ГОЛОДОМОР: гражданская война в сфере смыслов
Безусловно, что одним из главных достижений своего правления Президент Ющенко считает официальное признание Голодомора геноцидом украинской нации. В то же время сами украинцы до сих пор четко не определились со своим отношением к Голодомору – недавнее исследование Института Горшенина показало, что более половины граждан Украины не считают Голодомор геноцидом только украинцев. Проблему однозначного восприятия трагических событий истории усложняет значительная политическая составляющая вопроса. Вот в ней мы и попробуем разобраться.
Как у евреев
Невооруженным глазом видно, что главным образцом использования темы геноцида в качестве политического инструментария для Виктора Ющенко является государство Израиль с его культом Холокоста. Отсюда и «уроки Голодомора» в школах, и планируемые помпезные исторические центры, явно клонирующие музей Яд-Вашем, и спорный ход с уголовной ответственностью за отрицание факта геноцида. Клоном израильской практики является и недавняя инициатива Президента о введении звания «праведника» по аналогу с еврейскими «праведниками народов мира» - этим званием награждают представителей других народов, которые в годы Холокоста спасали евреев. Ющенко же хочет награждать званием «праведника» тех, кто помогал выживать украинцам во время Голодомора.
Вполне логичным следующим шагом на пути копирования «культа Холокоста» должно стать предъявление счетов за миллионы погибших украинцев. Кому? Российская Федерация, объявившая себя правопреемником СССР, вполне резонно полагает, что ей. Отсюда и такая бешеная реакция из Москвы на любые попытки обсуждения темы Голодомора. Ведь если учесть, что, согласно упомянутому выше исследованию Института Горшенина, 36,7% украинцев считают, что в их семьях есть пострадавшие от геноцида, то в случае предъявления компенсаций России дешевле будет даром отдавать Украине газ.
Однако, если бы дело упиралось только в Россию, то возможно, что Украина уже подняла бы вопрос о «контрибуции». На самом деле вопрос гораздо глубже – ответственность стран Запада за попустительство и замалчивание трагедии украинского народа ОГРОМНА. Это в США аплодировали репортажам Уолтера Дьюранти, «убедительно доказывавшего», что никакого голода в Украине нет (ему даже дали за это вранье Пулитцеровскую премию), это влиятельные британские интеллектуалы, наподобие Бернарда Шоу, на весь мир говорили об «упитанных украинских крестьянах». И если Украина предъявит ЭТИ счета – то мало никому не покажется. Поэтому в мировом сообществе крайне осторожно относятся к инициативам украинского Президента – достаточно мороки с евреями и армянами.
К слову, следует сказать, что в самом израильском обществе существует крайне неоднозначное отношение к теме выплатам «компенсаций» за Холокост. Многолетний лидер израильских правых, Нобелевский лауреат Менахем Бегин говорил прямо: «Нельзя позволять торговать кровью наших братьев».
Следуя примеру Израиля, Виктор Ющенко давит в правильные нервные узлы мировой политики, однако чаемого гражданского согласия внутри украинской нации не достигает. В отличии от мирового еврейства, для которого тема Холокоста стала одним из главных интегрирующих факторов. В чем же дело?
Бесконечная гражданская
Проблема признания украинским обществом Голодомора – это проблема недостаточно четко отрефлексированной национальной истории даже в среде интеллектуалов. Попытка упрощения исторических схем до «пришли с севера москали и выморили голодом украинцев» приводит к нынешним бессодержательным дискуссиям.
Игнорируется факт, что трагедия голода 1932-33 была элементом не прекращавшейся вплоть до конца 50-х на территории Украины ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Между украинцами и украинцами. Борьбы между украинскими «белыми» и «красными». Борьбы разных проектов украинской государственности – национального, капиталистического и коммунистического, интернационального. Никакими пришлыми кагановичами нельзя прикрыть тот факт, что руководителями Голодомора были именно украинские коммунисты, стремившиеся сломать хребет украинскому крестьянству, как потенциальному оплоту «контрреволюции» (что, конечно, не снимает ответственности с Кремля).
Стоит обратить внимание на тот факт, что наибольшее отторжение тема Голодомора встречает на востоке страны, где множество людей умерли в 1933, а наибольшую поддержку на Западе, где его НЕ БЫЛО (Галичина и Волынь благополучно входили в состав Польши в те годы). Это не потому, что на Востоке живут «москали», а на Западе «настоящие украинцы». Просто жители Востока считают себя потомками ПОБЕДИТЕЛЕЙ той гражданской войны, и сегодняшние претензии по поводу «преступлений большевизма» принимают на свой счет, а галичане, для которых гражданская война закончилась всего полвека назад (противостояние УПА и советской власти), считают себя потомками побежденных и жаждут реванша. То есть в пространстве смыслов – гражданская война продолжается. А тот факт, что вместо историков события тех лет активно взялись трактовать не имеющие нужной компетенции политики, только усугубляет противостояние в обществе.
Единственное, что утешает - то, что современные украинцы, как ни крути – молодая нация, и пока воспринимают свою историю как пылкие неофиты. И те вопросы, которые для мудрых и зрелых наций снимаются через разного рода ритуалы национального примирения, для нас служат предметом для дискуссий. Сделаем скидку на молодость, но не будем забывать, что мы – в центре Европы.
Константин Скоркин, специально для ВВ