Как и почему сэкономили на чернобыльцах
Последние несколько месяцев в Украине прошли под знаком акций протеста чернобыльцев. Именно законодательная неразбериха и популизм спровоцировали вал решений судов о назначении высоких пенсий ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы. Однако власть в этом вопросе все равно действовала очень спорными с точки зрения верховенства права методами. И проблема рискует снова остаться нерешенной.
ДЕНЕГ НЕТ
Причина протестов – неспособность власти выполнить установленные законами нормы социального обеспечения целого ряда категорий льготников, но не только чернобыльцев, но и военных пенсионеров, и «детей войны». Транши МВФ ($ 12-16 млрд.) не получены, переговоры с «Газпромом» пока ничем не закончились (за газ в месяц нужно платить около $1 млрд.), нужны огромные средства на реализацию проектов по подготовке к ЕВРО-2012. Кроме того, череда коррупционных скандалов – например, со строительством стадиона «Олимпийский» и покупками буровых установок – не добавляют власти доверия граждан. Регионал Петр Андреев, возглавляющий КРУ Госфининспекцию, в своем интервью красочно описал различные схемы «распила» бюджетных средств и неспособность действующей власти ликвидировать их. Возбудив уголовные дела против Юлии Тимошенко и ее министров в том числе по вопросам госзакупок, власть не навела в этой сфере порядок. По открытым данным, сам объем закупок в 2010 году составил 335 млрд. грн. - в 2,2 раза больше, чем в 2009-м (175 миллиардов). Тех дополнительных средств, которые выделены на нужды власти, хватило бы на выплату всех чернобыльских пенсий почти до конца года. Так что денег на социальные выплаты – в том числе чернобыльцам – в бюджете действительно нет.
КАК «ПРОКАТИЛИ» ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ
Старая редакция ст.54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» установила, что размерпенсии для инвалидов, у которых доказана связь с чернобыльской катастрофой, не может быть меньше: для I группы – 10 прожиточных минимумов; для II группы – 8 прожиточных минимумов; для III группы – 6 прожиточных минимумов.Статья 21 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» определяла прожиточный минимум для лиц, которые утратили трудоспособность: с 1 апреля – 764 грн., с 1 октября 784 грн, с 1 декабря-800 грн. То есть по закону, инвалид-чернобылец I группы должен получать сейчас пенсию (не считая доплат) - 8000 грн., II группы – 6400 грн., III группы – 4800 грн.
14 июня 2011 года был окончательно принят и вступил в силу с 19 июня Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год»» №3491-VI - нормы и положения законов о пенсионном обеспечении чернобыльцев, военных пенсионеров и детей войны теперь применяются «в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного Фонда Украины на 2011 год». Уже 23 июля 2011 было опубликовано постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении некоторых размеров выплат, финансирующихся за счет средств государственного бюджета» № 745 от 06.07.2011. Им установлены пониженные размеры пенсий и доплат. Например, чернобыльцам-инвалидам I группы выплаты снижены в 3,3 раза, II группы - в 5 раз, «детям войны» (коих миллионы) – в 5,5 раза ниже, вместо 273,3 грн. - 49,8 грн.
Стоит сказать, что нынешнее уменьшение выплат чернобыльцам – это далеко не первая попытка власти сэкономить на них. Целый ряд норм профильного закона не были реализованы в отношении всех чернобыльцев и со временем отменялись. Начиная бюджета 2000 г., принятого с подачи правительства Виктора Ющенко, действие норм закона приостанавливалось и затем признавалось неконституционным. Так что протестующие чернобыльцы - не совсем плод действий регионалов. Идея отмены социальных гарантий законами о бюджете оказалась живее всех живых и реализуется даже последние 11 лет.
И премьер-министр Ющенко в 2000 году, и министр финансов и вице-премьер Николай Азаров в 2002-2004 гг., 2006-2007 гг., а затем премьер-министр 2010-2011 гг., и премьер-министр Юлия Тимошенко в 2005 и в 2007-2009 гг. - все принимали решения и вносили проекты бюджетов о снижении социальных выплат, которые принимались Верховной Радой и часть из них признавалась неконституционными Конституционным Судом Украины.
Однако именно регионалы пошли в жесткое наступление по всем фронтам на чернобыльцев. Методов было несколько. Первый – максимальное затягивание судебного рассмотрения вопросов о доплатах. Несколько раз менялись подведомственность (гражданское\административное судопроизводство) и сроки давности по социальным спорам. Кроме того, истцы по социальным делам фактически были вынуждены обжаловать все судебные решения до конца судебной иерархии. В итоге дожидаться решения судов чернобыльцам приходилось годами. Хотя это не решало проблему в принципе, но значительно тормозило рост количества невыгодных власти судебных решений, начиная с кризисного 2008 года.
