"Инвесторы есть, а зарплат нет": как оккупанты создают фейки о восстановлении угольной промышленности на Луганщине
Российские захватчики создают иллюзию восстановления угледобывающей промышленности на временно оккупированной Луганщине, привлекая инвесторов. Обещают новые рабочие места, космические темпы добычи угля и высокие зарплаты. Однако реальность другая: шахты закрывают и демонтируют, работников мобилизуют, а задолженность по заработной плате не выплачивают месяцами.
Подробнее о том, что скрывается за ширмой российской “реконструкции”, расскажет Восточный Вариант.
Фейк: российские инвесторы восстанавливают шахты и обеспечивают рост угольной отрасли на Луганщине
Пророссийские СМИ активно распространяют информацию об “успешном” восстановлении угольной промышленности на временно оккупированной Луганщине. В частности, речь идет о том, что благодаря инвесторам, которые вкладывают миллиарды рублей, шахты Луганщины якобы восстанавливаются, а на их базе будут созданы тысячи новых рабочих мест.
Инвесторы обещают модернизировать предприятия, увеличить объемы добычи угля и обеспечить работников стабильными зарплатами.
Промышленные объекты на временно оккупированной Луганщине подаются как пример успешного “восстановления” и интеграции в российскую экономику, а местным жителям обещают улучшение условий жизни благодаря новым инвестиционным проектам.
Однако на самом деле эти заявления являются лишь очередным пропагандистским нарративом, который скрывает истинную ситуацию.
Распад вместо восстановления
Реальная ситуация на временно оккупированной Луганщине резко отличается от российских пропагандистских заявлений.
Вместо обещанной модернизации на предприятиях угольной отрасли проводится демонтаж оборудования. Как сообщает глава Луганской ОВА Артем Лысогор, оккупанты уже начали вырезать системы питания, трансформаторы и отключать высоковольтные линии, которые поставляли электричество на шахты в Новодружеске, Приволье и Горском.
Кроме того, согласно данным Центра национального сопротивления Украины, большинство шахт в регионе уже закрыто и разграблено. Оккупанты не занимаются надлежащим водоотводом на угледобывающих предприятиях, что приводит к их подтоплению грунтовыми водами.
Такие действия четко демонстрируют отсутствие реальных планов на реконструкцию и являются фактическим признаком разрушения инфраструктуры региона, а не ее восстановления, как это подают российские источники.
В целом, почти 100 шахт из 114 на временно оккупированных территориях востока Украины признаны россиянами нерентабельными. По информации главы Луганской ОГА Артема Лысогора, значительное количество этих предприятий до неутешительных экономических показателей довели сами захватчики.
“Не только отсутствием желания вкладывать деньги в развитие сферы. Но и, к примеру, из-за принудительной мобилизации, когда на шахте «Красный партизан» едва собирали по шесть человек в смену. Всего на временно оккупированных территориях было мобилизовано почти 60% горняков”, — сообщил Артем Лысогор.
Массовая мобилизация шахтеров
Один из ключевых факторов разрушения угольной отрасли — это принудительная мобилизация шахтеров. По данным Центра национального сопротивления, еще в 2022 году на фронт было отправлено 58% шахтеров компании “Востокуголь”, которая контролирует большинство “национализированных” шахт в регионе.
Вследствие этого возникла критическая нехватка работников на шахтах, что фактически парализует угольную промышленность. Местные коллаборанты даже обратились в Москву с просьбой снизить темпы мобилизации, опасаясь полной остановки производства, однако эти просьбы были проигнорированы. Для российских властей жизни шахтеров, как и всех украинцев, не имеют никакой ценности, даже если они воюют на стороне рф.
Принудительное увольнение и лишение социальных гарантий
Однако и на этом проблемы не заканчиваются, ведь мобилизованных шахтеров оставляют без социальной защиты. Им предлагают написать заявление об увольнении в обмен на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Это означает, что они теряют все социальные гарантии.
На период мобилизации трудовые договоры с работниками приостановлены, а это предложение является способом лишить шахтеров прав и социальной поддержки. Об этом сообщили в Луганской ОВА.
“Сотрудникам «Востокуголь», которых принудительно мобилизовали в армию рф, предложили получить денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска, которые накопились до призыва. Для этого шахтерам надо обратиться с соответствующим заявлением, в котором, правда, следует сообщить об увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон. Это официальное предложение так называемого «минтопэнерго лнр»”, — говорится в сообщении.
Задолженность по зарплате горнякам
Несмотря на многочисленные обещания со стороны оккупационной власти, вопрос выплаты заработной платы шахтерам остается открытым.
Так называемый министр топлива, энергетики и угольной промышленности “лнр” Денис Ярош во время встречи с трудовыми коллективами угольных предприятий городов Должанска, Сорокино и Ровеньки заявил, что “выплата задолженностей по зарплате горнякам остается на особом контроле”.
Также, он заверил, что руководство “минтопэнерго лнр” знает о проблемах в отрасли и стремится их решить. Однако реальные действия оккупационной власти свидетельствуют об отсутствии конкретных результатов.
С целью ликвидации задолженности, оккупационная администрация решила реализовать остатки угля и товарно-материальные ценности предприятия “Востокуголь”. То есть, будут продавать все, что есть.
Однако, точных сроков реализации этой схемы пока нет. Сегодня, вместо конкретных шагов для решения проблемы, шахтеры получают лишь общие обещания “в ближайшее время”.
Вывод: инвесторы ускоряют упадок
Несмотря на обещания российских СМИ и оккупационной власти об инвестиционном буме и восстановлении шахт на временно оккупированных территориях Луганщины, инвесторы, которые якобы должны “спасать” угольную промышленность, только ускоряют ее разрушение.
Об этом говорят и сами местные жители в социальных сетях.
Массовая мобилизация, демонтаж оборудования и систем питания, отключение электроэнергии на шахтах, а также принудительная мобилизация шахтеров — свидетельство того, что угольная отрасль фактически уничтожена. Поэтому говорить о каком-либо “втором дыхании” сейчас почти невозможно.
***