"Нарушил все возможные каноны": как бывший поселковый голова Новоайдара стал художником
Владимир Кравченко дважды избирался поселковым головой, более четверти столетия отдал службе в тогда еще милиции. А шесть лет назад взял в руки кисть и теперь с ней практически не расстается.
Сейчас в Новоайдаре да и вообще в Луганской области его знают как художника-аматора. Оказалось, что и на пенсии можно быть новичком и изучать неизведанное.
История художника — в материале “Восточного варианта”.
“Попробовал — и зацепило”
“Без меня в школе не обходилась ни одна стенгазета” — такими словами Владимир Кравченко начинает рассказ о своем увлечении искусством. Но тут же признается — серьезно и профессионально никогда рисованием не занимался и этому не учился. Разве что своим детям в школу что-то помочь изобразить. Но все изменилось в 2014 году.
“Небольшой ремонтик затеял между сараями и сделал, можно сказать, первый мазок. А потом добавил. Просто обыкновенными красками, которыми полы красят. И зацепило. А теперь расстаться не могу”, — говорит художник.
Рисовал сперва для себя. Да и поверить в свой талант получилось не сразу. Тут толчком стала высокая оценка специалиста — когда картины Новоайдарского мастера увидел художник Сергей Вепрев.
“Он посмотрел, что-то мне подсказал, и говорит: все, что можно было нарушить, ты взял и нарушил. Все, что нам преподавали. Все, что мы преподаем. Зашел за все “красные флажки”. А получается свой стиль. Перешагнул через флажки и пошел своей дорогой. Продолжай так же. Никого не слушай — только вперед”, — вспоминает Владимир Алексеевич.
После этого новоайдарский аматор поверил в себя и стал изучать основы живописи уже по специальной литературе. Хотя, признается, все же пишет во многом интуитивно, так, как он увидел в своем воображении тот или иной сюжет.
“Я ж сперва попробовал, а потом уже книги начал читать. А если бы наоборот: 5 прочитал, попробовал, а оно так не получается. Я бы вообще это дело бросил, я себя знаю. А так до многого, что описано в книгах, я дошел сам, так сказать, “набивая шишки”. Это где-то внутри заложено. Я понимаю, что именно так должно быть и никак иначе”, — улыбается художник.
Охота пуще неволи
На создание одной картины у него уходит от 10 дней. В работах нечасто встретишь людей, в основном это природа, животные. Отражается на творчестве и увлечение охотой с ранней юности.
“Ну как охота, в основном у меня это “охотники на привале”. Никакой крови не должно быть или гибели животных. Это лошади и собаки “в работе”, люди — в азарте и состязании. И все это на фоне красивой природы. В общем то, от чего хочется жить”, — говорит художник.
В каком именно стиле работает — ставить себе рамки не собирается. В шутку называет народным творчеством. Вдохновляет же художника не только природа родного края, но и музыка.
“Иногда услышу какую-то песню, и сразу в голову приходит картина, сюжет. Стараюсь сразу сделать зарисовку, у меня их уже много. А когда я рисую — я весь там. Знаете, если человек марки коллекционирует или монеты, он про каждую копейку историю расскажет. Вот и тут так же, увлечение полное”, — рассказывает он.
Икона как последняя надежда
В его семье творчеством занимался прапрадед Владимира Алексеевича. Был, как тогда говорили, “богомазом” — расписывал церкви.
“Как еще моему деду рассказывали, он ранней весной, как оттепель начинается, уходил за заказами, и возвращался поздней осенью, когда было холодно и краски уже замерзали. Может, что-то передалось”, — говорит художник.
Несколько лет назад и он сам начал писать иконы. Работает акриловыми красками. При этом, знакомые священнослужители предложили разводить ее не обычной водой, а святой.
“Получил благословение, начал читать об этом. Тут уже самоучкой не будешь. Если берешься изображать какого-то святого, надо знать, кого ты пишешь. Сначала на обычных досточках пробовал. Сейчас уже заказываю специальную доску для изображения икон”, — говорит Владимир Кравченко.
Писать иконы сложнее психологически, добавляет художник.
”Если я пишу обычную картину, тут могут подходить семейные, советовать что-то. Когда пишется икона — тут советчиков не должно быть. Ты не знаешь, когда она может оказаться тем последним рубежом, последней надеждой, когда у человека какие-то проблемы, все плохо, и он подходит к иконе. Это не просто открытка или фотография”.
Выставки и внучки
Работы Владимира Кравченко выставлялись в Новоайдаре, Беловодске, Новопскове, Белокуракино, Лисичанске, Рубежном и даже в Киеве. Его картины есть и в частной галерее в Санкт-Петербурге.
Семья художника-аматора поддерживает. А особенно он гордится своими четырьмя внучками.
“Внучка у меня в Киеве живет, уже очень радует. Присылает свои рисунки. Маленькая она еще, у нее там больше платья, мода, но уже что-то просматривается. Надеюсь, тоже склонности передались”, — с теплотой подытоживает наш разговор художник.