
"Цель — сохранить предприятие": как транспорт Славянска работает во время войны
Сколько сегодня маршрутов общественного транспорта в Славянске? Какие проблемы в военное время? Удается ли удовлетворить потребности горожан в перемещении по городу? “Восточный Вариант” узнал ответы
До полномасштабного вторжения транспортная система Славянска развивалась. Это были автобусные и троллейбусные маршруты, соединявшие все районы между собой. Но война внесла свои коррективы. “Восточный Вариант” узнавал, как сегодня общественный транспорт работает в прифронтовом городе.
Славянск до полномасштабного вторжения
До полномасштабного вторжения автобусные маршруты Славянска обслуживали три частных перевозчика — это 29 городских и 4 пригородных маршрута. На линии выходили разные автобусы, среди которых 20 были приспособлены для людей с инвалидностью. Это позволяло делать город более инклюзивным. На трех маршрутах работало одиннадцать троллейбусов, почти все были низкопольные для людей с инвалидностью.
Главным направлением развития тогда был электротранспорт, это было прописано в Стратегии развития Донецкой области. Совместный проект области с Европейским инвестиционным банком позволил Славянску получить новый подвижной состав для восстановления некоторых маршрутов.
“Сейчас проект не до конца реализован из-за военных действий. Но мы уже получили по проекту 4 новых троллейбуса, два из которых с автономным ходом. Проводилась работа по установке умных остановок и подключению городского транспорта к GPS-навигации. В настоящее время удалось подключить только городской электротранспорт. Это произошло буквально несколько дней назад (начало февраля — ред.)”, — рассказывает начальница отдела транспорта и связи Славянской городской ВА Римма Макиенко.

С каждым годом в городе обновлялись остановки, подвижной состав, утверждались новые условия для частных перевозчиков с комфортом пассажиров.
Новые вызовы и работа в военное время
С начала полномасштабного вторжения автомобильные перевозчики прекратили работу. Главной причиной тогда стало отсутствие горючего из-за большого спроса среди населения.
“Тогда было невозможно обеспечить подвижной состав топливом для полной работы автобусных маршрутов. Было повышение цен на топливо и детали, эвакуация работников, в частности водителей, а также жителей города. Отсутствие пассажиропотока привело к остановке работы автобусов в городе”, — рассказывает Римма Макиенко.

Тогда автобусные перевозчики участвовали в эвакуации населения, вывозили людей из пригородных сел, перевозили социально незащищенные слои населения в Краматорск, чтобы они могли получить субсидии, пенсии и другие выплаты. В Славянске банки тогда не работали. Людей возили дважды в неделю для получения необходимых выплат.
Троллейбусы в это время продолжали работать в городе на трех основных маршрутах. С 24 февраля по 30 июня перевозка граждан была бесплатной. Но когда фронт приблизился непосредственно к городу, было принято решение о приостановлении работы троллейбусов, в первую очередь из-за безопасности работников и пассажиров.
Но успехи Вооруженных сил Украины в Донецкой и Харьковской области в начале сентября отвели фронт от Славянска. Это дало повод населению возвращаться в город, поэтому потребность общественного транспорта снова возросла.
В ноябре троллейбусы возобновили работу в ограниченном режиме. Был сокращен выход транспорта с 11 до 5 единиц. По словам Риммы Макиенко, этого вполне достаточно для обеспечения нужд граждан.
Сегодня основными проблемами для общественного транспорта Славянска являются повышение себестоимости деталей, дефицит запасных частей и материалов для транспорта, а также снижение пассажиропотока.
“Часть людей из города уехали. Предприятия в городе могли сократить свою работу или прекратить вообще. А ведь мы понимаем, что перевозка — это и дети в школу, и люди на работу. Сейчас с этим сложно. Сады и школы не работают. Организации и учреждения работают в ограниченном режиме. Поэтому вот такие проблемы”, — говорит Римма Макиенко.

Начальница отдела транспорта и связи отмечает, в случае необходимости изменения в маршруте или графике сотрудники отдела пытаются быстро реагировать и решать проблемы. Например, со 2 февраля был добавлен еще один рейс троллейбуса №7 с Железнодорожного вокзала в микрорайон “Лесной”. Такое решение было принято после введения “Укрзализныцей” нового поезда из Харькова в Славянск. Его прибытие было в 18.40, когда транспорт уже не ходил. Однако еще один рейс в 18:45 позволит горожанам доехать до нужного района.
Постепенно восстановить автобусные маршруты и сохранить предприятие
Сейчас продолжается постепенное возобновление работы автобусных маршрутов, потому что троллейбусы не всегда могут обеспечить маршрутами все районы города. Но Римма Макиенко говорит, что главная ближайшая перспектива — это сохранить транспортное предприятие.
“Первая задача — сохранить. После окончания боевых действий будем дальше развиваться, писать проекты, обращаться в международные организации. Основное направление так же электротранспорт”, — говорит Рима Макиенко.
С 1 февраля в городе вернулась оплата за проезд в троллейбусах Славянска. Такое решение было принято для возобновления заработка общественным транспортом. При этом льготные категории также продолжают ездить бесплатно. Цена проезда — 12 грн. Работа без кондукторов — оплата водителю при посадке.
Напоминаем, сегодня актуальный следующий график движения общественного транспорта:
Троллейбус №2. Железнодорожный вокзал — Славкурорт
- Железнодорожный вокзал: 7:45, 10:45, 15:00
- Славкурорт: 8:15, 11:15 (до Лесного), 15:30
Троллейбус №5. Железнодорожный вокзал — м-н Химик
- С остановки “Лесной” — в 6:37; 7:27; 11:51 (через ост. “Химтехникум”)
- Железнодорожный вокзал: 7:07, 9:24, 12:05 (с ост. “Химтехникум”), 13:20, 14:45, 15:20
- Химик: 7:44, 8:32, 9:59 (до Лесного), 12:32, 13:57, 15:20, 16:00 (до Лесного)
Троллейбус №7. Железнодорожный вокзал — м-н Лесной
- м-н Лесной: 6:30, 6:37, 7:00, 7:15, 7:30, 8:00, 8:30, 8:45, 9:00, 9:15, 9:45, 10 :00, 10:15, 10:45, 11:30, 11:50 (до Химтехникума), 12:00, 12:30, 12:45, 13:00, 13:30, 13:45, 14:00, 14:30, 14:45, 15:15, 16:00, 16:15, 17:15, 18:15
- Железнодорожный вокзал: 7:00, 7:30, 8:00, 8:20, 8:45, 9:00, 9:15, 9:30, 9:45, 10:00, 10:15, 10:30 , 11:15, 12:00, 12:30, 13:00, 13:15, 13:30, 14:00, 14:15, 14:30, 15:30, 15:45, 16:00 (в депо), 16:30, 16:45, 17:45, 18:45
Телефон перевозчика: 0626 66-58-51
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.