Европейский Донбасс. Кто действительно основал Донецк и почему важно знать свою историю
Восемь лет назад восток Украины превратился в передовую боевых действий. А после 24 февраля полномасштабное вторжение окончательно расставило все точки над “i” и дало понять, кто наш сосед на самом деле.
Сто лет назад, во время очередной оккупации Украины, — на этот раз большевистской властью, был создан красивый миф об индустриальном советском Донбассе. Якобы именно “красный режим” из ничего поднял заброшенный регион и сделал промышленным центром СССР.
Действительно ли это так? Если углубиться в историю дальше, чем до начала ХХ века, то этот миф рассыплется, как шаткая фигурка из домино.
Мы привыкли, что проевропейскими считаются западные регионы Украины — географически и исторически якобы именно так и сложилось. Однако, оказывается, Донбасс индустриализировали тоже европейцы. Первые крупные заводы, шахты, промышленные города появились именно благодаря предпринимателям из Германии, Бельгии, Франции, Англии и других стран Европы.
В этой статье поговорим об истории Донецка, разросшегося из небольшого поселения под названием Юзовка. Ведь на фоне странных исторических дискурсов президента россии хочется еще больше углубиться в настоящую историю и проанализировать, как же все было на самом деле.
Европа и Донбасс. Как все начиналось
В 1869 году валлийский предприниматель Юз основал поселок Юзовка, который со временем стал современным Донецком. Именно немецкие предприниматели индустриализировали эти территории. Советская же власть, как она умела и умеет и сегодня, присвоила достижение европейских первопроходцев.
Джон Юз выкупил у одного российского князя право построить на этой территории завод по изготовлению железнодорожных рельсов. Но, как оказалось, здесь были большие залежи угля. Поэтому предприниматель решил основать производство полного цикла: уголь — кокс — металл.
Юз создает “Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств”, которое в начале XX века становится лидером по выплавке стали в российской империи.
россия тогда очень медленно индустриализировалась. А Юз буквально за несколько десятилетий выводит Донбасс в лидеры промышленности по всей империи.
В Юзовку на работу приезжали инженеры и мастера из Германии, Англии, Франции, Бельгии. Они жили здесь вплоть до 1920-х годов, когда большевики отобрали у них промышленные мощности.
Кстати, с оккупированных территорий Донбасса россияне с 2014 года вывезли не менее 27 предприятий. Разворовали, разрушили, а оборудование вывезли на россию. Методы у них не меняются веками. Вот такое лицо “русского мира”.
Юз и его семья обосновались в городе, в арендованном саманной хате, крытой соломой. Рядом с домом он построил кузницу, где изготавливались инструменты и мелкое оборудование для будущего завода. Позже Юз построил для себя уже более красивый дом.
Параллельно продолжалось строительство металлургического завода. Прошло три года — и в 1872-м здесь уже начал выплавляться чугун. На фото — металлургический завод Новороссийской компании со стороны шахты «Заводская» с только что привезенными из Англии конверторными печами и домнами.
Сейчас на этом месте расположен Донецкий металлургический завод.
На заводе изготовляли рельсы, позволяющие проложить железную дорогу на территории нынешних Донецкой и Днепропетровской областей, доходя до Мариуполя.
Юз умер в 1889-м, а руководство заводом перешло к его сыновьям, Джеймсу и Айвару.
Юзовка: как жил городок?
Поселок Юзовка — нынешний Донецк — спланирован под влиянием западной культуры, образ жизни и технологии которой были недоступны тогда (как и сейчас) российской империи.
К моменту основания населяло Юзовку 164 человека. А в 1907-м (через 38 лет) — 32 тысячи человек.
Поселок в то время считался глубокой провинцией. Имперские власти категорически отказывались признать Юзовку городом вплоть до 1917 года. Жили здесь более 30 тысяч человек, а у них даже мэрии не было.
