Как изменились промышленные города бывшей ГДР? Уроки для Донбасса
От экономического кризиса — к успешному региону. Опыт посткоммунистической Восточной Германии
Германская Демократическая Республика, она же ГДР, она же просто Восточная Германия возникла в результате перехода части немецких земель из-под контроля Советского Союза в 1945 году.
И хотя среди других стран соцлагеря уровень жизни в ГДР был достаточно высоким, а многие товары ГДРовского производства были в СССР на вес золота, по сравнению с экономикой Западной Германии дела в ГДР шли плохо. По современным оценкам, производительность предприятий в ГДР отвечала примерно трети от той, что имели предприятия в ФРГ.
Основной причиной отсталости была другая, плановая экономическая модель и фокус на крупной промышленности. Структура занятости в ГДР в 1988 году была на уровне той, что существовала в ФРГ в 1965 году — большинство людей работали на крупных фабриках, заводах, комбинатах, которые контролировались государством. Так же как в СССР, плановая экономика вызвала существенное отставание от стран Запада, и, так же как и все республики бывшего СССР, в 1990-х годах Германия прошла через тяжелые времена экономической и социальной трансформации.
Особенно трудно этот процесс проходил в промышленных городах, где почти вся жизнь кипела вокруг нескольких важных предприятий. Но если большинство промышленных городов в бывшем СССР сегодня выглядят депрессивно, имеют кучу социальных проблем и мало перспектив, то такие города как Галле, Дрезден, Лейпциг, Йена или Хемниц сейчас являются развитыми и успешными. Так как же Германии удалось?
«Лихие 90-е» в Германии
Первые годы после падения Берлинской стены и воссоединения Германии были чрезвычайно тяжелыми для бывшей ГДР в целом, и для промышленных городов в частности. Количество людей, задействованных в научно-промышленных работах упало с 85 000 в 1989 году до 15000 в 1993. Разрыв цепочек поставок, конкуренция с более развитыми предприятиями Западной Германии и всего мира привели к закрытию многих промышленных предприятий востока.
Плохо чувствовали себя и промышленные предприятия — план правительства по разделу слишком больших заводов и их дальнейшей приватизации не оказался успешным, и большинство таких предприятий в результате были остановлены. Те же, что пережили приватизацию — модернизировались, и прогрессивные технологии на производстве требовали куда меньшего количества рабочей силы, чем требовалось предприятиям до этого.
Все это приводило к постоянному росту безработицы, пик которого достиг 18,8% в 2005 году. И хотя рост ВВП на территории бывшей ГДР был стремительным и соответствовал показателям «экономического чуда» в Западной Германии в послевоенные времена, разница в развитии между Западной и Восточной Германией ощущается до сих пор.
Так же до сих пор ощущаются последствия оттока населения с Востока на Запад. Не имея работы и перспектив дома, многие немцы бывшей ГДР переехали в западные земли в 1990-х годах. Во многих бывших промышленных городах смертность до сих пор превышает рождаемость, а количество населения может быть меньше показателей 1989 года на 20% или даже больше.
Что сделали немцы?
Однако, многие промышленные города Востока обновились и стремительно развиваются в наше время. Многие из них переориентировали свою экономику и развивают туризм, сектор услуг и поддерживают предприятия, работающие с новейшими технологиями.
Города, некогда считавшиеся одними из самых загрязненных в Европе, теперь имеют чистый воздух и воду. Крупный промышленный центр Хемниц избран Европейской столицей культуры в 2025 году, а университеты Лейпцига, Дрездена и Йены привлекают многих студентов как из Германии, так и со всего мира.
Вот несколько шагов, которые были сделаны на уровне государства и отдельных городов для того, чтобы улучшить уровень жизни в бывшей ГДР.
💡 Экономическая реструктуризация
Хотя приватизация заводов и фабрик бывшей ГДР оказалась не очень удачной, стремительное развитие предпринимательства сделало именно малый и средний бизнес основой экономики в таких городах. Эти же предприятия являются основными работодателями для населения в наши дни.
