
История
Брат и сестра с Луганщины, которые выбрали путь диссидентства: история Ивана и Надежды Светличных
Имена Ивана и Надежды Светличных прочно вошли в историю украинского диссидентства, в частности шестидесятничества. Погрузившись в мир литературоведения и правозащитной деятельности, они осознанно выбрали противодействовать советской системе, а не соглашаться с ней. За это подверглись многолетним преследованиям и заключениям.
Восточный Вариант рассказывает историю семьи с Луганщины, которая практически всю жизнь посвятила борьбе за свободу.
“Субботы Светличного”
Иван и Надежда Светличные оба родом с севера Луганщины — из села Половинкино Старобельского района. Иван родился 20 сентября 1929 года, а Надежда — 8 ноября 1936 года. В семье был еще третий, средний, ребенок — Мария, которая родилась в 1932 году.
Детство семья провела в селе, их родители Алексей Павлович и Мелания Ильинична были крестьянами. Дети учились и закончили Старобельскую среднюю школу, причем Иван — с золотой медалью. Когда он был маленьким, с Иваном произошла трагедия. С другими подростками они играли с немецкой старой техникой, и она сдетонировала. В результате парень остался без пальцев на руках.

После школы Иван Светличный учился на филологическом факультете Харьковского университета (нынешний национальный им. В. Каразина). Получил диплом с отличием. В 1952–1955 годах учился в аспирантуре Института литературы им. Тараса Шевченко АН УССР. Работал ответственным секретарем журнала “Советское литературоведение” и заведующим отделом критики издания “Днепр”.
“Его жизнь складывалась достаточно успешно. Он переехал в Киев, и начало 1960-х Иван позже описывал как свое «лучшее время». Вместе с женой Леонидой они получили однокомнатную квартиру в Киеве. В это время Иван уже сформировался как литературный критик, писатель и переводчик. С 1963 года он стал научным сотрудником Института философии АН УССР”, — рассказывает о жизни Ивана Светличного доктор исторических наук, профессор Луганского национального университета им. Тараса Шевченко Александр Набока.
Примерно в эти годы в его квартире начинаются “субботы Светличного”. Александр Набока объясняет, что это были традиционные творческие встречи, неформальные, но популярные. Регулярными гостями были Василий Симоненко, Василий Стус, Иван Дзюба, Евгений Сверстюк. Особой изюминкой дома Светличных была частная библиотека Ивана, которая насчитывала множество книг. Уже после смерти брата и во времена независимости Надежда Светличная передала эту библиотеку Харьковскому национальному университету им. Каразина.

“Пожалуй, именно там в их разговорах начинается первая антисоветчина, начинаются обсуждения. В сентябре 1965 года Ивана Светличного впервые арестовали по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, потому что за квартирой следили. В апреле 1966 года его отпустили, но он уже был «на контроле» КГБ”, — рассказывает историк.
После заключения Иван Светличный уже не мог устроиться работать по специальности, поэтому выполнял различные работы. Вынужденно публиковался под псевдонимами, работал над словарями синонимов, переводил поэтические произведения с французского, чешского, сербохорватского, польского, турецкого и других языков.
“Все лучшее во мне — это Иван. Все лучшее во многих других — от Ивана”, — Василий Стус
В январе 1972 года Ивана снова арестовывают и приговаривают к 12 годам лишения свободы (7 лет лагерей строгого режима и 5 лет ссылки). Наказание отбывал в лагере Пермской области россии. Александр Набока отмечает, что среди политзаключенных Светличный стал моральным авторитетом, его называли “лагерной совестью”. Неоднократно он участвовал в голодовках как форме протеста.

В ссылке проживал в селе Усть-Кан Республики Алтай. Чтобы прокормиться, работал ночным сторожем, переплетчиком. В 1978–1981 годах перевел “Слово про Игореву сечь”, писал поэтические произведения, часть из которых будет опубликована уже за рубежом. Стал членом Международного ПЕН-клуба.

