"Меняется мир — меняется театр": чем впечатляет фестиваль искусства в Северодонецке
С 6 по 10 октября этого года в Северодонецке проходит Всеукраинский фестиваль театрального искусства «СвітОгляд». В нем принимают участие 6 театральных коллективов из Киева, Чернигова, Северодонецка и Мариуполя. Зрители могут увидеть программу, которая включает представления почти всех основных театральных жанров. В основном это пьесы новейших авторов.
Восточный Вариант также посетил одно из таких представлений.
«Синергия современного текста, режиссерского прочтения, мощных актерских работ»
Сергей Дорофеев — глава оргкомитета фестиваля, инициатор и основатель, директор и художественный руководитель Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра отметил, что данный фестиваль был основан Луганским областным академическим украинским музыкально-драматическим театром в 2018 году и в этом году будет проходить уже в третий раз.
«Направление нынешнего “СвітОгляду” — современная драматургия. Спектакли, представленные на фестивале — это синергия современного текста, режиссерского прочтения, мощных актерских работ. Цель фестиваля — привлечь внимание театрального мира Украины в нашей области», — отметил художественный руководитель драмтеатра.
Также он дополнил, что цель — это познакомить жителей области с лучшими достижениями современного театрального искусства, а также открыть уникальный мир Луганщины украинской художественной общественности.
«Данный фестиваль намерен представить театр в пестром разнообразии форм и жанров, которые бы давали возможность зрителю “отталкиваться от 4-й стены” и перейти “в полное погружение” в разные пласты драматургии в оригинальном взгляде режиссеров», — поделился с нами Сергей Дорофеев.
«FRIDA»: несокрушимая жажда жизни
Восточный Вариант посетил спектакль «FRIDA», который представил Донецкий академический областной драматический театр города Мариуполь. Его режиссерка-постановщица и заслуженная артистка Украины Людмила Колосович рассказала, что раньше никогда не бывала на Луганщине.
Она поделилась, что идея спектакля «FRIDA» пришла к ней давно, потому как увлекалась историей жизни известной художницы.
«Я когда-то просила известную украинскую драматургиню Татьяну Иващенко написать пьесу о Фриде. И она это сделала: написала исповедь “Скажена голубка”. И из-за самого тяжёлого времени войны, мне хотелось поставить об этом сильную духом женщину, которая всю жизнь боролась за свое существование. Фрида прожила 47 лет, и только первые 6 лет, как она говорила сама о себе, ее тело не болело», — вспоминает Людмила Колосович.
Режиссерка-постановщица рассказала, что с 6 лет у ее героини была болезнь полиомиелит. Кроме этого, она попала в аварию, из-за которой женщина не могла иметь детей.
«Фрида не могла родить никогда. Это была ее личная трагедия. У художницы было 3 перелома позвоночника, сбитая тазовая кость. И только в одной больной ноге 11 переломов. И всю жизнь ей делали операции на позвоночнике, ампутировали больную ногу. 41 год эта сильная женщина постоянно находилась с ощущением боли. Она постоянно носила корсет», — отмечает Людмила Колосович.
Режиссерка-постановщица также дополнила, что жизнь Фриду не щадила. Но она, несмотря ни на что, стала известной художницей.
«Когда мы говорим “Мексика”, первое, что возникает в ассоциациях — это Фрида. Она стала самым известным человеком своей страны. И это меня в ней привлекало. И то, как она преодолевала свою боль. О ней нужно читать. Это жизнь, насыщенная многими катаклизмами», — добавляет режиссерка-постановщица.
Вера Шевцова и Анна Нимайер играют в представлении две ипостаси Фриды. Людмила Колосович рассказала, почему выбрала именно такой режиссерский ход.
«Когда режиссер берет к постановке определенную пьесу, он очень много должен прочитать и посмотреть, то есть насытиться материалом. Я, просматривая работы Фриды, увидела, что почти на каждой картине, где она рисует себя, изображены две ее ипостаси: две Фриды держатся за руки, две Фриды сидят. И такая была мне подсказка от самой Фриды. На картине она изображает себя одну здоровую, то есть свое нутро, а одну — больную, то есть свое физическое тело. И они постоянно находятся в конфликте», — делится с нами она.
«Поход в театр — это праздник»
Людмила Колосович отметила, что после 2020-го года и длительного карантина ощутимо, что люди хотят живого общения.
«Люди соскучились по театру. Есть такое, что хочется не просто залечь дома с гаджетами, а именно прийти в зал. Здесь совсем другая энергетика. Поход в театр — это целый процесс, это праздник. Мне кажется, что многие люди вернулись в театр», — дополняет она.
Режиссерка-постановщица отметила, что культурная отрасль реформируется, так как новейшие технологии, гаджеты влияют на человека и на театр.
«Мир меняется, мир идет вперед, а с ним и театр. А что касается языка в театре, я считаю, что каждый актер должен знать родной язык, и это не должно быть препятствием для творчества. Я преподаю 4 предмета в профессиональном мариупольском колледже культуры и искусств. И я говорю своим студентам: “Вы должны быть конкурентоспособными. Если ты хочешь быть актером, ты должен знать не один язык, а минимум 3. Это русский, который ты знаешь, а также украинский, ты здесь живешь и это твое государство. Важно знать и английский язык. Тогда ты можешь все», — подчеркнула Людмила Колосович.
Посмотреть расписание спектаклей «театральной недели» в Северодонецке можно по этой ссылке.