Картофельный кризис в Донецке: в чем причины повышения цен?
За считанные дни цена на продукты в оккупированном Донецке взлетела в разы. Рекорды бьет картофель. Руководство группировки “ДНР” повышение называют необоснованным, а подконтрольные боевикам СМИ — “картофельным апокалипсисом”. В чем же причины резкого подорожания и кто в этом виноват?
Еще две недели назад картошка на донецком рынке стоила примерно 50 рублей. Сегодня цена выросла минимум в два раза — от 100 до 120 рублей за килограмм. Это примерно 40 гривен. Стоимость на оккупированных территориях в несколько раз выше расценок не только украинского, но и российского рынка.
Для сравнения, цена на картофель за килограмм:
- Донецк — 60-120 рублей (22-44 гривны)
- Славянск — 22-28 рублей (8-10 гривен)
- Ростов — 30-40 рублей (11-15 гривен)
Картошка в обмен на квартиру
Местные жители в шутку спорят между собой в соцсетях что же выгоднее: вкладывать в картофель вместо биткоина или менять на него квартиры?
Такой вот “смех сквозь слезы”. Шутки шутками, но ситуация вовсе не смешная. Большинство жителей оккупированных городов не могут себе позволить купить элементарные продукты. Обычная картошка людям не по карману. Кроме того, цены повысились на мясо, подсолнечное масло, сахар.
Местные телеканалы транслируют недовольство жителей — цены не сопоставимы с зарплатами и пенсиями:
“Очень дорого, пенсионерам просто невозможно. Запастись теперь картошкой нельзя. Больше одного килограмма не возьмешь, а что это такое…”.
“Никогда такой цены не было, это ужасно. Если сравнивать с соседними регионами, то это стыд и позор. Для такого региона как мы, пострадавшего во всех отношениях, такие цены на рынке это с ума сойти”.
“Очень странно подорожало. Если уже и картошка по такой цене, то что нам кушать на нашу пенсию?”.
“Для меня дороговато. Запас на зиму не можем взять по такой цене. Надо цены снижать”.
Резкий скачок цен стал темой номер один для обсуждений в социальных сетях.
“Во всем виноваты спекулянты”
Продавцы на рынке во всем винят неурожай и поднятие таможенной пошлины при ввозе товара из РФ. На прилавках “своей” картошки нет. Вся привозная из России и даже Грузии.
Как озвучивают так называемые власти самопровозглашенной “ДНР”, с 1 по 7 октября было завезено 5700 тонн импортного картофеля. По данным боевиков, несколько лет подряд в ОРДО привозят порядка 80 тысяч тонн. Это стандартное годовое потребление.
В основном товар в оккупированные города попадет из Ростова. Сейчас фиксируются километровые очереди фур с якобы белорусской картошкой на границе с РФ и оккупированной частью Донецкой области. Их не пропускают уже несколько дней.
По иронии судьбы, в этом году самым крупным поставщиком картофеля в Беларусь стала Украина. В стране, где бульба стала традиционным символом, фиксируются проблемы с урожаем. Впервые этот продукт импортируют.
Как отмечает представитель украинской делегации в Трехсторонней контактной группе, журналист Денис Казанский, ситуация с подорожанием создана искусственно. Территория контролируется вооруженными людьми, которые могут по своему усмотрению туда пропускать или не пропускать какие-либо грузы.
“Вся власть принадлежит им и никаких правовых механизмов, которые бы их ограничивали, нет. Соответственно, они чувствуют себя абсолютно безнаказанно и могут творить что угодно”, — считает Казанский.
По его мнению, боевики просто накладывают дань на коммерсантов, которые ввозят продукцию на оккупированную территорию.
Таким образом задирают цену, получая свою выгоду как от завоза, так и от вывоза каких-либо товаров.
“Обогащается какая-то группировка людей, которая может запретить или разрешить кому-то проехать. Просто-напросто они решили таким образом заработать, поскольку никто ничего не может сделать. В правовом государстве было бы расследование, реакция общества и так далее, а здесь нет никаких механизмов у людей на эту ситуацию повлиять. Поэтому они будут зарабатывать просто потому что могут. А обычные люди за все, как всегда, заплатят”, — считает Казанский.
Что говорят экономисты
Экономисты отмечают три основных фактора повышения цен. Первый — глобальная инфляция. Он влияет на все экономики, в том числе и нелегальные. Продовольственные товары дорожают везде, от Китая до Украины. В этом факторе даже закрытая квази региональная экономика непризнанных “ДНР” и “ЛНР” не может его избежать.
Второй фактор это то, что происходит внутри экономики самопровозглашенных “республик”. Там аграрный сектор находится в состоянии стагнации.
Как поясняет экономист Алексей Кущ, в Украине аграрный сектор развивается за счет экспортного потенциала. Экспортируем в основном технические культуры и зерновые монокультуры. Но за счет этого экспортного вала деньги пересачиваются в смежные направления сельского хозяйства. Поэтому в стране развиваются не только производства зерна, кукурузы или подсолнечного масла. Деньги просачиваются в овощеводство, садоводство и так далее.
Потому в Украине сохраняется продуктовое разнообразие на минимальном достаточном уровне и продовольственная безопасность по методологии ООН на среднем уровне.
“Если брать самопровозглашенные “республики”, то, естественно, там никакого экспортного потенциала аграрного сектора нет и быть не может. А внутренний рынок очень маленький и его платежеспособный спрос очень низкий. Он не может быть драйвером развития внутреннего аграрного сектора. Поэтому аграрный сектор там деградирует, стагнирует, несмотря на то, что там могут показывать на телевидении открытие каких-то новых птицефабрик. В целом эти региональные квази-экономики не могут обеспечивать себя продуктами питания. То есть, они являются импортно-зависимыми. Раз нет своего развитого аграрного сектора, соответственно зависимость от внешних цен становится еще сильнее”, — считает финансовый аналитик.
Третий фактор — ограниченные каналы импорта. Допустим, если возникает какой-то дефицит товара, Украина может его купить по всему миру. В случае с самопровозглашенными “ДНР” и “ЛНР” канал импорта очень ограниченный.
“Со стороны свободной Украины раньше была контрабанда, также население перевозило на себе разрешенные объемы товаров. Сейчас, в связи с карантинными ограничениями, даже поток дешевых продуктов с контролируемой территории сократился. Понятно что Китай не будет продавать, условно говоря, гречку в “ДНР”. Другие страны не будут этого делать, потому что их компании будут бояться попасть под санкции. Единственный канал это Россия”, — говорит Алексей Кущ.
Как отмечает эксперт, даже не все российские крупные оптовые торговые компании будут работать с ОРДЛО. Только специфические. Если каналы импорта у тебя ограничены, соответственно закупки будут по максимально высокой цене.
Оккупированные территории напрямую зависят от России. Сейчас жители Донецка это особенно чувствуют на собственных желудках. Уже 8 лет все они остаются в заложниках боевиков. Теперь путинская “русская весна” вернула на Донбасс советский дефицит.