Народные колядки и "Жестокий романс": как фольк-гурт з Донецка сохраняет украинскую культуру
Российские пропагандисты распространяют манипулятивный тезис об "исконной русскости" Донбасса, общность его истории с другими регионами россии. Восточный Вариант узнал об аутентичных песнях Донетчиныу участницы фольк-гурта “Дивина” Юлии Кулиненко.
Фейк: “народная русская музыка Донбасса”
Россияне распространяют фейковые заявления об аутентичной музыке Донетчины и Луганщины, в которых отождествляют ее с российской народной музыкой и отделяют от украинского исторического контекста.
Восточный Вариант опровергает российские фейки на примере фольк-гурта “Дивина”.
“На Донетчине хорошо сохранились зимние календарно-обрядовые песни”
Группа “Дивина” был создан в ноябре 1998 года. Его основательница – фольклористка, сотрудница научно-исследовательской лаборатории Донецкого национального (на то время – государственного) университета, преподавательница Донецкой музыкальной академии имени С. С. Прокофьева Елена Тюрикова.
В первом составе было несколько участниц, которые до этого пели в другом, детском ансамбле “Співаночки”. Его также основала Елена Витальевна в Детской школе искусств №2. Он существовал до 2014 года в Донецке, а затем – до 2022 года в Киеве под руководством Серафимы Сокольвак. После поступления в университет предложили идею нового коллектива уже в университете. Они же придумали и название группы.
Юлия Кулиненко (присоединилась ко второму составу “Дивини” в 2004 году) рассказывает, что она родилась в Донецке, никогда не слышала аутентичных украинских песен вживую. Но в 2004 году она впервые посетила выступление “Дивины”:
“Во время их выступления у меня просто мурашки по телу были! Я сразу поняла, что хочу так же петь!”.
“Дивина” много попутешествовала за студенческие годы и по Украине, и по Европе с песнями, записанными на Донетчине. В самом Донецке они представляли песни с Киевщины, Полтавщины, Полесья или Харьковщины. Что-то участники записали от диаспоры в Эстонии, Финляндии. Елена Витальевна учила песням, записанным от украинских переселенцев в Новосибирщине, Алтайском крае, на Кубани. В составе коллектива было много студентов с разных факультетов: исторического, математического, физического, филологического, химического... Кто-то заканчивал обучение и оставлял коллектив, кто-то приходил и оставался надолго, а кто-то продолжает петь самостоятельно или в других коллективах и сейчас.
Певица рассказала, что в Донецкой области хорошо сохранились колядки, щедривки, маланки, йорданские песни. Хуже – веснянки, купальские и жнивные. Еще недавно бытовало много песен из личной и семейной жизни, солдатских, казацких, встречались чумацкие, шуточніе, строковые и т.д.
“Строковые, наймитские, – это песни о судьбе людей, которые вынуждены были из-за нищеты идти на заработки. Например, “Ой, матінко-пава, тепер я пропала: за чужою роботою горя я й зазнала!”. Мы стараемся воспроизводить манеру исполнения каждого села, откуда происходит песня”.
Юлия вспомнила щедривку, которую удалось записать в селе Искра Великоновоселковского района.
Песня “А в пана, в пана собака п’яна” рассказывает о старом веровании: на Щедрый вечер животные и растения получают дар речи, и могут пожаловаться Богу на плохих хозяев:
“А в пана-пана собака п’яна.
Щедрий вечір!
Лежить на возу, бреше на козу!
Щедрий вечір!
Лежить на санях в червоних штанях!
Щедрий вечір!
І люльку курить і пана дурить!
Щедрий вечір!
Штани красніють діти радіють!
Щедрий вечір!”.
Также гурта исполняет песни многих других жанров. Вот, например, очень интересен – “жестокий романс”. Он возник во времена индустриализации – в конце XIX – начале XX века, когда многие селяне ехали в города на заработки:
“В более ранний период фольклор поют в основном от третьего лица. А здесь рассказ идет от первого лица, передающего собственные чувства и переживания. “… До мене ти ходиш, зі мною говориш, на серці ти іншу маєш. Піду, утоплюся до тої криниці, з якої ти воду береш…”. Их только недавно начали исследовать фольклористы, до этого лишь отмахивались, мол, это современное и неинтересное. Сегодня зритель часто воспринимает эти песни как шуточные, но они были достаточно трагичны для своего времени”.