ЧТО ДЕЛАЛИ С СУДЕБНЫМИ РЕШЕНИЯМИ
Приняв политическое решение, власть начала думать, как решить проблему судебных вердиктов – ведь большинство доплат назначены судом, а значит просто так отменить их невозможно. Кабмин разослал поручения для Высшего админсуда Украины и руководству Пенсионного фонда, в которых требовал от них руководствоваться при выплате пенсий «действующим законодательством». В результате появилось дивное письмо двух высших судов «Об определении порядка и размера социальных выплат, которые финансируются за счет средств Госбюджета» от 06.09.2011. С этого момента все суды должны были применять явно неконституционную норму Закона №3491-VI, лишая чернобыльцев (а вместе с ними детей войны и военных пенсионеров) возможности отстоять свои права в судебном порядке. Остается непонятным, почему в сентябре, а кое-где и в октябре 2011 Пенсионный Фонд еще выплачивал повышенные пенсии по решениям судов.
Кроме подавления уже выступивших чернобыльцев через суды, власть ведет и превентивную работу. В частности - проводятся проверки судебных решений и самих судей.
Например, 21 ноября председатель ВСЮ Владимир Колесниченко внес предложение об увольнении за нарушение присяги судей Брянковского горсуда Луганской области Владимира Гончарова, Ларисы Мигуновой, Натальи Черновой, Игоря Рудакова, Оксаны Крупинской и судьи Апелляционного суда Луганской области Раисы Соловей (за действия в местном суде). Суть предъявляемых обвинений состоит в том, что объем средств, выделенных на выполнение принятых ими решений о взыскании пенсионных выплат составил 17,5 млн. грн, в некоторых случаях такие выплаты составляли 18–31 тыс. грн. Вот как прояснила ситуацию судья Лариса Мигунова: «Рассматривая админдела, касающиеся разных категорий льготников, к сожалению, местные суды общей юрисдикции оказались в сложном положении из-за разнообразия действующих нормативных актов, отсутствия единой судебной практики. Что касается ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и требований по увеличению им пенсионных выплат, наш суд удовлетворял такие требования, предварительно проведя обсуждение вопроса путем анализа практики судов апелляционной инстанции». Г-жа Мигунова подчеркнула, что в 2010 и 2011 гг. была разная практика по этому вопросу. Кроме того, ни в одном решении, отметила она, суд не указывал конкретную сумму пенсии, а лишь ссылался на порядок проведения перерасчета».
ПОЗИЦИОННЫЕ БОИ
Кроме этого, ведется и хорошая информационная контрпропаганда - правительство заявило о повышении пенсий чернобыльцам в 2012 году: так сказать урезали в 5 раз в 2011 – теперь «откатимся» и повысим в 2 раза. Только этот нюанс не разъясняется населению, и закрепляется мысль, мол «чернобыльцы добились своего – им повысят пенсии в 2012-м».
Поступает информация и о работе местной власти с чернобыльцами. Так, власти Первомайска обвиняют в угрозах женам протестующих чернобыльцев отключить свет и газ в квартирах. А власти Лисичанска – в том, что забрали протестовавших под зданием Кабмина чернобыльцев домой из Киева. Впрочем, достоверных данных (не на словах оппозиционных сил) о системности такой работы, то есть получении указаний «сверху» во все регионы – пока нет.
Заместитель Лисичанского городского головы Максим Головнев «Восточному варианту» подтвердил, что ездил в Киев, чтобы вместе с чернобыльцами принять участие в приеме у руководителя Пенсионного Фонда Украины Бориса Зайчука, где пытались найти выход из сложившейся ситуации. Однако он утверждает, что чернобыльцам местные власти не угрожали. «Я убедил людей, что сидением в этом палаточном лагере на холоде и с голодовкой, они никому, кроме самих себя хуже не сделают». Он также утверждает, что автомобили, которыми вывозили вещи протестующих из парка под Кабмином, принадлежит бизнесменам. «В Киеве есть лисичане, которые ведут бизнес, и они согласились доставить земляков, когда стало ясно, что у чернобыльцев нет денег на обратную дорогу». Примерно о том же говорит и председатель Лисичанской городской организации «Союз Чернобыль Украины» Алексей Малик. «Никто никому не угрожал и денег за прекращение протеста не предлагал. Решение об отъезде было принято после того, как побывали на встрече с Зайчуком, на котором в принципе пришли к общему знаменателю «из двух зол выбрали меньшее». Чернобыльцы, по словам Малика, «воспользовались помощью и поехали на вокзал». «Домой мы добирались не машинами, а поездом. С билетами вышло у кого как: у кого билеты уже были, кому-то в складчину купили», - сказал Малик.
