
История
Мариупольский грек-урум, который поддержал УНР: история Ильи Пичахчи
В водовороте событий Украинской революции 1917–1921 годов в Мариупольском уезде были государственные деятели, которые поддержали провозглашение Украинской Народной Республики в надежде на позитивные изменения. Один из них — представитель мариупольских греков Илья Пичахчи.
Восточный Вариант вместе с краеведом Анатолием Медведевым рассказывает о жизни и деятельности Ильи Пичахчи, а также о его политической позиции во время национально-освободительной борьбы 1917–1921 годов.
Организатор и лидер
О жизни и деятельности Ильи Яковлевича известно немного. Он родился в 1876 году в Мариуполе в состоятельной семье урумов. Его отец был купцом. Фамилия “Пичахчи” происходит от урумского слова “нож”. Краевед Анатолий Медведев предполагает, что предки семьи могли заниматься изготовлением или торговлей ножами.

После получения среднего образования в Мариупольской мужской гимназии Илья Пичахчи поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Здесь он активно включается в общественную деятельность, проявляет себя как организатор и лидер. Становится активным членом Комитета помощи пострадавшим от голода, созданного Свободным экономическим обществом. Илья собирал пожертвования среди студентов для помощи голодающему населению империи, поддерживал связи со студентами, которые выезжали непосредственно на места для оказания помощи. Свидетель тех событий писал о нем:
“Он вообще едва ли не самое нужное лицо в этом комитете…”.

“В 1899 году Илья Пичахчи окончил университет и начал работать юридическим консультантом на нескольких железнодорожных линиях. В 1900 году он устроился помощником адвоката М. Дубяги. В этот период, как и многие образованные молодые люди, Пичахчи заинтересовался идеями социал-демократии и некоторое время был членом социал-демократического кружка «Рабочее знамя». В 1905 году он получил статус адвоката Санкт-Петербургской судебной палаты. После 1910 года Илья вернулся в Мариуполь, где работал адвокатом в налоговом ведомстве, в отделе налогообложения промышленных предприятий города”, — рассказывает Анатолий Медведев о жизни мариупольского грека-урума, биографию которого он изучал в течение длительного времени.
В 1917 году, когда в Европе продолжалась Первая мировая война, в Российской империи произошла Февральская революция со свержением монархии. Император Николай II отрекся от престола, а в стране провозгласили республику. Украинское проактивное сообщество увидело тогда возможности вырваться из-под российской власти и провозгласить свою свободу. Так, в марте 1917 года в Киеве провозгласили создание Украинской Центральной Рады (УЦР), которая взяла курс на провозглашение автономии.
В ноябре 1917 года Третий Универсал УЦР провозгласил автономию Украинской Народной Республики (УНР), а Четвертый в январе 1918 года установил ее независимость.
“Отстаивал национальные интересы румейской и урумской громад”
В марте 1917 года Илья Пичахчи стал одним из основателей и членом Мариупольского общественного исполнительного комитета, который стал новым органом местного самоуправления. Впоследствии Мариупольская городская дума приняла решение включить всех членов исполкома в свой состав с правами депутатов.
“В городской думе Илья Пичахчи представлял интересы домовладельцев и по своим политическим взглядам занимал умеренную позицию между левыми и правыми силами. Его больше интересовали не политические баталии, а хозяйственные вопросы, связанные с повседневной жизнью и функционированием города. Он поддержал идею создания Мариупольского народного университета и пожертвовал на это дело 500 рублей из собственных средств”, — рассказывает Анатолий Медведев.

