Год после разведения сил: что происходит на Донбассе
Фото ukrinform.ua
Более 2,5 тысяч нарушений, вооруженные люди в форме российского образца, обстрелы вблизи участка разведения... Рассказываем про ситуацию в Петровском, Золотом и Станице Луганской
Ровно год назад состоялся первый этап разведения сил и средств между Вооруженными силами Украины (ВСУ) и боевиками самопровозглашенных “ЛДНР”.
Что произошло за этот год и помогли ли эти действия, попытались разобраться журналисты “Восточного варианта”.
Станица Луганская
Процесс разведения сил и средств между ВСУ и боевиками самопровозглашенных “ЛДНР” начали с единственного на Луганщине контрольного пункта въезда-выезда в Станице Луганской. Именно там 29 июня 2019 года украинские военные и террористы разошлись на 800 метров в разные стороны.
Линией разделения на бумаге стала вышка ОБСЕ в 200 метрах от моста через реку Северский Донец. Фактически же, река и должна была стать той “линией разграничения”. Но стала ли?
“Серую зону”, а это полтора-два километра между нулевыми позициями сторон, по договоренностям должны контролировать представители мониторинговой миссии ОБСЕ, совместного центра по контролю и координации, а также представители международных благотворительных организаций.
На деле же, все они до сих пор контролируют территорию до моста с украинской стороны. Начиная с середины моста через Северский Донец территорию контролируют вооруженные люди в форме российского образца с нашивками JCCC (прим. ред. английский вариант аббревиатуры СЦКК).
Под мостом же, со стороны оккупированного Луганска украинские военные, представители СЦКК, а также местные жители фиксировали снайперские позиции и огневые точки боевиков.
Еще одной проблемой после разведения сил и средств в Станице Луганской стало фактическое попадание нескольких десятков домов в “серую зону”. Днем ее патрулируют представители Национальной гвардии Украины, ночью же, говорят местные, происходят странные вещи.
Алексей живет на улице Вторая линия. Из соображений безопасности фамилию не называет и просит его не фотографировать. Говорит, боевики каждую ночь выходят на разведку.
“Ходят вооруженные люди. Перебегают через насыпь (прим. ред.: железнодорожную), заглядывают в ближайшие дворы. А кого они там увидят? Отсюда большинство людей уехало. Страшно. Я свою семью тоже вывез. Приезжаю на выходные, проверить дом, показать, что в нем кто-то живет, чтоб не разграбили”, – рассказывает он.
За последний год стрелять в районе Станицы Луганской стали меньше.
Однако, как нам рассказал военный эксперт, заместитель директора Украинского института исследований экстремизма Богдан Петренко, после разведения украинские военные заняли менее выгодные позиции.
“Такое разведение – в первую очередь влияет на моральный дух наших бойцов. Те выгодные позиции, которые мы завоевывали шаг за шагом “лягушачьими прыжками”, нам пришлось оставить. И что бы кто не говорил, это очень больно для тех людей, которые эти метры земли завоевывали своей кровью”, – объясняет Богдан.
Золотое, Катериновка
Этот участок разведения вызвал, наверное, наибольший резонанс в стране. Вспомнить только акцию “Нет капитуляции”, которую проводили представители “Национального корпуса”.
Осенью прошлого года они, вооружившись охотничьими карабинами, приехали в Золотое и поселились за несколько сот метров от линии разграничения. Они несколько дней фиксировали обстрелы со стороны незаконных вооруженных формирований, проводили акции, даже встречались с президентом Зеленским. Однако это все не дало результатов. Разведение сил и средств все-таки провели.
Штаб операции Объединенных сил не раз констатировал обстрелы вблизи участка разведения: "хутор Вольный", Золотое-4, Орехово. И хотя официальная позиция штаба состоит в том, что обстрелы велись в стороне от участка разведения, но военные и эксперты сходятся в одном – огонь ведется с позиций боевиков, которые они должны были покинуть в рамках разведения сил и средств.
Показательным моментом стало падение двух артиллерийских снарядов на территории контрольного пункта въезда-выезда Золотое, которым пользуются местные жители.
Тогда один снаряд разорвался прямо на проезжей части, второй – на обочине, повредив линию электропередач. К счастью, в тот вечер никто из местных жителей не пострадал.
Такие обстрелы, несомненно, носят провокационный характер, рассказывает Петренко.
“Даже если не брать во внимание единичные случае обстрелов именно на участках разведения, то обстрелы по границам этих участков участились в несколько раз. Это – несомненно провокации, на которые в большинстве случаев украинская армия не отвечает. Такие обстрелы, как и все другие каждый день угрожают как нашим военным, так и местным жителям. Ведь в “серой зоне” с проведением разведения только увеличиваются количество местных жителей”, – рассказывает эксперт.
Петровское
Это самый “горячий” участок разведения сил и средств. Практически каждый месяц представители мониторинговой миссии ОБСЕ в своих отчетах фиксируют нарушения “режима тишины” на этом участке.
Последний раз огневая активность там была зафиксирована в конце мая. Об этом свидетельствует отчет № 30/2020.
Немаловажным “промахом” в политике разведения – это фактическое признание квазиреспублик правительством Украины, считает Богдан Петренко.
“На участках разведения, согласно договоренностям, должны находиться представители совместного центра по контролю и координации. Однако Российская Федерация отозвала своих офицеров из этого центра. Теперь “серую зону” фактически контролируют так называемые представители СЦКК от самопровозглашенных республик. Их мы видим и в Станице Луганской возле моста, их фиксируют представители ОБСЕ на других участках разведения. Это в корне неправильная позиция руководства страны и министерства обороны”, – рассказывает Петренко.
Также представители ОБСЕ в этом месяце зафиксировали противопехотные мины российского образца, что косвенно доказывает присутствие ДРГ противника не только в серой зоне, но и на территории, контролируемой украинским правительством.
Если говорить в общем о всех трех участках разведения, то только по официальным данным представители ОБСЕ и офицеры СЦКК уже зафиксировали больше 2,5 тысяч нарушений со стороны оккупированной территории.
Тем не менее, украинское правительство анонсирует следующие этапы разведения сил и средств.
Александр Волков, Восточный вариант. Фото автора