Дефицит лекарств, плесень дома и снег вместо воды: как выглядит гуманитарный кризис на оккупированной части востока Украины
Катастрофическая нехватка лекарств и медперсонала, отсутствие питьевой воды — лишь вершина айсберга проблем на временно оккупированных территориях. В тени этих событий: часовые очереди за препаратами, мошеннические схемы, отнимающие последний заработок, и усеянные плесенью стены из-за ненадлежащего состояния домов и бездействия оккупационной власти.
Восточный Вариант освещает масштабы нечеловеческих условий для жизни, которые стали реальностью для жителей оккупированной части востока Украины.
На временно оккупированных территориях обостряется гуманитарный кризис, гражданское население осталось без доступа к качественной медицине.
Большинство медицинских учреждений прекратили свою работу. Более половины из них были превращены в военные госпитали. Остальные были вынуждены закрыться из-за отсутствия квалифицированного персонала. По предварительным подсчетам не хватает более трех тысяч медиков.
“Те больницы, которые еще работают, не предоставляют качественных услуг людям. Люди вынуждены ждать приема врачей неделями. А если это узкоспециализированный специалист, например онколог, то больше месяца. В то же время россиянам, которые сейчас на ВОТ — местные администрации пытаются обеспечить лучшие условия обслуживания. Оккупанты имеют доступ к лучшим лекарствам, в то время, когда местные уже не могут купить лекарства первой необходимости в аптеках”, — пишут в Центре национального сопротивления (ЦНС).
Кроме этого, чтобы гражданским получить квалифицированную медицинскую помощь, враг требует оформления всех российских документов.
Ситуация с медициной критическая почти во всех регионах. Так, в оккупированном Алчевске, чтобы попасть на осмотр к педиатру, родители с детьми вынуждены стоять в очереди по пять часов, рассказывают в Луганской ОГА.
“В захваченные в 2022 году населенные пункты доставляют лекарства в основном по мошенническим схемам и продают людям втрое дороже. Почти все аптеки там закрыты; медицинские учреждения заполнены ранеными военными рф, гражданским там места нет”, — комментирует глава Луганской ОВА Артем Лысогор.
В городах вблизи Лисичанска, в частности Приволье и Новодружеск, аптечные пункты не работают вообще. В городе Северодонецк функционируют только две аптеки. Поставки лекарств почти отсутствуют, поэтому все необходимое приходится заказывать по космическим ценам из Луганска.
На временно оккупированных территориях Донетчины местные жители говорят, что болеть никак нельзя, ведь врачей и так не хватает.
“Город Енакиево. В черный список диспетчера скорой помощи. Когда вызвала скорую, стало плохо маме, я не знала, что с ней. Скорая отказалась принимать заявку. Женщина-диспетчер по телефону оговаривалась, видимо, спала, а мы ее разбудили. Со мной разговаривали в таком тоне, что будто я звоню одолжить денег”, — пишет жительница в одном из чатов.
Скорая помощь не принимает вызовы, в больницах нет не то что квалифицированных работников, но и надлежащих условий для проведения осмотра — операции проводят под фонариком.
“В городе Макеевке в травматологическом кабинете детской поликлиники на 22 линии отсутствует профессиональный свет! Ребенку швы снимали — медсестра светила фонариком. Как результат — один шов не заметили, оставили под кожей”, — жалуется жительница Макеевки.
Проблеми з водою
“В нашем городе уже неделю нет воды, поэтому я вынуждена собирать снег”, — с таким сообщением обращается дончанка к оккупационным властям.
Несмотря на ежегодные обещания оккупантов решить проблему с водоснабжением, ситуация только ухудшается. Зимой людям приходится топить снег для обеспечения базовых потребностей, а летом — часто надеяться только на дождь.
Во временно оккупированном Лисичанске отсутствует вода почти по всему городу. Тысячи людей остаются без питьевой воды. Местные жители надеются, что россияне сделают подвоз в мороз — 10 градусов.
“Сидят по домам без воды и света, газом греются, снег топят, дождевую воду собирают”, — рассказывает женщина в местном сообществе о ситуации в Лисичанске.
Житель временно оккупированной Горловки на правах анонимности рассказал Восточному Варианту о критической ситуации с водоснабжением:
“С водой последние годы просто беда. И до большой войны не все было хорошо, а сейчас дождаться подачи воды — это как манны небесной. Везет, когда хотя бы раз в два дня вечером дают воду. Все по часам. Тем, кто живет на первом-третьем этажах, еще вода более-менее доходит, а вот выше напора не хватает. Я живу на пятом этаже, то мне иногда по каплям в тазик собирается”.
