Как громады тыловых регионов Донецкой и Херсонской областей восстанавливают жилые дома

Полномасштабное вторжение россии нанесло катастрофический ущерб восточным и южным территориям Украины. Тысячи домов жителей Херсонщины и Донетчины были повреждены или разрушены. Громады, где уничтожена инфраструктура и жилищный фонд, истощены и не способны покрыть потери за свой счет.
В совместном материале Восточного Варианта и “МОСТа” рассказываем о решениях по восстановлению прифронтовых громад, которые работают уже сегодня
Война, развязанная россией, разрушила тысячи жилых домов украинцев
С начала российского военного вторжения в 2014 году тысячи домов украинцев были разрушены в ходе военных действий. Когда россия осуществила уже открытую эскалацию, она начала откровенно терроризировать мирное население, целенаправленно наводя ракеты и ударные дроны на гражданские дома.
За период с 24 февраля 2022 года по 24 июля 2025 года в Донецкой области было повреждено или разрушено более 138 тыс. жилых домов. Из них на подконтрольной территории региона повреждены или разрушены почти 42 тысячи домов, из которых почти 4 тыс. многоквартирных и почти 38 тысяч частных. Об этом Восточному Варианту в комментарии сообщил директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Донецкой областной военной администрации Сергей Боевский.

“На временно оккупированных территориях Бахмутской, Светлодарской, Соледарской, Торецкой, Великоновоселковской, Угледарской, Волновахской, Комарской, Мирненской, Ольгинской, Старомлыновской, Хлебодаровской, Ильиновской, Мангушской, Мариупольской, Сартанской, Авдеевской, Гродовской, Кураховской, Марьинской, Новогродовской, Селидовской, Очеретиновской громад повреждено или разрушено более 96 тыс. жилых домов, из них 5 тысяч многоквартирных и 91 тысяча частных жилых домов”, — рассказал Сергей Боевский.
На правобережной части Херсонской области российскими обстрелами повреждены или разрушены почти 33 тысячи частных и полторы тысячи многоквартирных домов. Об этом сообщал начальник Херсонской ОВА Александр Прокудин.
“Некоторые здания уже по 10 раз получили повреждения, россияне и дальше продолжают туда бить», — говорит Прокудин.
Число пострадавших домов постоянно растет во всех прифронтовых областях, ведь российская армия ни на день не прекращает свои удары.
В течение первых 7 месяцев полномасштабного вторжения через Высокопольскую громаду, что на Херсонщине проходила линия боевого столкновения. Часть громады находилась в оккупации. Украинская армия продвигалась вперед, но, по словам начальника Высокопольской сельской военной администрации Константина Стародумова, даже те населенные пункты, которые были освобождены, довольно быстро оказывались на линии фронта и туда постоянно прилетало.
“Поэтому мы не можем сказать, что у нас есть населенные пункты, которые уцелели”, — говорит Стародумов.

До российского полномасштабного вторжения в этой громаде проживало более 12 тысяч человек — это 22 населенных пункта. И после деоккупации осталось чуть больше тысячи.
Административные здания, ЦПАУ, больницы, ФАПы были повреждены или уничтожены полностью. Это 99,9 %. Повреждения жилищного фонда — около 75 %. Официальная дата освобождения громады — 4 октября 2022 года.

“Все 7 месяцев оккупации и боевых действий люди вообще жили без света, воды и газа. Это были повреждения сетей в большинстве своем. Первые разбитые трансформаторы — это невозможность их обслуживать. Отсюда отсутствие света, что парализует всю систему”, — объясняет чиновник.

