетчины" в Святогорске: своевременно ли оно?

Антифейк

Настоящий голос Донбасса: как книга "Призрачная ясность" опровергает мифы о "русской весне" 2014 года

История

Восстановление правды. Как лемки и бойки оказались на Донетчине

Видео

"На войне погиб брат и муж". История военной Ангелины Римской, защищающей Украину на Покровском направлении

Антифейк

"Младший брат" или "вторичный край": как россияне создавали исторические мифы о Донетчине и Луганщине

Антифейк

Фейковое видео с комментарием Филашкина: как российские пропагандисты распространяют очередную ложь о Покровске

28 сентября Суббота
11:08

За сутки полиция зафиксировала более 3 тысяч вражеских ударов по Донетчине

10:37

В Рубежном горожане начали продавать недвижимость

10:24

Из Донецкой области эвакуировали еще 142 ребенка

10:06

В школах "лнр" наскоро посвящают первоклассников в орлят-сентябрят

09:39

На Луганщине враг атаковал в районах Грековки, Макеевки и Балки Журавки

09:28

Ночью россияне обстреляли Доброполье: ранены 7 человек (фото)

09:16

Активисты "Жовтої Стрічки" напомнили оккупантам, что Луганск — это Украина (фото)

08:51

За прошедшие сутки зафиксировано 180 боевых столкновений

08:34

Вчера в Донецкой области погиб 1 человек

08:25

Силы обороны обезвредили еще 1470 окупантов

07:35

Дата "Был, есть и будет украинским городом!": горожане поздравляют Краматорск со 156-летием

"Был, есть и будет украинским городом!": горожане поздравляют Краматорск со 156-летием
27 сентября Пятница
23:10

Сегодня на фронте произошло 170 боев: сводка Генштаба ВСУ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: