"Правда, которая бы объединяла нас всех": капеллан Максим Стрыхар о религии и Боге на восточном фронте
С 2014 года он ездил на фронт как капеллан-волонтер. Возил гуманитарную помощь, поддерживал бойцов, молился вместе с ними. С началом полномасштабного вторжения Максим стал капелланом одного из батальонов терробороны Киева. О том, как сейчас развивается капелланство в Украине и как военнослужащие находят Бога на фронте, Максим Стрыхар рассказал Восточному Варианту
Вернулись в Украину за две недели до полномасштабного вторжения
Максим начал свою карьеру как археолог и художник-реставратор. Работал в Софии Киевской и Национальном реставрационном центре Украины. Затем работал в Музее истории Киева, занимался исследованием пещерных монастырей Украины. Тогда более подробно познакомился с монашеской жизнью, вероучением, общался с монахами. Так начал задумываться о Боге, вере, отношениях человека с Богом.
Во время учебы в харьковской Коллегии патриарха Мстислава Максима сначала высвятили как диакона, а затем — как священника.
“Я служил в Киеве. И уже почти 15 лет я занимаюсь Киевским детским приютом, это сейчас называется Центр социально-психологической реабилитации детей при госадминистрации Киева. Там есть детки с улиц, из проблемных семей, проблемные дети. Но они все интересны, то есть у меня прихожане — дети”, — рассказывает Максим.
Параллельно с богослужением Максим продолжал работать археологом. Но когда россия начала войну против Украины в 2014 году, Максим принял решение поехать священником на фронт и помогать военнослужащим, что и делал до 2017 года.
Спустя время после АТО Максим вместе с семьей переехал жить в Польшу, но с началом угрозы полномасштабной войны вместе с сыном вернулся в Украину.
“В Польше у меня своя фотостудия. Занимался фотожурналистиком, рекламной фотосъемкой. Фотографией я занимался, когда работал в Киево-Печерском заповеднике. Еще в Польше был волонтером в архивно-археологическом отделе в Катовицком музее. Одновременно ездил в Киев и служил в приюте. А когда началась угроза вторжения со стороны россии, мы с сыном, он уже взрослый, ему 21 год, решили вернуться в Украину, потому что знали, что война начнется. Остаться в другой стране, когда нашей плохо, для нас было не этично”, — рассказывает Максим Стрыхар.
24 февраля Максим проснулся от взрывов. Тогда же присоединился капелланом к 112-й бригаде ТРО Киева. За время полномасштабного вторжения Максим был еще и боевым медиком инженерной роты, а затем получил звание младшего лейтенанта и был направлен капелланом в 241 батальон ТРО Киева, который сейчас находится на бахмутском направлении.
“У нас мало людей, которые хотят принимать капеллана”
Максим рассказывает, что Закон о службе капелланов в Украине приняли уже во время полномасштабного вторжения — в сентябре 2022 года. До этого во времена АТО священники ездили на фронт как гражданские лица. Сейчас же обязательно военнослужащие со званием.
“Сейчас капеллан должен получить сертификат, мандат от государства на право осуществления капелланской деятельности, собственно, от своей церкви, которую он представляет. Когда он заходит в подразделение, то перестает быть священником своей конфессии. То есть он остается верен своей церкви, но уже должен помогать людям всех конфессий, собранных в части. Это могут быть мусульмане, неверующие, христиане, вс кто угодно. И надо уже находить общий язык с ними, как-то их совмещать”, — рассказывает Максим.
Капеллан Максим нашел единую правду, которая бы объединяла всех — любовь.
“А как человек называет эту любовь — Дажбог или Христос, это уже другое. Главное, чтобы люди научились любить друг друга, уважать друг друга. Это нравственное начало в армии. Люди у нас привыкли, что капеллан — это просто священник. А капеллан в армии — это совсем другое, на самом деле. Это и социальный работник, и психолог, и священник, и все родное, что может помочь. И многие капелланы еще этого не понимают, потому что их никто не учил”, — говорит Максим Стрыхар.
Максим прошел обучение на капеллана в Академии сухопутных войск. Туда приезжали инструкторы из стран НАТО и рассказывали, как у них построены основы капелланства.
Сначала Максим чувствовал внутреннее сопротивление:
“Ибо как это так, я православный верующий, а здесь я должен говорить, что есть просто Бог, не вспоминать Христа. А потом понял, что это важно, что это объединяет”, — объясняет капеллан Максим.
Максим говорит, в обязанности капеллана сегодня входит проводить молитвы, освящать паски на Пасху, поддерживать бойцов. Если человек погибает, то капеллан его хоронит, сопровождает на кладбище, разговаривает и поддерживает родственников и побратимов погибшего бойца.
“Затем капеллан должен вести семью погибшего. Но семьи погибших не часто знают, что священник может помочь им. Тех людей, которые хотят принимать капеллана, у нас очень мало. Люди еще не знают, что мы делаем, в том числе и командиры. Поэтому капеллан в этом смысле должен подсказывать командиру. Чтобы помогать людям, не имеющим сил дальше воевать, сильно переживающим, боящимся. Это капеллан может и должен делать”, — рассказывает Максим.
Максим говорит, что закон уже принят, но армия еще не очень готова к нему. Но все познается с опытом и временем. А в этот момент тысячи капелланов в украинской армии продолжают нести службу и помогать бойцам взять себя в руки.
Капеллан Максим обращается к читателям “Восточного Варианта”:
“Я хотел бы пожелать людям, чтобы они не смотрели на духовенство Московского, или любого из патриархатов. Там есть какие-то старинные традиции, вплетено язычество. Это другой формат, этот формат не нравится людям. Люди хотят более современного формата, более правдивого формата, приближенного к ним. Правда, в том, что идеального священника люди никогда не найдут. Но найдут идеального Бога.
И я хотел бы, чтобы этого идеального Бога люди искали в себе. Если они там его найдут, увидят, им будет легче трансформироваться в общество, в церковь. Поэтому начинать нужно с себя, видеть себя. Вот это я хотел бы людям пожелать”.
***