Из шахтера в писатели: журналист Максим Бутченко — о секретах написания книг и уроках на ошибках
Максим Бутченко — украинский журналист издания «Новое время», автор нескольких художественных романов, среди которых «Художник войны», «Куркуль», «Петлюра. Боротьба».
Но к работе в журналистике и написанию книг он пришел не сразу.
За его плечами — 12-летний опыт работы в шахте, жизнь в маленьком городе на Донбассе, переезд в большой город со второй попытки и бесконечная жажда самореализации.
Как мечта обрела реальные черты
Максим родился в обычной семье рабочих в городе Ровеньки Луганской области. Его отец мечтал быть художником и, как вспоминает Максим, у него действительно был талант к этому. Но отец не смог окончить обучение в институте и пошел работать на шахту. Максим такой судьбы для себя не хотел. Тем не менее, его жизнь более десяти лет была связана с угледобычей.
Максим с подросткового возраста писал стихи, ходил в литературный клуб, там же познакомился со своей будущей женой Татьяной. Он всегда мечтал вырваться из рамок маленького городка, где все начинается и заканчивается шахтой.
“Кое-как я доучился в техникуме. На третий день после получения паспорта пошел работать в шахту. Начинал с самого низшего звена — простого горного рабочего. Уже в дальнейшем я занимался работой, близкой к интеллектуальному труду. Разрабатывал меры “План ликвидации аварии”, разработанный для предотвращения аварийных ситуаций”, — рассказывает Максим.
Он вспоминает, что от работы в забое даже здоровые и крепкие мужчины теряли сознание. Шахта — это не только очень тяжело, но и очень опасно. Эти условия только усиливали желание изменить жизнь.
Помимо сложной работы, на шахтеров давили сверху. Максим рассказывает, что когда в 2004 году в Киеве проходила Оранжевая революция, шахтеров доставляли из Донбасса в Киев на так называемый «синий митинг» в поддержку Виктора Януковича.
«За это им платили по 100 долларов. Я специально взял отпуск на это время, чтобы не участвовать», — рассказывает Максим.
В конце нулевых он начал изучать журналистику в одесском университете на заочном отделении.
«Мое окружение тогда это восприняло скептически, некоторые посмеивались. Поскольку многие работали в шахтах, на тяжелой работе, у многих было мнение, что если человек не работает «на лопате», то он не занимается серьезным делом. И я из этой “клетки мышления” долго уходил», — говорит Максим.
В 2010 году Максим вместе с женой Татьяной впервые попытался переехать в Киев. Там он работал агентом по недвижимости. Аренда квартиры обходилась в два раза дороже, чем зарплата. Через три месяца Максим и Татьяна вернулись в Ровеньки.
«Это была наивная попытка покорить большой город», — признает Максим.
Хотя возвращение в родной город стало неприятным событием, которое привело к депрессивному состоянию, в конце концов оказалось, что жизнь в Киеве подарила ему кое-что другое, гораздо более важное — его мечта обрела реальные черты.
«Один из арендаторов квартиры, в которой мы жили, выписывал журнал “Корреспондент”. Журнал продолжал приходить на наш адрес, почтальон почему-то подкладывал его под коврик у двери. Я читал этот журнал, проникался тематикой публикаций и думал “Господи, как я хочу там работать”», — вспоминает Максим.
За первую статью вызвали «на ковер»
Во время учебы Максим устроился на небольшой сайт и регулярно писал для него статьи на разную тематику
«Моя первая статья была о работе в шахте. Хотя сейчас я понимаю, что это даже скорее не статья была, а какая-то зарисовка. Она называлась “Шахта как она есть”. Это рассказ моего знакомого об обычном рабочем дне под землей», — вспоминает журналист.
Его зарисовка наделала много шума в Ровеньках. В ней прямая речь шахтера подробно описывает, с какими трудностями сталкиваются простые горняки, в каких сложных и опасных условиях они вынуждены работать, о смертях шахтеров и о том, как некоторые из них спиваются, просто не найдя другого способа выкарабкаться из жестокой шахтерской рутины.
Текст Максима получил много откликов — от самих горняков, их жен и от журналистов, которые восхищались смелостью Максима. А вот руководству шахты текст категорически не понравился. Максима вернули с должности помощника начальника участка к работе в забое. Директор шахты тогда пообещал, что если Максим уволится, то он обзвонит директоров всех шахт, чтобы начинающему журналисту-шахтеру нигде не дали работу.
В то же время преподавательница Максима в его университете, узнав об этой ситуации, сумела предать ее значительной огласке. Общественный резонанс помог — Максима вернули на должность помощника начальника участка.
«Сейчас это уже можно вспоминать с улыбкой, но тогда было совсем не смешно. Работы никакой в городке не было, я — единственный кормилец семьи, и если бы оказался без работы, пришлось бы туго. Замкнутость маленького городка очень влияет на людей», — говорит Максим.
Второй переезд в Киев
Вскоре Максим узнал, что в «Корреспонденте» есть вакантные места для журналистов и взялся написать для журнала текст о «Кливере» — небольшом предприятии в поселке Хрустальный в Луганской области, где производили искусственный сапфир. «Кливер» экспортировал сапфир в Швейцарию для производства дорогостоящих швейцарских часов. Публикация получилась очень хорошей и по мнению Максима, и по мнению главного редактора «Корреспондента». Начинающему журналисту заплатили в три раза больше, чем платили на сайте, где он регулярно публиковался.
Максима взяли на испытательный срок на несколько месяцев. Он снова переехал Киев, но уже один. Его жена оставалась в Ровеньках на время, пока Максим не встанет на ноги и не зарекомендует себя на новом месте работы.
«Я помню, как в первый день шел в редакцию. Я старался максимально запомнить этот момент. Мечта сбывалась. Но получилось не совсем так, как хотелось. Я написал первую статью — она была плохая, вторую — тоже плохая. Стало понятно, что у меня не получается писать статьи. Не хватало опыта в журналистике и теории, которую я должен был получить в университете. Мне нужно было выписаться», — говорит Максим.
В «Корреспонденте» он сначала работал в отделе «Бизнес» и, как сам сейчас говорит, это было его большой ошибкой. Бизнес-тематика оказалась очень обширной, у Максима не хватало знаний, чтобы ее охватить. Кроме того, во многих изданиях, ориентированных на бизнес, есть свои профильные журналисты, пишущие об агробизнесе, о малом частном предпринимательстве и так далее. В каждой подтеме были свои нюансы. Журналисту приходилось по несколько раз дорабатывать тексты, что тоже не добавляло уверенности в своих силах.
Спустя полгода редактор принял решение перевести Максима в отдел «Люди». Тогда работа наладилась совсем по-другому. Вскоре уже вместе с женой они сняли квартиру в Киеве.
«В отделе “Люди” мы писали больше об обществе, о насущных проблемах, понятных и близких многим. Шахта привила мне навыки общения. На работе под землей я общался со многими людьми, поэтому научился “разрушать стены” в коммуникации», — рассказывает Максим.
В отделе «Люди» он проработал чуть больше года, затем перешел в отдел «Страна».
В 2013 году Максим подготовил для журнала серию эксклюзивных репортажей о вероятных кандидатах в президенты — Арсении Яценюке, Виталие Кличко и Олеге Тягнибоке. Он рассказал об их домашнем быте, показал дома и семьи политиков без официоза. Последний материал из серии был опубликован на сайте 18 ноября — за три дня до начала Майдана. Уже совсем скоро вся страна узнает и о богатом быте беглого президента Украины Виктора Януковича, правда, самого героя в антураже Межигорья не будет.
Написание книг — это не о славе, а о поиске себя
В июле Максим Бутченко покинул издание «Корреспондент» из-за изменений в редакционной политике после покупки «Корреспондента» бизнесменом Сергеем Курченко.
В свою первую в жизни командировку Максим поехал уже будучи журналистом журнала «Новое Время». Повод — судебный процесс в Европейском суде по правам человека по иску от Минюста Украины против России из-за аннексии Крыма и конфликта на Донбассе.
«Я помню очень ярко, как вышел в Страсбурге на улицу, которая проходит по набережной реки Райн и выдохнул. И вместе с выдохом отпустил то напряжение, которое накопилось за месяцы Майдана и войны», — вспоминает Максим.
В журнале «Новое Время» он работает уже шесть лет. За это время Бутченко выпустил сотни репортажей, интервью и аналитических текстов. Кроме того, Максим написал уже семь книг и сейчас работает над восьмой и девятой.
Его первый роман, «Художник войны», повествует о двух братьях, которые оказались по разные стороны политических взглядов и образа жизни. Один из них — неудавшийся художник, вынужденный работать в шахте, второй — обеспеченный программист, живет за границей. События развиваются на фоне военного противостояния на востоке Украины. Для братьев раскол происходит не только в стране, но и в их семье.
«Это была одна из самых первых историй о войне на Донбассе. Моя книга и еще «Аэропорт» Сергея Лойко. Уже потом появилось больше литературы на эту тематику, стали писать те, кто воевал. Прообразом для главного героя стал мой отец — тоже несостоявшийся художник, который работал в шахте», — говорит автор.
«Художника войны» перевели и издали в Чехии и Великобритании. В своих отзывах на книгу иностранные читатели пишут: «Я могу лишь рассчитывать, что другие книги автора переведут на английский язык».
Сам Максим признает, что при написании книги прошел тот же тяжелый путь, что и когда-то в журналистике. Многому пришлось учиться с нуля, не хватало опыта и знаний. Сейчас он понимает, что несмотря на хороший сюжет, там много ошибок с точки зрения профессионального писателя.
“У меня есть яркое воспоминание со времен работы в шахте. Один из горняков травмировался и я тащил его на себе наверх. И один старый шахтер сказал: “Вот, сынок, на шахте, как на войне: не убьет, так покалечит”, — вспоминает Максим.
Эта история, как и многие другие из его шахтерского опыта, вошла и в его первую книгу. За судьбу своих героев он переживает, как за свою или своих близких.
«Написание книг для меня — это всегда путешествие. Я погружаюсь в мир героев, переживаю их судьбы. Но написание книг — это не поиск славы. Это поиск себя. Для меня вообще творчество, как таковое, это про поиск себя. Именно отсутствие творческой реализации мешает многим людям в маленьких промышленных городах выбраться за рамки, переосмыслить себя и свои возможности», — говорит Максим.