После деоккупации, вспоминает Константин Стародумов, первое, что пытались сделать — сохранить то, что осталось. Была часть жителей, которая хотела как можно быстрее вернуться домой. Даже если основное здание было разрушено, то они селились в летней кухне, которую также приходилось местами подлатать.
“Мы тогда заходили в зиму. Надо было быстро перекрывать этим людям крыши. Поэтому первые гуманитарные конвои, которые поехали сюда, были со стройматериалами. Мы не могли самостоятельно закрыть эти потребности. Предоставить ту же пленку, тарпаулин — плотный материал, шифер”, — объясняет Стародумов и добавляет, что самостоятельно, по его мнению, ни одна громада или даже область не смогла бы покрыть таких больших расходов.
Тем более ощущалась потребность и в человеческих ресурсах. Потому что сначала в громаду возвращались пенсионеры, а не молодежь.
Ключевые решения восстановления: опыт Херсонщины
Для Высокопольской громады все началось с большого наступления Сил обороны Украины на правом берегу области. Эта громада была освобождена одной из первых. Все органы власти сразу поехали на места.
“Это были представители уже центральной власти. Ну и тогда появилась, я так понимаю, идея Президента Украины о поддержке деоккупированных громад Херсонщины тыловыми областями — проект «Плечом к плечу». Это национальный проект для объединения громад-партнеров (тыловых и центральных громад Украины) для поддержки и восстановления громад-форпостов (громад, которые расположены вдоль границы и на линии боевого столкновения), где значительная часть объектов инфраструктуры повреждена и разрушена. Уже с весны 2023 года нас поддерживали Черкасская, Днепропетровская, Черновицкая, Тернопольская, Хмельницкая, Кировоградская области. Эти регионы оказывали помощь. На тот момент была задача помочь всеми имеющимися силами и средствами, но не было понимания, как именно мы это будем делать”, — вспоминает начальник Высокопольской СВА Константин Стародумов.
В громаду отправились грузы с гуманитарной помощью, со строительными материалами. Приезжали волонтеры, которые чинили людям крыши, вставляли окна. Представители ГСЧС из всех областей Украины занимались разминированием. Приезжали волонтеры, которые чинили людям крыши, вставляли окна. Представители ГСЧС из всех областей Украины занимались разминированием.

“На тот момент основная идея заключалась в том, что громада-партнер дает деньги, и подрядные организации, которые проводили эти работы. То есть мы платим из этих денег им за работу, а налоги возвращаются обратно в ту громаду, которая направляла средства, то есть как бы круговорот этих бюджетных денег”, — объясняет Стародумов.
Так, в 2023–2024 годах Высокопольской громаде удалось отстроить или отремонтировать более тысячи домовладений.
“Надо понимать, что все равно мы не сможем вывести все в идеал, поэтому пытались комбинировать с другой государственной помощью и благотворителями: например, крышу сделали благотворители из одной области, окна поставили из другой, а государственная помощь «єВідновлення» направлялась напрямую на ремонт внутри”, — объясняет Стародумов.
Благодаря первому этапу проекта “Плечом к плечу” Высокопольская громада отремонтировала большую часть школы и запустила обучение в офлайн-формате. По инициативе начальника Черкасской ОВА Игоря Табурца Черкасчина обустроила в школе укрытие.


