"Когда вымерло все село, на сельсовете повесили черный флаг". Каким был Голодомор на Луганщине
Ирина Магрицкая — составительница книг «Спасенная память. Голодомор 1932-33 годов на Луганщине: свидетельства очевидцев», «Память, запечатленная в слове: писатели Луганщины о Голодоморе на Луганщине», а также автор идеи и продюсер документально-публицистического фильма «Заклятие беспамятства. Голодомор 1932-1933 гг. На Луганщине». Она объездила сотни сел и записала рассказы тех, кто пережил Голодомор.
О своем исследовании и страшных воспоминаниях очевидцев ко Дню памяти жертв голодоморов рассказала «Восточному варианту».
"Я впервые услышала о Голодоморе, и меня это поразило в самое сердце"
"А вот в соседнем селе Зеликовка, там почти весь народ вымер, и не было даже людей, которые смогли бы вырыть яму, и поэтому людей бросали в колодцы, и все колодцы были завалены трупами. Так несколько арб привезли с Зеликовки сюда и уложили. Завернули, говорят, так землей, аж доверху (а это было зимой), а весной земля села, и там нога, там рука..."
Село Бараниковка, Аннусова Вера Андреевна
— Ирина Васильевна, когда вы начали исследовать тему голодомора на Луганщине?
— Я не историк, я филолог, преподавала в университете. Был 2000 год. Мы со студентами вместе ездили по селам севера Луганской области и собирали фольклорно-диалектологические материалы. Люди о чем угодно рассказывали, нам главное было записать на диктофон живую речь. Некоторые говорили о голоде 33-го года и плакали. И я тогда впервые в своей жизни услышала страшные вещи: как матери ели своих детей, как вымерли деревни, как людей складывали в братские могилы.
Я услышала — и меня это задело до самого сердца. И подумалось: как же так, у нас такая плодородная земля, чернозем, не может быть такого естественного голода никогда! Тогда я решила: если это никто не записывает, я буду ездить по тем селам, пока эти люди пожилые еще живы. Если не записать, они умрут, и эта страница нашей истории останется белой, а надо ее записать. Что бы там ни было, буду искать транспорт, людей, которым это тоже интересно.
Потом узнала, что есть такая Ассоциация исследователей голодоморов в Украине. Создала филиал в Луганской области, познакомилась с единомышленниками, которые и раньше записывали воспоминания земляков. Во время летних отпусков в 2004-2007 годах ездила по селам. И я хотела, чтобы со мной был оператор, чтобы записать на видеокамеру их рассказы. Я это сделала для того, чтобы никто на Луганщине — ни «Партия регионов», ни коммунисты — ни упрекали меня, что все это я придумала. Когда появилась так называемая «ЛНР», они внесли меня в расстрельный список именно как исследовательницу Голодомора, и мне пришлось уехать из родного Луганска.
— Что вы услышали от людей?
— За несколько лет обследовала 300 сел. Люди, с которыми я общалась, были очень старенькие. Были 4 бабушки по 100 лет, а одна даже 105-летняя, и она все помнила, что с ней было, когда была молодой. Говорила мне: «Я не помню, чем я сегодня завтракала, но когда на моих глазах моя мама умирала и вся моя семья, я помню все до мелочей».
Такие трагические события врезаются в память. Меня когда-то упрекали: как Вы можете этим пожилым людям, которым по 90-100 лет, верить? У них уже старческий маразм.
Да нет, это свойство человеческой памяти ... Такое рассказывали, что страшно было слушать. В Беловодском, Троицком районе много сел вымерли. Говорят: на сельсовете повесили черный флаг, потому что в деревне не осталось ни одного человека.
В 33-м году по селам ходили такие «бригады активистов», которые забирали у людей все съедобное. Не только зерно, но и овощи, семена какие-то на чердаке, которые люди собрали в узелок, чтобы потом посадить. Если в печи стоял борщ, то его выливали. Некоторые говорят, что так Голодомор творился руками самих украинцев. Но этим «активистам» власть дали большевики. Приезжали из районов руководители и назначали власть в селах из лентяев и пьяниц. А те просто завидовали более богатым односельчанам, которые все заработали своим трудом. Одна женщина мне говорит: «Моего деда назвали кулаком и выслали его на Соловки вместе с семьей. А какие же они кулаки, если у деда руки были потрескавшиеся!».
— Рассказывали ли о причинах голода?
— Люди в один голос говорили, что Голодомор был искусственный. Нигде такого не было, даже в соседних районах Российской Федерации. Люди говорят: от нашего села в Новопсковском районе 7 километров до соседнего села в России. Мать берет сумку и идет туда менять полотенца, рубашки вышитые, за бесценок продавала — за стакан пшена или за буханочку хлеба. Потому что дома дети от голода пухли. Одна бабушка говорила: в нашей семье было 13 детей. Мать отнесла полотно и за него купила своим детям несколько буханок хлеба. А ее остановила на границе милиция и забрала хлеб.
