"Живем с мыслью, что вернемся домой": история семьи переселенцев с Луганщины
Катя и Рома Козинские в Лисичанске основали собственную экомастерскую. Игрушки и декор для дома от супругов заказывали со всей Украины и даже из-за границы. Но из-за наступления россии все нажитое пришлось оставить дома. Сейчас на новом месте семья пытается держаться: вместе занимается огородом и любимым творческим делом.
“Бизнес должен был вот-вот стать”
Восточный Вариант познакомился с семьей Козинских осенью 2021-го года. Тогда супруги поделились, как возникла идея общего дела. По этой ссылке можно ознакомиться с историей создания семейной мастерской “Pollin”.
Роман изготавливал ключницы, полочки, логотипы и другой деревянный декор для дома. Катя шила игрушки для детей всех возрастов, а также изделия для интерьера.
По словам семьи, заказы поступали со всей Украины и даже из-за границы: Канады, Италии и других стран. У супругов были большие планы на расширение мастерской мужа и налаживание стабильного семейного дела.
“В планах было принять участие в программах по развитию собственного бизнеса. Зимой мы изучали, как работает реклама в Инстаграме. Смотрели, какие обороты мы потянем и сколько изделий муж сможет сделать сам и нужна ли будет помощь. То есть анализировали, как начинать”, — делится с нами мастерица.
Рома уже знал, что он купит и какое следующее оборудование ему необходимо, чтобы производить уже большие или совсем другие изделия. К примеру, детская мебель и шкатулки из дерева.
“Были планы по расширению. Бизнес должен был вот-вот стать. Но пришло 24 февраля”, — говорят супруги.
“Началось”
Супруги поделились, что мысли о возможности нападения со стороны россии были, но верить в это не хотелось. По их словам, никто из родственников и знакомых такого хода событий тоже не предполагал. Даже заказы в семейную экомастерскую поступали до последнего дня.
“Надоело бояться, потому что все эти новости нагоняли панические настроения еще до нового года. Хотелось просто жить и все. А 24 мы проснулись. Я — в телефон. Крестная Поли пишет: “Началось”. За окном начинает бахать. Сразу включаем телевизор”, — объясняет Катя.
Она поделилась, что морально было очень тяжело. Но при этом нужно было держаться, потому что рядом маленькая дочь и старенькая мать, которая пережила два инсульта.
“Было настолько плохо внутри, что даже тошнило. Такое было какое-то чувство. На фоне новости, от которых ты пришибленный. Но ты должен держать себя в руках и продолжать делать обычные бытовые дела, от которых зависит ребенок и пожилой человек, который не ходит. Первые дни мы были в таком состоянии”, — вспоминает жительница Лисичанска.
“Пересидеть дома не получится”
Некоторое время семья оставалась в родном городе, надеясь, что скоро весь ужас закончится.
“По сравнению с Северодонецком у нас было еще относительно терпимо. До последнего дня работали магазины, были газ и свет. Мы старались, приспосабливались. Муж выезжал в город или ходил пешком за продуктами”, — говорит Катя.
По ее словам, со временем началось привыкание к жизни в таких условиях.
“Не знаю, на что мы рассчитывали. Но надеялись, что из-за реки и того, что город на горе, до него не доберутся. Мы надеялись, что наши выстоят. Но постоянно следили за новостями. Мы понимали, что трасса для выезда от нас только одна свободная, поэтому не хотелось пропустить момент”, — делится с нами женщина.
Но когда из новостей поступила информация, что в ближайшее время основные усилия будут сосредоточены в зоне ООС, супруги пришли к выводу, что пересидеть дома не удастся.
Эвакуация
Семья начала собирать вещи и 28 марта выехала из города.
По словам Кати, вместе с мужем, ребенком и мамой выезжали на машине, которую приобрели всего несколько месяцев назад.
“Наш дом за городом, поэтому в садик было идти пешком около часа. Это было неудобно, поэтому приняли решение приобрести машину в долг. А в конце концов эта машина пригодилась нам. Можно сказать, спасла нас”, — объясняют супруги.
Семья решила ехать в село Михайловка Черкасской области. Здесь у Катерины есть знакомая по творческому делу.
“Я еще лет 7 назад познакомилась с женщиной. Она тоже занимается шитьем. Все эти годы общались в интернете. Ну и поскольку у нас родственников по Украине больше и нет, мы поехали к ней. Говорю: “Лида, у Вас в селе свободные дома есть?”. Она ответила: “Приезжайте, найдем”. И мы поехали, не зная, что и как будет. Главное — едем к знакомым людям”, — вспоминает мастерица.
Путь к нужному селу занял три дня. Семья вынуждена была ехать по 6-7 часов максимум, чтобы мама Кати могла отдохнуть: сидеть долго она не может. Поэтому останавливались на ночлег у родственников. Наконец-то семья добралась до Михайловки.
Собственноручно в доме и на огороде
Супруги поделились, что первые полгода ушли на то, чтобы обустроиться и найти окончательное жилье. К сожалению, семья была вынуждена несколько раз переезжать.