Когда на Херсонщину приехали громады-партнеры, никаких официальных инструкций или прописанных алгоритмов еще не существовало. Был только один запрос: помогите нам восстановить разрушенное. И каждая громада отвечала по-своему — на основе собственных возможностей, ресурсов и человеческого желания поддержать.
Оказывалась конкретная помощь под конкретные нужды. Громады-партнеры предоставляли то, чем располагали: кто-то привозил питьевую воду и продуктовые наборы, кто-то — стройматериалы (шифер, металлочерепицу, пиломатериалы), другие — направляли средства на восстановление одного определенного населенного пункта.
Это позволило решать проблемы точечно.
“Представители громад-партнеров лично приезжали в наши населенные пункты. Общались с людьми, общались с нами, собирали запросы. Старались организовать все так, чтобы партнер восстановил хотя бы один социальный объект (ФАП, старостат, пункт несокрушимости) в конкретном населенном пункте”, — рассказывает Стародумов.
С опытом пришло понимание: ремонт многоквартирных домов эффективнее, чем разрозненное восстановление частного жилья.
“Громада-партнер с Хмельнитчины начинала помогать с восстановлением частных домовладений. А потом и мы поняли, и они, что целесообразнее привести в порядок квартал многоэтажек. По сути, это двухэтажки, многоквартирные дома. Их 17. Грубо говоря, отремонтировав один дом, мы покрываем больше людей, чем мы будем там ремонтировать один частный”, — рассказывает Стародумов.
Это позволило не только сделать больше за те же ресурсы, но и создать точку концентрации жизни, к которой впоследствии притянулись и соседи, и сервисы.
Также введена гибкая модель: каждый дает то, что может. Некоторые громады могли предоставить подрядчиков, другие – стройматериалы или финансирование. Часто это был микс: строители – из громады-партнера или наемные из местных жителей; часть материалов — из местного бюджета, остальные — от доноров; проектирование – силами государственной субвенции.
Такая система софинансирования позволяла собрать “пазл” даже тогда, когда ни один из игроков сам не мог закрыть все потребности.
В 2023–2024 годах громады-партнеры пошли дальше. Они не ограничились только восстановлением домов и инфраструктурных объектов. В ход пошли идеи по восстановлению социальной сферы.
“Они нам говорят: «А давайте ваши дети приедут к нам на отдых! У нас есть возможность принять детей». И это пошло. Я так понимаю, что каждая из наших громад отправляла детей на отдых и оздоровление в свои громады-партнеры”, — рассказывает Стародумов.
31 января 2025 года вышло постановление № 97 Кабинета Министров Украины, которое положило начало двухлетнему экспериментальному проекту “Плечом к плечу: сплоченные громады”, и это, по словам Константина Стародумова, своеобразный второй этап проекта, который взял за основу наработанные модели взаимодействия между громадами Херсонщины и другими тыловыми регионами.
Что сработало лучше всего для Высокопольской громады?
- Локализация ответственности: одна громада — один объект.
- Гибкая модель ресурсов: “что имеешь — тем и помоги”.
- Привлечение местных жителей: и к строительству, и к жизни.
- Акцент не только на “восстановить крышу”, но и на “восстановить жизнь”.
Что касается основных препятствий в реализации процесса восстановления в Высокопольской громаде, Константин Стародумов отмечает кадровый голод. Многие местные жители покинули громаду. Бюрократические же моменты — это те вещи, с которыми можно справиться.
“Мы же должны понимать, что у нас есть бюрократия, которой мы должны следовать. И максимально сложно составить несколько источников финансирования в один какой-то объект. Но это же наши рабочие будни, то есть мы не можем сказать, что это нереально. Единственное, что нужно подходить к этому взвешенно. Только благодаря проекту «Плечом к плечу» мы смогли восстановить, отремонтировать более тысячи домовладений. То есть где-то только крыша, где-то только окна, но так там скомпоновали. Далее уже подключается государственная поддержка — «єВідновлення», затем идут доноры, которые приезжают, постоянно помогают людям. Надо понимать, что у нас достаточно много полностью разрушенных домовладений и люди за них получают сертификаты. Таких более 300, то есть люди могут купить себе жилье где-то в более безопасном месте”, — объясняет Константин Стародумов, начальник Высокопольской СВА.
Что касается социального влияния, то если на момент деоккупации в громаде насчитывалось около тысячи человек, в 2023 году население увеличилось до 2 тысяч, на сегодняшний день — это более 6 тысяч человек, из которых более тысячи — дети. Люди возвращаются, и это основной показатель того, что громада восстанавливается, территория восстанавливается и есть надежда на дальнейшую жизнь.
Ключевые решения восстановления: опыт Донетчины
На Донетчине восстановление громад проходит значительно труднее. Ведь те города и села, которые еще 2 года назад считались условным “тылом”, сейчас находятся на линии боевого столкновения.
Константиновка до войны была одним из крупнейших индустриальных центров востока Украины. Здесь работали предприятия черной и цветной металлургии, стекольной, химической и строительной промышленности. Город был важным транзитным железнодорожным узлом области.
После начала полномасштабного вторжения россии Константиновская громада несколько лет была относительно безопасной территорией. Сюда приезжали переселенцы, здесь работали магазины и рынки, работали коммунальные услуги — город жил своей жизнью, несмотря на близость фронта и угрозу обстрелов. В этом году из-за продвижения врага с Торецкого и Часовоярского направлений Константиновка стала ближе к линии боевых действий. Ежедневно противник обстреливает город, разрушает сотни жилых домов.

