<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Общество

Разбор

Насчитали «єВідновлення» меньше, чем необходимо для ремонта? Куда обращаться, если владельцы не согласны с выводами обследования

Обложка: Восточный Вариант

Дом Геннадия и Лианы, который расположен в селе недалеко от Николаевки, был сильно поврежден в результате вражеского обстрела в 2022 году. По программе компенсаций “єВідновлення” семье насчитали 300 тысяч гривен. Однако Геннадий  говорит: этих средств не хватит даже на замену крыши, которая полностью разрушена.


Восточный Вариант подробнее узнал о ситуации и проконсультировался с юристом общественной организации “Донбасс SOS” о том, как поступить, если владельцы не удовлетворены результатами программы компенсаций.

Посчитали компенсацию только на половину жилого дома, или почему важно своевременно оформлять жилищную документацию

Геннадий и Лиана до начала полномасштабного вторжения проживали в селе Стародубовка Краматорского района. В их владении находился дом площадью 59 кв.м, который Геннадий постепенно достроил до 98 кв.м. Однако семья так и не успела до 2022 года зарегистрировать новую достройку в реестре жилищных прав на недвижимое имущество.

В мае 2022 года дом попал под вражеский обстрел. В результате чего полностью разрушена крыша, стены отошли от фундамента, вылетели окна и двери, поврежден пол. Поэтому семья подала заявление на программу компенсаций “єВідновлення”.

До 2024 года еще пришлось решить вопрос прав на владение домом. Раньше он принадлежал мне и моему брату. После смерти брата его дочь вступила в наследство и получила права на часть дома. Я выкупил у нее эту часть, но по какой-то причине это не было внесено в реестр вещных прав. Мы решили эту ситуацию и после этого уже подались на «єВідновлення»”, — рассказывает Геннадий.
Поврежденное жилье Геннадия и Лианы. Фото из их личного архива

По результатам осмотра комиссия по обследованию поврежденного и разрушенного жилья признала дом поврежденным, то есть таким, что подлежит восстановлению. И насчитала семье компенсацию на его ремонт в сумме 300 тысяч гривен.

Геннадий и Лиана остались недовольны таким результатом. Ведь по их собственным подсчетам, этой суммы по сегодняшним ценам не хватит даже на замену крыши. Они рассказывают, что представители не заходили внутрь здания, а выводы сделали по внешнему состоянию. Тем не менее семья все же подписала документы об обследовании.

Дом семьи обстреливался не один раз. Уже после разрушений 2022 года, во двор прилетела УАБ (управляемая авиационная бомба). Как следствие, полностью уничтожило сарай и гараж, а дом получил еще большие повреждения.

Осенью 2024 года на карту семьи поступила компенсация — чуть более 300 тысяч гривен.

За последние годы обострилась ситуация на Северском направлении. И сейчас линия боевых действий находится в 9 км от села Стародубовка. Поэтому к восстановлению дома Геннадий и Лиана так и не приступили.

“Компенсация поступила нам осенью 2024 года. Заниматься ремонтными работами мы не начали. Потому что ситуация с безопасностью, сами понимаете, какая. Мы приезжали туда однажды, то постоянно слышали обстрелы и взрывы. Поэтому сомневаемся, что вообще есть смысл там что-то ремонтировать, потому что мы сейчас отремонтируем, а потом снова прилетит и все разрушится. К тому же мало кто из строителей согласится туда ехать, а мы с женой уже в преклонном возрасте”, делится Геннадий.

В связи с тем, что Геннадий и Лиана не использовали средства на компенсацию, через определенное время они спишутся с карты обратно на бюджетный счет. Таким образом, семья может остаться и без компенсации, и без отремонтированного дома.

Податься на “єВідновлення”можно еще раз: в каких случаях?

Юрист ОО “Донбасс SOS” Михаил Фоменко подтвердил, что компенсация по программе “єВідновлення” назначается на тот объект недвижимости, который внесен в реестр прав на недвижимое имущество. Соответственно, если достроенная часть дома не зарегистрирована в реестре прав на недвижимое имущество, то комиссия не будет учитывать ее для компенсации.

В то же время юрист подтвердил, что зарегистрировать реальную квадратуру дома возможно даже тогда, когда объект уже поврежден или разрушен:

“Это вполне возможно, но процесс может быть сложным и длительным. Это определенный технический процесс, по которому необходимо определить, что объект действительно был построен, что он существует и является реальным. Также зависит от наличия документов у человека, оформлял ли владелец хоть что-то на новую постройку, или он просто построил и у него нет совсем ничего. Однако теоретически, в обычном порядке или в судебном это возможно”.