В 1981 году у Ивана Светличного случился инсульт, его признают инвалидом I группы. Он пережил клиническую смерть, сложную операцию. Здоровье мужчины стремительно ухудшалось, были подозрения на рак позвоночника, его частично парализовало. На тот момент он еще находился в ссылке. Однако советская власть отказывала в освобождении по состоянию здоровья. Это было личное решение тогдашнего главы КГБ Виталия Федорчука.

После освобождения Иван Светличный вернулся в Киев. В 1989 году ему присуждают премию им. В. Стуса, а в 1990 году он становится членом Союза писателей Украины.
Скончался Иван Светличный 25 октября 1992 года. В 1994 году ему посмертно вручили Государственную премию имени Т. Шевченко.
“Научила Аллу Горскую украинскому языку”
Надежда Светличная родилась 8 ноября 1936 года в селе Половинкино. Ходила в Старобельскую среднюю школу № 1 — единственную украиноязычную из шести средних школ районного города. В 1953–1958 годах училась на филологическом факультете Харьковского университета (ныне им. В. Каразина) на отделении украинского языка и литературы. После выпуска работала учительницей украинского языка в поселке Боково-Антрацит (нынешний город Антрацит).
“Опыт работы в Антраците она называет специфическим. Городок был серьезным образом русифицирован, и даже двойку по ее предмету просто игнорировали, переводили учеников в следующие классы. То есть во многом она выглядела «белой вороной». В конце концов, в 1964 году брат Иван забирает ее в Киев, и здесь начинается ее духовный рост. Она посещает «субботы Светличного», знакомится со многими деятелями литературы и искусства того времени, начинает хорошо дружить с Аллой Горской. Как известно, Алла была из Крыма и плохо знала украинский язык. И именно Надежда вызвалась научить ее”, — рассказывает Александр Набока.

Об этом так в своих воспоминаниях писала художница и шестидесятница Галина Севрук:
“Мы с Аллой и одесситкой Людой Семикиной были русскоязычными. Алла вообще не учила в школе украинский. Ей пришлось начинать с алфавита. Уроки языка в мастерской Горской девушкам давала журналистка Надежда Светличная, филолог по специальности. Писали диктанты, упражнения брали из школьного учебника”.
Надежда Светличная работала редакторкой в издательстве “Советская школа”, переводила тексты с русского языка в журналах “Легкая промышленность” и “Деревообрабатывающая промышленность”. Была научной сотрудницей Института педагогики и по совместительству учительницей вечерней школы. Пела в хорах “Жаворонок” и “Гомин”.

В 1960-х годах Надежда Светличная работала вместе с Аллой Горской, Галиной Зубченко и другими художниками-монументалистами в Донецке над созданием мозаик. Позже она так об этом рассказывала в интервью Василию Овсиенко и Вахтангу Кипиани:
“А в следующем году (это уже был 1965-й) мы с Аллой Горской поехали вместе с бригадой художников-монументалистов — меня в качестве помощницы взяла Алла Горская — лепить мозаики в Донецке. Там оформляли мозаики в школе. Четыре стены с одной стороны, четыре с другой — восемь стен по 12 квадратных метров нужно было сделать за одно лето. Я поехала туда с ней. И как раз в это время в Киеве произошли аресты. Мы были в Донецке, когда арестовали моего брата, многих моих товарищей и трясли всех подряд в Киеве. Арестовали тех, кто пел со мной в «Жаворонке» — Ивана Русина, Сашу Мартыненко, арестовали Евгению Кузнецову, которую я не так близко знала, но знала. Обыски были у очень-очень многих”.
Вместе с братом посещала Клуб творческой молодежи. Когда впервые арестовали Ивана Светличного, за Надеждой организовали круглосуточное “прослушивание” и слежку.
“В 1967 году Надежда Светличная вместе с братом, Иваном Дзюбой, Линой Костенко написали и отправили письмо Петру Шелесту, в котором заступились за общественного деятеля Вячеслава Черновола, которого тогда как раз задержали. В письме они высказали мнение, что процесс над Черноволом проходил с нарушением процессуальных норм и выглядел как личная месть. Также Надежда посещала суд”, — рассказывает Александр Набока.
В декабре 1970 года Надежду ждало еще одно моральное испытание в жизни. Она активно присоединилась к поискам Аллы Горской, когда та перестала выходить на связь. И именно Надежда вместе с Евгением Сверстюком настояли, чтобы милиция открыла дом, в подвале которого нашли тело ее погибшей подруги. Тогда Надежда организовывала похороны и возведение памятника на могиле Аллы.
В то же время она участвовала в самиздательском процессе. Перепечатывала нецензурированные произведения, в частности публицистику Евгения Сверстюка, Ивана Дзюбы, Вячеслава Черновола и других.
В январе 1972 года во второй раз заключили в тюрьму ее брата Ивана. Надежду же постоянно вызывали на допросы в КГБ. Ее также арестовали в мае того же года. Надежду обвинили в антисоветской агитации и пропаганде и приговорили к 4 годам лагерей строгого режима. Во время отбывания срока в Мордовии принимала активное участие в протестах и объявляла голодовку.