ПОЧЕМУ НЕ ПОДДЕРЖАЛИ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ
Совместные выступления чернобыльцев и афганцев, а затем борьба чернобыльцев за свои права хорошо освещалась в СМИ. Однако ни другие обиженные пенсионеры (в особенности миллионы «детей войны»), ни иные льготные категории населения массово чернобыльцев не поддержали. И важно разобраться – почему, ведь именно малочисленность протеста позволяет власти медлить с удовлетворением требований и бороться с чернобыльцами в информационном пространстве.
К числу основных причин, по которым не поддержали протесты чернобыльцев, можно отнести, например, относительно высокий размер их пенсии. Они ведь борются не за несколько сот гривен доплат, как «дети войны», а за 5-10 тыс. грн. в месяц пенсии с доплатами (в зависимости от группы инвалидности) - это при 1122 грн. средней пенсии в Украине в 2011 году. Даже у работающих в Украине средняя зарплата существенно ниже – 2300-2500 грн. в месяц. Поэтому многим гражданам непонятно, почему нужно отстаивать такие выплаты – на том же уровне как у прокурорских, судейских работников, или в половину меньше от пенсий народных депутатов (которых, кстати, чуть более 800, по сравнению с более чем 200-тысячной армией чернобыльцев-инвалидов).
Сыграла свою «злую шутку» и жадность чернобыльцев. Получая 5-10 тыс. грн. в месяц пенсии с доплатами за счет перерасчета по решению суда, они, ссылаясь на Постановление КМУ «Об увеличении размеров пенсий некоторым категориям граждан, которые пострадали следствие Чернобыльской катастрофы» №1293 от 27.12.2005, добивались еще большего увеличения суммы выплат. Это постановление предусматривало увеличение пенсий ликвидаторам, работавшим в 1986 году в 3,5 раза, а работавшим в 1987-1990 гг. – в 2,5 раза. Только увеличение должно было быть применено к тем, кто получал обычный размер пенсии, а не по решению суда пересчитал через 6-8-10 прожиточных минимумов. Всего по Украине успели постановить несколько тысяч таких судебных решений. В результате некоторые ликвидаторы отсудили себе пенсию более 30 тыс. грн. (8 тыс. грн. у инвалида I-й группы по суду, умножаем на коэффициент 3,5 для работавших в 1986 году = 28 тыс. грн. + доплаты). Такие решения принимались в основном в порядке гражданского судопроизводства (пример одного из первых Апелляционного Суда Луганской области). Когда же подсудность социальных дел вернули в систему административного судопроизводства, все такие решения судов первой инстанции однозначно отменялись. И в принципе правильно – это постановление Кабмина было направлено на чернобыльцев, которые не пересчитали свои пенсии по суду и поэтому получали в 2005 году сущие копейки.
Тем не менее, зарвавшиеся в перерасчете чернобыльцы, отдельные из которых занимались откровенной уголовщиной и подделкой судебных решений о выплатах, дали мощный козырь правительству Украины. Оно и начало информационную войну, ссылаясь на беспредел, судейскую коррупцию и пенсии в 20-35 тыс. грн. Жадность некоторых позволила Правительству начать «крестовый поход» против всех чернобыльцев с таблицами Тигипко. И соответственно отбить у судей желание заниматься перерасчетами, а у населения – поддерживать чернобыльцев.
Много слов было сказано о том, что «вся пенсия идет на лекарства», и что люди погибнут, если размер пенсии будет уменьшен до указанного Правительством уровня. Только вот нигде не заявлен перечень лекарств и их стоимость. Врачи не хотят вмешиваться в эту политическую «бучу», однако без диктофона поясняют, что 5-10 тыс. грн. можно потратить при сердечном приступе – но это бывает отнюдь не ежемесячно. Кроме того, группа инвалидности у многих условная – по плану реабилитации при сердечнососудистых заболеваниях чернобыльцы I-й группы инвалидности должны быть практически прописанными в больнице, II-й группы – не мене 4-х раз в год лечиться в стационаре по 21 дню. Чернобыльцы поясняют, мол, дома сами лечимся и пригоршнями таблетки глотаем. Только вот по критериям МСЭК, «домашнее лечение» - основание понижать группу инвалидности. Если человек I-й или II-й группы инвалидности может длительно обходиться без помощи врачей (а ведь сердечнососудистые заболевания – это не анатомические дефекты вроде утраты рук или ног, где медикаментозное лечение практически не влияет), то реальная их группа инвалидности – III-я, а то и ниже (меньше 50% утраты трудоспособности – то есть без инвалидности). Так что чернобыльцы могут быть благодарны Правительству, что поручило проверять их КРУ (Госфининспекции), а не Минздраву по амбулаторным карточкам (сколько и как лечатся). Иначе многие из них потеряли бы из-за домашнего лечения группы инвалидности, и соответственно проблема перерасчета по решениям судов пенсий просто разрешилась бы сама собой.
СОВЕТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ
Те чернобыльцы, кто отсудил пенсии, в большинстве своем не брали и не подавали в исполнительную службу исполнительные листы – Управления Пенсионного Фонда Украины, как правило, начинали выплату пенсий добровольно.
«Многие наши пенсионеры и сопровождавшие их дела юристы не задумывались о необходимости подачи исполнительных листов: выплатило Управление ПФУ задолженность, платит ежемесячно по решению суда – так зачем исполнительный лист брать и предъявлять? А вот теперь, когда «рай» добровольного исполнения решений суда закончился, многие видят проблему. Большинство выигранных в Европейском суде по защите прав человека дел по неисполнению решений суда Украиной было мотивировано невозможностью добиться исполнения судебных решений через ОГИСы, в чем легко убедиться, почитав тексты решений на сайте Минюста. Хорошо тем, у кого решения были недавно: бери исполнительный лист и предъявляй. А вот те, у кого они уже вне годичного срока предъявления, вынуждены будут идти по второму судебному кругу», - говорит юрист-правозащитник Светлана Пантюхина. Однако, вполне возможно, что суды откажут им в удовлетворении исков к ПФУ: мол, действует Закон №3491-VI и Постановлением КМУ № 745 от 06.07.2011, которыми определены суммы и порядок выплат пенсий.
Не даст особого эффекта и обращение в органы прокуратуры по поводу неисполнения решений судов: опять-таки, у многих нет исполнительных листов. А кроме того,чиновников нижнего и среднего звеньев защитит особенность бюджетирования пенсий: мол, Кабмин не дает дотаций из Госбюджета, а из других источников платить чернобыльцам по судебным решениям нельзя. И первый отказ в возбуждении уголовного дела по неисполнению чернобыльских решений судов Прокуратуры Донецкой области уже имеется. Что касается членов Кабмина, в том числе Сергея Тигипко и Николая Азарова, то ввиду «коллегиальности» работы они ответственность за недофинансирование пенсий чернобыльцам, и тем самым, умышленное неисполнение решений суда, нести не могут.
Остается один эффективный способ – обращение в Европейский Суд по Правам Человека. Но чтобы обратиться туда, все равно сначала придется обращаться и в ПФУ, и в прокуратуру.
«В любом случае нужно начинать с обращения в Пенсионный Фонд, чтобы взять выписку о перерасчетах пенсий и соответствующие постановления по страховым выплатам, а также письменный ответ об основаниях уменьшения пенсии. Ведь в связи с изменением прожиточного минимума, Управление ПФУ неоднократно добровольно пересчитывало пенсию. Так как менялась подсудность этих дел и сроки предъявления исполнительного листа ко взысканию, то отстоять правоту в споре с государством Украина будет сложно без поддержки юриста», - говорит Пантюхина.
На основании виписки, взятой в ПФУ, чернобыльцам придется обращаться в суд за восстановлением срока на предъявление исполнительного листа к принудительному взысканию и в случае восстановления – сдать его в исполнительную службу. Если же суд откажет – обжаловать такие решения судов. Кроме того, нужно подать жалобу в органы прокуратуры на возбуждение уголовного дела на должностных лиц и получить отказ.
Именно это дает основания для обращения в Европейский суд по правам человека, так как после получения документов «национальные средства правовой защиты» будут считаться «исчерпанными». С одной стороны власть явно нарушила ст. 6 Конвенции о правах человека («право на справедливый суд» в части исполнения решений судов), ст. 13 Конвенции («право на эффективный способ юридической защиты») и ст.1 Протокола («право собственности»). А с другой, она будет использовать для защиты процессуальные уловки: мол, пусть судятся до Верховного Суда Украины с Пенсионным Фондом в связи с изменением текущего размера пенсии.
Кроме того, юристы рекомендуют по возможности, вести параллельно судебный процесс с ПФУ, дабы в случае признания не подлежащим рассмотрению первого заявления в ЕСПЧ, обратиться потом с другим заявлением – после прохождения всех судебных инстанций.
«Верховенство права» - это не абстрактная идея юридической науки или «блажь правозащитников». Это реальная конституционная гарантия для простого гражданина. И если этот принцип разрушается на практике, то последствия со временем испытают все. Создается прецедент постановлениями Кабмина могут сокращать ранее гарантированные законами пенсии. Создание подобного процедента может сформировать путь для дальнейшего нарушения прав граждан, которыми их сама власть и наделила.
Фото "Восточного варианта", "Остров".