Голодомор унес жизни каждого второго селянина
"Заходят во двор... Двери в дом настежь открыты и странный голос слышится ... Переступили порог... Вонь, кровь разбрызганная... На полу три трупа лежат, еще и свеча горит. А возле них лазит на коленях вся в крови лохматая, с бешеным взглядом, женщина. Нож в руках окровавленный. Заметила их... Обернулась и говорит: «Ой, как хорошо, что вы зашли, печеночку мне поможете вынуть. Не получается у самой — нож тупой. Завтра народ на обед сойдется, а поминать моих родненьких нечем. Так пусть хоть чем... »[...] Зажгли большую свечу, подошли к печи. Печь тоже была заляпана кровью. Достали из печи большой чугун, а там целый ребенок и нога и рука взрослого".
Село Бараниковка, Кравченко Анна Елисеевна
— Насколько сильно это бедствие затронуло Луганщину?
— Больше голод коснулся северных, сельскохозяйственных районов Луганщины. Историк Роберт Конквест в книге «Жатва скорби» говорит, что в северных областях Украины Голодомор унес жизни каждого 4-го селянина, в центральных — каждого 3-го, в юго-восточных — каждого 2-го. Он называет цифру 14 миллионов украинских селян, погибших от голода.
Сталин на Ялтинской конференции 1945 года говорил Черчиллю, что коллективизация ему стоила 10 миллионов крестьянских жизней. Историки считают, что 8 миллионов — это украинцы. По информации демографа Сергея Максудова, только украинских детей от голода умерло 3,3 миллиона.
Меня волнует, что Институт демографии и социальных исследований в 2015 году назвал якобы окончательную цифру 3,9 миллиона жертв. Почему они определили именно эту цифру? Очевидцы мне рассказывали, что в 33-м году люди не умирали, а «дохли». Именно дохли, потому что никому даже было их хоронить. Вел кто-то тогда учет? В Беловодском районе рассказывали, что их врач записывал в свой журнал, что люди умирали именно от голода. А уже потом того врача послали на курсы в Харьков. И вдруг после этого он вытирает те диагнозы и пишет вместо них другие: умер от сердечного приступа, от туберкулеза и др. Фальсификация уже тогда произошла. Поэтому точной цифры уже не назовет никто.
— Что создали по материалам исследования?
Сначала вышла книга «Спасенная память. Голодомор 1932-33 годов на Луганщине: свидетельства очевидцев.», там почти 500 страниц. Она полезна также тем, что показывает, как говорят наши люди. А они говорят на украинском языке в наших украинских селах. Подавляющее большинство сел, где я была, — это украинские села. В городах я тоже хотела записать воспоминания, но в городах, где работала промышленность, люди массово не умирали. Тем, кто работал, выдавали по 400 граммов хлеба на человека. А у людей в селах забрали все. Затем был фильм «Заклятие беспамятства: Голодомор 1932-1933 гг. в Луганской области». Название символично: если мы будем беспамятными, то будем прокляты, нас судьба сама проклянет. Надо помнить свои трагедии, чтобы они никогда больше не повторялись.
"Самое страшное — это голод. Война — это такое ... Мне тоже немного было, 15 лет, как была война. Я уже и самолеты мыла, и окопы копала, все делала. Это же такое — не сегодня-завтра замирится. Уже наши пошли туда, уже наши пошли туда. А здесь никто нигде не ходил. Только люди умирали и все (плачет)".
Село Рогово, Нестеренко Ольга Афанасьевна
“Должна быть коллективная память”
— Вообще тема Голодомора на Луганщине исследована?
— Я еще тогда спрашивала у историков и говорила им, что надо записывать людей, пока еще есть кому рассказывать. Они говорили: нам денег на экспедиции не дают, вот мы и не ездим. А мне тоже деньги не давал никто, я все сама, микрофон тот выпрашивала. А историки местные еще и говорили: а чего это Вы педалируете тему Голодомора? Уже при Ющенко областные администрации собирали материал для книг памяти. Я смотрела эту книгу по Луганской области. Видно, что был формальный подход. Например, читаешь — Иваненко Василий Алексеевич, 1913 года рождения, умер в 1933 году «от старости». И такого очень много.
— По вашему мнению, какое сейчас отношение к теме Голодомора?
— Когда я преподавала в Луганске, то пыталась донести эту информацию до студентов. Когда рассказывала о своих исследованиях, а они говорят: мы и так все знаем, мы книги об этом читали. Я спрашиваю: а какие вы книги читали о Голодоморе? Одна девушка говорит: «Михаил Шолохов, «Поднятая целина». Такие знания ...
Однажды в начале 14-го года показала свой фильм. После просмотра подходит первокурсник, у которого глаза мокрые от слез, благодарит и говорит: «Я из Вашего фильма впервые узнал о Голодоморе, а там о моем селе есть. Там бабушка страшные вещи рассказывает, я ее знаю. За 11 школьных лет не было ни одной воспитательного часа на эту тему».
Поэтому наша цель — помнить и поминать всех, думать о причинах и не допустить повторения. Должна быть коллективная память. Мы не изучили свою национальную трагедию, не знаем, кто нас уничтожал и почему. Если народ этого не помнит, не издает эти события в художественных произведениях, в фильмах, не создает музеев, то мы и дальше будем таким недогосударством, о котором Лина Костенко сказала: «Декоративна незалежність ворушить вусами ві сні».
Заклятие беспамятства: Голодомор на Луганщине — Документальный фильм // 2009