Обо всем заботилась семья Юза. В городе были магазины, воскресный рынок, таверны и немецкие пивные. Юз создал даже полицейское управление, находившееся на обеспечении компании. Здесь была и гостиница для предпринимателей, и почта.
А вот Первая линия — центральная улица Юзовки, нынешняя улица Артема. Ее застроили магазинами, ресторанами, гостиницами, а также банками и конторами — там бизнесмены продавали уголь и металл.
Жизнь в городе не выглядела спокойной и сказочной. Сначала Юзовка была бесформенной и развивалась без плана. Завод был ее центром, все остальное крутилось вокруг него.
Посещая своего брата, инженера на близлежащей шахте, писатель Викентий Вересаев писал: “Самое несчастливое из мест! Люди возвращаются домой с работы в низкорослые шахтерские землянки. Вдыхают угольную пыль... черную землю, черные дороги”.
Кто на самом деле делал “сталинскую индустриализацию” Донбасса?
Работают на шахтах преимущественно местные селяне. Для них это сезонная работа. Как настоящие украинцы — на время жатвы они возвращаются в свои дома. Соответственно добыча угля резко падает.
Эти люди — герои известного советского мифа — о целых поколениях пролетариев, якобы «с деда-прадеда» работавших на заводах. На самом же деле Донбасс поднимали украинские селяне и европейские предприниматели.
Шахты давали возможность рабочим заработать немного денег. Деньги здесь платили очень скромные. Условия труда — ужасающие, особенно с точки зрения техники безопасности. Это было причиной конфликтов с руководством, и на заводе были забастовки. Однако их подавляли.
Промышленность Юзовки была создана английскими поселенцами. А большевики ее национализировали и модернизировали. Валийцы электрифицировали поселок, проложили железную дорогу, соединившую заводы Юза с Харьковом и Курском, и возвели мощности.
Кроме завода в городе также работали четыре шахты. Таким образом, возникли два больших слоя населения — шахтеры и рабочие завода. Однако население постоянно мигрировало, ощущалась нехватка работников.
Приезжали тогда на Донбасс не только британцы. Во времена стремительного развития промышленности акционерами становились бельгийцы, немцы и французы. Имперское правительство давало им прямые дотации на строительство заводов и фабрик на территории страны. Однако, как мы знаем, далеко не для всех эта история завершилась успехом.
Осторожно! Пришли большевики
Все, к чему прикасаются россияне, либо исчезает, либо уродуется до неузнаваемости. Что-то они присваивают себе, а что-то просто распыляют бесследно. Так случилось и здесь.
В Юзовке мирно сосуществовали разные национальности и разные конфессии. Вот, например, самый известный православный храм — Свято-Преображенский кафедральный собор постепенно уничтожила власть большевиков.
Сначала рядом с собором был построен кинотеатр, чтобы отвадить население от храма. Потом большевики украли иконы и сняли колокола, потом взорвали колокольни. В 1931 году собор был уничтожен окончательно. В настоящее время на его месте стоит памятник “Борцам за советскую власть”.
А одноименный собор в Донецке построен в начале 1990-х в другом месте, и выглядит он не так, как оригинал.
В Юзовке работали две синагоги (евреи были второй по численности этнической группой города), католическая и англиканская церкви, армяно-григорианская церковь и ортодоксальная церковь.
Все они были разграблены большевиками и уничтожены.
Дом Юзов в 1918 году национализировали (читай — разграбили) большевики. Вот как он выглядит сейчас:
А оА вот каким он был тогда:
Западные предприниматели развивали не только Донецк. Они строили мощности и в других городах востока. Например, Лисичанск называют “десятой провинцией Бельгии”. Как вы догадываетесь, это не случайно.
В следующем материале поговорим именно об этом городе: как сюда попали бельгийцы, как он стал столицей содового производства российской империи и что с европейским наследием сделала россия.
***
Фото на обложке с сайта Радио Свобода