В конце 1917 года Илья Пичахчи начал активно отстаивать национальные интересы румейской и урумской громад в городской думе. Выступил с инициативой ввести должность секретаря для урумов и румеев и отметил, что такой человек должен был бы знать оба языка надазовских греков. Чиновник обратил внимание, что греческое население очень инертно относится к событиям, которые происходят вокруг. Поэтому следует разговаривать с ним на его же языках.
Как результат, городская дума все же поддержала создание национальных секретариатов для украинцев, греков, евреев и поляков. Илья Пичахчи также пытался решить проблему начального образования для румеев и урумов. Настаивал на назначении представителя от греческой громады в уездный комитет народного образования.
После новости о большевистском перевороте в россии, Пичахчи выступил против этого и заявил:
“… греческое население никогда не станет на сторону большевиков и не позволит навязывать себе волю небольшой, хотя и хорошо вооруженной, группы людей”.
В то же время Илья Яковлевич начал формировать инициативную группу для созыва национального съезда греков Мариупольского уезда, который должен был решить хозяйственные и политические вопросы местного населения.
“10 ноября 1917 года в Мариуполе был создан Совет Мариупольского союза греческого народа, в состав которого вошли известные представители румейской и урумской громад — члены еще дореволюционных греческих организаций: Мариупольского благотворительного товарищества и Товарищества мариупольских греков — выходцев из Крыма. Главой совета избрали Илью Пичахчи”, — рассказывает Анатолий Медведев.

2 декабря 1917 года в Мариуполе провели съезд представителей греческого населения города и уезда. Один из вопросов повестки дня — определить отношение греков к Украине и Украинской Центральной Раде. Виктория Помазан в одной из статей в газете “Эллины Украины” приводит цитату Ильи Пичахчи с того заседания:
“Одним из самых великих политических принципов, провозглашенных великой русской революцией, для нас, инородцев... является принцип раскрепощения и дальнейшего самоопределения всех народностей россии. Этот драгоценный для нас принцип означает право на национальную самобытность, право каждой народности на обустройство своей жизни так, как ей кажется наилучшим и целесообразным для своих национальных идеалов и особенностей”.

Также в Протоколе съезда отмечалось, что, сравнивая двух соседей Мариупольского уезда — Украину и Юго-Восточный Козачий Союз, Илья Пичахчи отметил большую выгоду для греков присоединиться именно к Украине:
“Принимая во внимание, что в составе украинского населения есть большая, в размере несколько миллионов, группа таких иноверцев, как евреи, которые на протяжении шеститысячной истории продемонстрировали способность успешно бороться за национальную самобытность, следует признать, что с Украиной у греческого народа будет более надежный союзник в вопросе отстаивания национального самоопределения и защиты провозглашенных прав малых народностей. Кроме того, в Украине есть ряд промышленных отраслей, которые делают ее богатой и промышленно развитой страной”.
Впервые румеи и урумы Надазовья имели возможность создать собственные сообщества и военные подразделения. Частично планы были реализованы, и в составе 24-го запасного пехотного полка формировалась греческая сотня под командованием Балджи, уроженца Ново-Каракубы.
Однако большинство замыслов греков Надазовья так и не воплотились. В середине декабря 1917 года началась Первая советско-украинская война. Мариуполь перешел под контроль большевиков.
Жизнь во время советско-украинской войны и после нее
Неизвестно, как Илья Пичахчи пережил большевистскую оккупацию Мариуполя в 1918 году: скрывался ли он или продолжал посещать заседания городской думы. После антибольшевистского восстания жителей Мариуполя 9 апреля 1918 года, наступления австро-венгерских войск и освобождения города от большевиков он смог вернуться к общественной жизни.
“Следующие семь месяцев Мариуполь прожил относительно спокойно в период Украинского Государства, однако в конце 1918 года город снова подвергся российской оккупации. Был ли Илья Пичахчи мобилизован в Вооруженные силы Юга России по общей мобилизации, объявленной в конце 1918 года, или вступил туда добровольно — точно неизвестно”, — рассказывает Анатолий Медведев.
В конце 1920 года Илья Пичахчи окончательно покинул Украину, эвакуировавшись из Крыма вместе с белогвардейскими частями на корабле “Лазарев”.
***
Больше исторических материалов читайте в рубрике «Деколонизация. Восстановление правды».