Появление большого количества товаров массового потребления и интеграция с рынками других стран Европы вызвала быстрый рост таких секторов экономики, которые были очень малоразвитыми в ГДР. Все это позволило городам Востока побороть безработицу и пережить кризисные 90-е годы.
💸 Новые источники прибыли
Поскольку огромные фабрики и заводы не могли приносить городам прибыль, вновь созданные предприятия искали новые направления для развития.
Так, например, недалеко от города Биттерфельд-Вольфен, которое было центром химической промышленности, сегодня добывают и перерабатывают кремень. Это вещество является основой для производства солнечных батарей, и поскольку возобновляемая энергетика развивается во всем мире, это дело приносит хороший доход, а окрестности Биттерфельд-Вольфена называют «Фотогальванической долиной».
Так же много было сделано на уровне городов для развития туризма — и международного, и внутреннего. Сейчас, десятки миллионов туристов посещают бывшие земли Востока — Бранденбург, Мекленбург-Форпоммен, Тюрингию.
🌳 Забота об окружающей среде
Первая экологическая партия в ФРГ возникла из объединения общественных организаций еще в 1980-м году, а после объединения Германии она нашла единомышленников и в восточных землях.
Проблемой многих промышленных городов ГДР является загрязнение окружающей среды в результате работы предприятий. Так же как и в промышленных городах Украины, местные жители не могли вывешивать белье на улице, так как воздух из заводов нес в себе пыль и частицы тяжелых металлов, и превращал белую одежду в рыжую. Новые экологические стандарты и меры по ограничению выбросов предприятиями привели к значительному улучшению экологической ситуации в городах бывшей ГДР.
🚆 Развитие инфраструктуры
Для того чтобы сделать жизнь в городах комфортнее, много средств было вложено в городской транспорт. Не забыли и о велосипедной инфраструктуре, поскольку велосипеды помогают разгрузить улицы от пробок, не выбрасывают вредных веществ в воздух и положительно влияют на здоровье людей.
И хотя по уровню достатка землям бывшей ГДР так и не удалось догнать земли бывшей ФРГ, уровень жизни на Востоке существенно улучшился. Главный фактор успеха — то, что в центре стратегий и планов теперь находятся не промышленные гиганты, а люди, живущие в этих городах и городках.
Уроки для Украины
С одной стороны, сравнивать опыт Германии с нашей ситуацией недостаточно корректно. Прежде всего, у Восточной Германии была Западная, в которой рыночные механизмы существовали десятилетиями. Конечно, трансформация Востока не была ни безболезненной, ни мгновенной, однако понимание того, куда нужно двигаться было четким.
Во-вторых, в ФРГ уже был опыт трансформации промышленных регионов, самым известным из которых является Рурский бассейн. Закрытия угольных шахт и изменение экономической структуры в этом регионе тоже не были проведены идеально, но этот процесс, как минимум, подготовил государство к ряду проблем, с которыми пришлось столкнуться на землях бывшей ГДР.
В-третьих, Германия в принципе была и остается куда богаче Украины: с 1991 по 2013 год, из Западной в Восточную Германию было инвестировано более 560 млрд евро. Для сравнения — это в 5 раз больше общий объем ВВП Украины 2019 года, и трудно представить, чтобы инвестиции такого масштаба стали реальными в Украине в ближайшее время.
С другой стороны, промышленные Хемниц или Галле не так-то уж и отличались от Краматорска или Северодонецка. Многие шаги, направленные на трансформацию этих городов были приняты в самих городах — и многое можно повторить в Украине даже без сверхбольших инвестиций. Это успешно доказывает пример активистов и неравнодушных граждан в Мариуполе, Славянске, Константиновке и многих других городах, которые создают стартапы, открывают образовательные пространства, беспокоятся об окружающей среде и тому подобное.
И конечно же, чрезвычайно ценным для Украины является опыт реинтеграции некогда утраченных земель в общее политическое и культурное пространство. Вместе с опытом экономической трансформации, этот опыт будет нам полезен однажды, когда наше государство снова станет единым и целостным.
Даниил Герасимов