“Через полтора месяца меня взяли, как я уже сказала, на этап и в Москве посадили на самолет, в котором я только от стюардессы узнала, что мы летим не в Киев, а в Луганск. (…) Они мне еще неделю не говорили, зачем привезли меня в Луганск, а бросили в общую тюрьму, потому что там другой нет. И только через неделю начались беседы с таким майором Отставным (такая его фамилия — Отставной). За то время, что я там находилась, меня дважды возили на экскурсии — из тюрьмы на экскурсию в Краснодон, в музей «Молодой гвардии». (…) А через некоторое время повезли еще на одну экскурсию — в Лисичанск, куда я через три дня буду ехать снова. Освободили 18 мая 1976 года, ровно через четыре года. Поскольку меня освободили там, в Луганске, я сразу же поехала к маме, где был и мой сын”, — рассказывала Надежда Светличная о тех временах.
Позже Надежда поняла, что такие экскурсии ей проводили не просто так, а таким образом “предлагали”, где можно осесть после освобождения. Предлагали даже прописку и квартиру. Но Надежда твердо решила вернуться в Киев. В столице ее прописывать не хотели, она не могла официально трудоустроиться.
В 1977 году посетила суд Николая Руденко и Олексы Тихого в Дружковке, где выступила свидетелем защиты. А в следующем году Надежда Светличная получила разрешение выехать в США. Почти сразу же приняла участие во Всемирном Конгрессе Свободных Украинцев, выступала на пресс-конференциях, давала интервью. Позже в Америке начала издавать “Вестник репрессий в Украине”, работала в Гарвардском университете и получила от него годовую стипендию в размере 16 тысяч долларов.

Также работала в Украинском музее в Нью-Йорке, редактировала женский журнал “Вера”, активно участвовала в деятельности Зарубежного представительства Украинской Хельсинкской группы. Позже работала в украинской редакции “Радио Свобода”.
В 1994 году Надежда Светличная за активную журналистскую и публицистическую деятельность последних лет получила Государственную премию Украины им. Т. Шевченко. Деньги от нее она отдала на собственную инициативу создания Музея шестидесятничества.
Надежда Светличная скончалась 8 августа 2006 года в городе Матаван, США. Ее тело перевезли в Киев, где ее похоронили на Байковом кладбище.
“Деятельность Надежды Светличной стала частью больших трансформаций, которые произошли в стране. В течение жизни она не прерывала свои связи с Луганщиной, хотя, как она сама отмечала, лучшие ее годы все же прошли в Киеве на квартире ее брата. Иван и Надежда — это семья активистов, которые активно отстаивали взгляды свободы, защиту прав людей, вели активную литературную и творческую деятельность. На самом деле Светличные являются примером достойной украинской семьи из Луганской области. Приятно осознавать, что есть такие земляки из нашего региона, которые, можно сказать, отдали свою жизнь за отстаивание своих идей”, — подытоживает Александр Набока.
Иван и Надежда Светличные — действительно достойный пример украинцев родом с востока, которые поддержали украинскую самобытность в трудные для нее времена. За это они отдали свое здоровье, свободу, карьеру. И поэтому мы должны помнить об их вкладе и осознавать цену, которой было завоевано право быть украинцами, говорить на украинском языке, мыслить свободно и не отказываться от своей идентичности.
***

