Также мужчина рассказал о плохом качестве воды.
“Пить эту воду вообще не рекомендую. Вода техническая, даже, чтобы помыться, лучше несколько раз довести до кипения. Потому что так и болезнь какую-то можно подцепить. Здесь даже фильтр не помогает. Питьевую воду приходится покупать”, — говорит горловчанин.
Во многих городах вода в кранах появляется почасово, однако ее безопаснее использовать только в технических целях. Луганская ОВА сообщает, что в “роспотребнадзоре” признали крайне низкое качество питьевой воды, которая централизованно поставляется в дома в так называемой “лнр”.
Жители бьют тревогу и умоляют о помощи, однако захватническую власть это не интересует.
“Нижняя Крынка, ул. Колхозная, воды нет с осени. Дали один раз на новый год и на этом все. Обращение в водоканал никакого результата не дает. Ответ один: проблему знаем, помочь не можем. На улице живет много пожилых людей. Как им выживать? Подвоза воды нет", — жалуется жительница Донетчины в местном чате.
“Крик души. Нет никаких сил жить без воды. Макеевка. Горняцкий р-н. Капитальная. Каждый день новая версия от администрации по поводу ее отсутствия. В водоканал дозвониться нереально, горячая линия недоступна. В новостях объясняют, что обесточены насосные станции. Но не 12 дней. По факту на мой 8 этаж она не подается 13-й день подряд. Запаса ноль”, — возмущается жительница Макеевки.
А что с жильем?
Людям приходится выживать в помещениях, которые практически полуразрушены и без соответствующего ремонта. В течение двух лет осадки попадают в квартиры оккупированного Северодонецка, вызывая накопление влаги и появление плесени.
Говорят, что ремонтникам не платят деньги, и они бросают объект. Жители дома по улице Гагарина, 72 жалуются на невыполнение обещанных ремонтных работ: канализационные работы не завершены, а в одном из стояков отсутствует водоснабжение. При входе в подъезд образовалась огромная дыра, которую решили закрыть, положив деревянную доску.
“Северодонецк ул. Донецкая, 46 начали ремонт еще на референдум. На новый год 2023 поставили частично окна и вырезали батареи, все. На новый год 2024 поставили батареи и начали крышу. А теперь будем ждать новый год 2025. И так на каждый новый год. Два года осадки льют в квартиру. Уже цветущее болото и нет конца этому кошмару. Крыша как протекала, так и течет только уже в другом месте”, — пишут местные жители.
Жителей домов, которые признаются аварийными, просто выселяют. Предлагают переехать в общежития, однако не всем там хватает места. Так, в городе Рубежном, в результате обвала подъезда, жителям практически негде жить, сообщает Луганская ОВА.
Отмечается, что россияне предложили несколько мест в общежитии без отопления и при отсутствии некоторых других коммуникаций.
“Однако большинству, кому не хватило кроватей, рекомендовали искать приют у родственников, или снимать жилье. Опустевшие дома и квартиры заняты военными рф и коллаборантами”, — говорят в ЛОВА.
Многие дома просто приходят в упадок из-за халатности оккупационных властей и отсутствия каких-либо ремонтных работ. Жители Макеевки сообщают, что в течение двух лет продолжаются ремонтные работы на крыше их дома, но проблему так до сих пор и не решили.
“Вот уже как 2 года, ремонтируют крышу в нашем доме. И все никак не починят. Как только начинается сезон дождей, плаваем всем подъездом. Вода, плесень, и все прелести текущей воды во всей красе. Я не спрашиваю куда уходят деньги с нашей квартплаты. Вы хотя бы почините, чтобы не стало хуже. А то на обращения не реагируете, все чего-то ждем или кого-то. Прошу администрацию города обратить на это внимание, микрорайон Зеленый, 12 дом. Очень ждет и надеется на ремонт хотя бы крыши”, — умоляют люди.
К сожалению, жители временно оккупированных территорий вынуждены приспосабливаться к таким условиям и искать собственные способы выживания, надеясь на скорое улучшение ситуации. Но оккупанты не принимают никаких мер, зато оставляют людей на произвол судьбы.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.