“Это были растянутые временные промежутки. Никто не понимал, насколько все затянется. И владельцы домов не знали, сколько мы будем жить. Все же думают, что вот-вот и война закончится. Поэтому 6 месяцев заняло то, чтобы просто где-то приткнуться”, — говорит Катя.
По словам супругов, плюс села в том, что люди дают жить бесплатно.
“Платишь только за коммунальные услуги. Деньги с тебя не берут. Как-то здесь это не принято. Здесь люди поддерживают нас овощами. Все отдадут, только ешь”, — объясняют они.
Но есть и свои трудности. В доме, где поселилась семья, не было воды. Поэтому Роман проводил ее сам.
“Он рыл под трубы траншею. Сколотил из какой-то старой тумбы мойку, потому что в доме не было ничего”, — говорит Катя.
Катя тоже занимается обустройством комфорта в доме, а также выращивает цветы.
“Фиалки свои везла с собой из Лисичанска. В виде листочков с каждого кустика, которые уже здесь вырастила до взрослых растений. Теперь у меня цветущие подоконники, как дома”, — делится с нами она.
Кроме обустройства дома, Катя и Рома занимаются огородом. В родном Лисичанске семья тоже жила в частном доме, поэтому выращивать овощи для них не в новинку.
“Мы это любим. Мы и дома выращивали много зелени, кабачков. Не гектарами засаживать, а просто — 20 кустов помидоров, чтобы свежими съесть, сделать салат”, — добавляют супруги.
“Только входим в колею”
По словам супругов, только когда бытовой вопрос был наконец-то решен и никуда не нужно было снова переезжать, начали появляться силы.
“Сначала состояние было очень подавленным. Честно, ничего не хотелось. Мы даже не очень-то и думали, что вернемся к творческому делу. Нам бы себя в кучу собрать. Вообще было не до бизнеса. И только к новому году я начала шить просто для поднятия настроения”, — делится с нами мастерица.
Что касается дела Ромы, то его инструмент остался дома. При эвакуации он просто не мог физически поместиться в машину. То есть, чтобы возобновить свою деятельность, Роману нужно было приобрести большую часть важных инструментов снова.
“Слава Богу, что были хоть и небольшие, но свои сбережения. И, Слава Богу, что государство нас поддерживает выплатами ВПЛ. Более менее нам хватает. А под новый год нам пришла финансовая помощь от UNICEF. Мы сели и начали думать, как правильно использовать эти деньги”, — говорят супруги.
На часть средств было принято решение купить ноутбук, потому что ноутбук — это создание макетов. А на другую часть — станок.
“У нас был такой подарок от Вселенной, что мы смогли купить себе два рабочих инструмента. Сейчас Роман только подгоняет их под себя. Поэтому вот только мы входим в колею”, — делится с нами Катя.
По словам супругов, когда начались успокаивающие новости и появилась надежда, что ВСУ выгонит российских оккупантов из Украины, настроение стало улучшаться. Потому и средства удалось освоить в верном направлении.
“Но это не о релокации бизнеса. Это скорее о том, чтобы не выпасть надолго и чтобы руки не забыли, как это делается. Мысли все равно такие, что мы, может, в этом году, может, в следующем, но вернемся домой. И вот тогда уже как жахнуть изо всех сил. Ведь тогда, до войны мы как-то раскачивались. А когда ты едва все не потерял, когда ты жизнь едва не потерял, понимаешь, что нужно просто брать и пробовать”, — объясняет мастерица.
“Так хочется домой!”
2 апреля будет ровно год, как семья проживает здесь, на новом для себя месте.
“Тихо, спокойно, но домой хочется. Ведь все равно чувствуется, что все немного другое. Здесь хорошо, но все будто бы слишком размеренно. А мы к такому, наверное, не привыкли. Нам все нужно четко, быстро. Другой ритм. В этом плане вернуться в свой регион очень хочется. Так хочется домой! Ужасно”, — делятся с нами супруги.
В новом временном для жизни доме стены украшает особенная для семьи картина. На ней изображен родной дом в Лисичанске.
“Наша знакомая художница нарисовала по фото наш дом. И подарила картину нам. Она тоже переселенка, но из Харькова”, — говорит Катя.
Маленькая дочь Ромы и Кати любит рассматривать хоть и нарисованный, но свой дом. По словам ее мамы, Поля очень скучает по дому.
“Поля говорит что наш дом — в Лисичанске, и она хочет именно туда. Она никак не отождествляет временные помещения с домом. Здесь жить не хочет. И ее никто этому намеренно не учил. Мне самой странно, как она такая маленькая, а так успела прикипеть к дому”, — признается мама девочки.
Семья верит, что уже скоро Украина победит страну-оккупанта и будет возможность жить и дальше творить у себя дома. А пока Рома и Катя не сдаются: проводят время с маленькой дочерью и занимаются любимым творческим делом.
Если вы хотите поддержать супругов, заказать их изделия можно по следующим ссылкам:
***