По состоянию на конец июля на территории Константиновской громады повреждено более 4 тысяч частных и 457 многоэтажных домов. Часть из них непригодна для восстановления вообще.
“Учитывая тот факт, что Константиновская громада находится в зоне активных боевых действий и ежедневно подвергается плотным ракетным, авиационным, артиллерийским обстрелам и дроновым атакам, капитальные ремонты в многоэтажных жилых домах не проводятся. По возможности выполняем текущие ремонтные работы”, — сообщил начальник Константиновской городской военной администрации Сергей Горбунов.

Когда позволяла ситуация с безопасностью, в громаде работали механизмы для восстановления жилья от городского совета и благотворительных организаций. После обстрелов коммунальные службы работали на местах: закрывали разбитые окна досками, забивали дыры тарпаулином и монтажной пеной, оказывали помощь пострадавшим. Строительными материалами населению помогали благотворительные организации “Ангелы Спасения”, “Авалист”, “Chemoniks”, “Solidarites Internetional”.
На сегодняшний день благотворительные организации оказали помощь для аварийного восстановления почти 7 тысячам домохозяйств. Сейчас из-за обострения ситуации на фронте помощь благотворителей приостановлена.
“За счет местного бюджета создали и используем материальный резерв громады, из которого также предоставляется помощь на аварийное восстановление поврежденного жилого фонда. Владельцам поврежденных домов предоставляем строительные материалы в виде пленки, плит OSB, монтажной пены, досок, реек, тарпаулина. В этом году из материального резерва громады помогли уже 5 тысячам домохозяйств”, — рассказал Сергей Горбунов.
В других прифронтовых громадах, где это возможно, международные и украинские организации помогают населению восстанавливать свои дома. В частности, благотворительный фонд “Ангелы Спасения” работает как над экстренным, так и над долгосрочным восстановлением на Донетчине. Его команды работают на местах обстрелов и выдают строительные наборы. Формируется базовый набор материалов: пленка, OSB-плиты, перекрытия для крыш. Их раздают в определенных местах, о которых местные власти информируют жителей.
“Наши команды соблюдают нормы безопасности, не осуществляют выдачу во время обстрелов, а также в случае необходимости выдачи большого количества материалов — распределяют на несколько встреч, чтобы избежать скопления людей. Во время выдачи наши дистрибьюторы уточняют, есть ли необходимость в помощи по установке для уязвимых категорий населения (или по обращению на горячую линию). Если да, наша ремонтная бригада «Мастерская на колесах» приезжает в течение того же или следующего дня и помогает с установкой временного перекрытия. Также мы осуществляем ремонт гражданских помещений школ, библиотек, больниц”, — рассказывает спикерка благотворительного фонда “Ангелы Спасения” Анастасия Гончарук.

Долгосрочное восстановление — это процесс от момента фиксации повреждений до полного ремонта жилья. Сначала инженеры “Ангелов Спасения” обследуют дома, которые пострадали в результате обстрелов, и фиксируют степень повреждения. Речь идет прежде всего об элементах теплового контура: крыша, окна, наружные и внутренние двери.
После обследования получателям выдают средства на закупку материалов. Если люди не могут приобрести их самостоятельно — “Ангелы Спасения” обеспечивают материалы напрямую. Далее на объект приезжает мобильная бригада “Мастерская на колесах” и выполняет все ремонтные работы. Такая помощь предоставляется только в случаях, когда люди не могут воспользоваться государственной программой “єВідновлення”.

За первое полугодие 2025 года “Ангелы спасения” оказали строительную помощь более 14 тысячам домохозяйств — это более 22 тысяч человек в 92 населенных пунктах Донецкой области.
“К сожалению, это трагически большие цифры, поэтому мы будем продолжать оказывать помощь людям столько, сколько это будет необходимо”, — отметила Анастасия Гончарук.

***
Российская армия систематически бьет по гражданским объектам, убивает мирных жителей, разрушает их жилье. В условиях постоянной угрозы благодаря государственным и благотворительным инициативам украинцы могут отремонтировать жилье “здесь и сейчас”. А полноценное восстановление, как можно предположить, ждет прифронтовые громады только после завершения боевых действий.
Материал создан совместно с онлайн-изданием МОСТ. Авторы: Инга Павлий, Наталья Майстренко, Сергей Никитенко, Елена Гнитецкая