Как война повлияла на работу группы
Юлия вспомнила, как зимой 2014 года гурт поехал колядовать в село Орловка на Донетчине:
“Мы с колядками пошли по домам, и местные были невероятно рады! Особенно бабушки, которые растроганно вытирали слезы, угощали пирожками, дарили банками с солеными грибами и прочими вкусностями. Тогда нас пригласили приезжать еще, но как оказалось, это было наше последнее выступление в Донецкой области…”.
Еще несколько месяцев собирались на репетиции и разучивали новые песни. Однако больше не выступали. В городе было слишком опасно. А в июле 2014 года Елена Тюрикова вместе с семьей выехала из города.
“Сначала я отказывалась уезжать из родного города, но со временем пришлось покинуть Донецк. Я оказалась в Киеве. Было психологически тяжело, и хотелось вернуться к любимому делу. Поэтому начала искать своих из “Дивины”. Первой откликнулась Серафима Сокольвак, и 24 августа мы встретились на Майдане Независимости. Начали петь . К нам подходили люди, благодарили за пение. Одна дама спросила: «Вы из западной части Украины?». Мы ответили тактично: «Нет, мы с востока». Она уточнила откуда именно, а услышав о Донецке сказали: «Тю! Врете!»” — рассказала Юлия.
Юлия поделилась, что моральная поддержка от близкого окружения подтолкнула к решению возродить деятельность “Дивины” в Киеве.
“Нашлись еще дві дівчини. Киевский музыкальный критик Любовь Морозова предложила нам принять участие в творческом проекте “Донкульт — Мистецькі Надра”. И 7 ноября 2014 года состоялся наш первый концерт в Киеве. Люди долго аплодировали стоя”, — вспомнила певица.
После возобновления деятельности гурт также пел и в Донецкой области. Так в 2017 году “Дивина” принимала участие во Всеукраинском музыкальном фестивале “Червона рута”в Мариуполе.
“Мы пели вне номинации, как приглашенные гости, потому что уже несколько раз участвовали в конкурсных программах “Червоної рути”. Меня поразило, какая ледяная тишина стояла, когда мы пели солдатскую песню про смерть воина. Мы волновались, в это время – почему люди так воспринимают ее, нужно ли вообще петь о войне, когда вокруг столько военных, переселенцев, пострадавших от войны? Лишь бурные аплодисменты от сотен людей на площади показали, что о войне и смерти петь нужно. И рассказывать. И разъяснять. И просить о помощи. Особенно сейчас, после эскалации войны, когда эти песни звучат иначе, острее уже для миллионов украинцев”.
С начала полномасштабного вторжения россии в Украину две участницы гурта переехали в Германию, одна — на Винничину, а две остались в Киеве. Коллектив второй раз распался, но продолжает существовать одновременно в Киеве и Кельне.
В Кельне к “Дивине” присоединились еще две участницы. Также подросла дочь Юлии — Вера, и поет с “Дивиной”. Вера в Киеве пела в детской группе “Райгородок” под руководством Сусанны Карпенко, а в Германии создала свой юношеский гурт “Ралец” (ралец — означает ценный подарок).
В этом году Дивине исполнилось 25 лет. Они смогли собраться полнім составом и организовать несколько концертов в Кельне и Бонне.
Видеоряд к некоторым песням создал режиссер Петр Армяновский. На основе фото и видео с гугл-карт были показаны места, из которых віходятсамипесни: пасторальная степь возле Семеновки, древние меловые скалы, фото семеновских бабушек, а в конце песни – разбитые и сгоревшие в результате попадания российских снарядов здания…
Один концерт был построен в коллаборации с электронной музыканткой Анной Хвыль, с которой Дивина уже давно сотрудничает (на 20-летний юбилей группы Анна также дополняла некоторые песни своей музыкой). Поздравили песнями немецко-украинский хор “Рай” под руководством композитора и певицы Марьяны Садовской.
Второй был дополнен традиционной музыкой – приехали из Гамбурга еще одни друзья “Дивини” группа “Шлях-Доріженька”.
Еще один концерт был проведён вместе с хором Slavisches Institut der Universität zu Köln под руководством Яна Чарнецки. Коллективы сотрудничают и организуют совместные мероприятия уже полтора года.
Юлия рассказала, что сейчас у “дивинок” есть идея провести юбилейный концерт в Украине:
“Сложность состоит в том, что мы здесь, как и в Киеве, существуем сами по себе. То есть все концерты мы организовываем самостоятельно или с помощью от друзей, в свободное от учебы, работы и семей время. Надеюсь, все потянем”.
***