Поэтому даже если жилье уже разрушено или повреждено, имеет смысл сначала оформить новые достроенные квадратные метры, если это не было сделано ранее, и уже потом подаваться на программу компенсаций. Так владельцы получат реальную сумму возмещения.

Если владельцы поврежденного или разрушенного жилья не согласны с выводами комиссии, они могут подать об этом возражение самой комиссии или жалобу в уполномоченный орган — военно-гражданскую администрацию громады, в которой расположен дом. Сделать это можно в течение 5 рабочих дней с даты проведения обследования или с момента, когда они узнали о принятом решении.

Однако в случае Геннадия и Лианы сделать это уже невозможно — ведь они уже получили компенсацию. К тому же почти истек срок использования средств для ремонта или восстановления — 18 месяцев с момента зачисления.

Михаил Фоменко объясняет, что комиссия по обследованию жилья принимает решение о состоянии дома, руководствуясь соответствующим законодательством. В частности, это Приказ Министерства развития громад и территорий Украины № 144 “Об утверждении методики проведения обследования и оформления его результатов” и Порядок проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 257. То есть анализ состояния поврежденного имущества и результаты должны соответствовать принятым нормам.

Фото иллюстративное. Источник: Министерство развития громад и территорий

Компенсация за поврежденное жилье не предоставляется на объекты, которые находятся на территории активных боевых действий. Поэтому, согласно замыслу, если владельцы получили компенсацию, они могут провести ремонтные работы.

Михаил Фоменко отмечает: если были новые повреждения, то владельцы могут снова подать заявку на “єВідновлення” за поврежденное имущество. Если же жилье будет полностью разрушено, то они смогут податься на “єВідновлення” за разрушенное имущество. В случае согласования жители получат жилищный сертификат, по которому смогут приобрести другой дом или квартиру.

Это то, чем могут воспользоваться Геннадий и Лиана сейчас. Если их дом, компенсацию на который они так и не использовали, будет разрушен полностью, они могут податься на “єВідновлення” еще раз, но на этот раз — как за разрушенное имущество. В таком случае есть возможность получить жилищный сертификат и приобрести другое жилье. Однако только на квадратные метры, которые имеются по документам и отображаются в реестре прав на недвижимое имущество.

В то же время еще есть возможность переоформить документы с учетом новой квадратуры.

Из-за того, что линия фронта постепенно продвигается к селу Стародубовка, владельцы также могут провести дистанционное обследование жилья с помощью фото/видеофиксации его состояния. Михаил Фоменко объясняет, что существуют конкретные правила относительно того, как сфотографировать и заснять разрушенное жилье, чтобы это можно было использовать в качестве подтверждения для “єВідновлення”.

В частности, фото и видео должны быть четкими, без размытия и искажений. Снимки должны содержать общий вид земельного участка, на котором расположен объект, с прилегающей территорией для подтверждения типа и размещения объекта; общий ракурс, который позволит оценить степень повреждения/разрушения; минимум три ракурса, которые подтверждают повреждение/разрушение; должны быть зафиксированы разрушенные конструкции; должны быть засняты таблички с адресом, номером дома, вывески, прилегающая территория для идентификации места.

Подробнее обо всех требованиях юристы ОО “Донбасс SOS” рассказывали в своем вебинаре. Его можно посмотреть по ссылке.

Таким образом, Геннадий и Лиана должны все же оформить надлежащим образом документы и зафиксировать реальную квадратуру дома. Это нелегкая и длительная процедура, которая может дойти и до судебного порядка. Далее, в случае полного разрушения, они смогут податься на “єВідновлення” еще раз как за разрушенное жилье и в случае согласования получить жилищный сертификат на приобретение нового жилья.

Если у вас есть больше вопросов о работе “єВідновлення”, можно обратиться на горячую линию ОО “Донбасс SOS”:

  • 0 800 309 110
  • ПН-ПТ: 9:00-21:00
  • СБ: 9:00-18:00
  • ВС: выходной

Звонки с мобильных и стационарных телефонов на территории Украины бесплатные.

***

Материал подготовлен в рамках проекта “Импульс”, который реализуется Международным фондом “Відродження” и Фондом Восточная Европа при финансовой поддержке Норвегии (Norad) и Швеции (Sida). Содержание материала не обязательно отражает позицию Международного фонда “Відродження”, Фонда Восточная Европа, Правительства Норвегии и Правительства Швеции.

І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку