#Евролуганск
Жизнь устроена таким образом, что худшие опасения подтверждаются куда чаще, чем оправдываются искренние надежды. Однако в воскресенье, собираясь на Луганский "евромайдан", я, не скрою, все-таки питал ту самую надежду, что проблема цивилизационного выбора заставит луганчан хотя бы на время вынырнуть из безвременья и отнестись к решению данной проблемы со всей причитающейся серьезностью.
Надежда испарилась уже на подходе к скверу на площади Героев ВОВ, в простонародии именуемом «Дураковка». Над площадью лилась музыка. Пожилой человек в спортивной куртке, стоя на возвышении у подножия памятника Шевченко, исполнял нетленку Ежи Петерсбурского «Утомленное солнце».
Как выяснилось впоследствии, этот мужчина специально был введен в пул местных евроинтеграторов с целью музыкального заполнения пауз между выступающими. Ведь вопреки бытующим стереотипам, луганчане - очень музыкальный народ, хотя и предпочитают слушать, как правило, всякую хренотень.
На импровизированной сцене безраздельно властвовали апологеты Радикальной Партии Олега Ляшко - Пригеба, Шакун etc., одновременно толкая косноязычные фрикативные речи, посвященные неотвратимости европейского выбора Украины («шоб жить, как люди»), ведя конферанс и осуществляя функции модераторов, т.е. решая, кому давать слово, а кому нет. Пригеба и Шакун, насколько я понял, занимаются тем же, чем обычно занимается их лидер - работают попеременно то «клоунами у пи*арасов», то «пи*арасами у клоунов». Исходя из их радикально оппозиционной риторики на фоне полного и безмятежного бизнес-процветания, иного вывода я, простите, сделать не могу. (Кстати, это Пелевин, парни, писатель такой. Если что, судитесь с ним).
Людей было не очень много, а людей без партийной символики - и того меньше. Палитра оппозиционных партийных цветов была представлена дежурными флагоносцами практически в полном объеме, и это еще раз утвердило меня в мысли о декоративности происходящего.
Самыми колоритными, как и следовало ожидать, были апологеты Олега Ляшко.
Единственное исключение - «Демальянс», которые сдержали свое слово и не попытались извлечь PR-гешефт из этого мероприятия, а Зоя Буйницкая, лидер местной организации «ДА», подтвердила, что это действительно их принципиальная позиция, за что респект и ей, и Василию Гацько, который накануне убеждал меня в том же во время переписки в Фейсбуке.
Мужчина в спортивной куртке, видимо, решив выжать из неожиданно нарисовавшегося бенефиса максимум, продолжал петь.
Не обошлось в этот раз и без неотъемлемого атрибута любого луганского массового мероприятия - казаков. Чтобы вы понимали, чисто визуально луганские казаки - это типовые завсегдатаи местного наркологического диспансера, одетые в стиле ethno. Схематически стандартного луганского казака можно описать следующим образом: жировой гепатоз + токсический гепатоз + энцефалопатия + усы/борода + усиленное православие. Венчает все это великолепие, как правило, сабля и нагрудный иконостас в виде непонятно кем учрежденных и выданных орденов. Как мне сообщили, казаки прибыли на митинг с целью его срыва путем банального хулиганства, однако были оперативно окружены бойцами «Беркута» в полной боевой выкладке, а посему ничего запоминающегося в происходящую буффонаду не привнесли.
По-настоящему идейных людей, не ангажированных политиками, было немного, но они были, и этот факт меня несказанно обрадовал. Уж если что и придавало смысл этому митингу, то только их присутствие. И количество здесь не играет никакой роли, поверьте.
Между делом, песнопения не прекращались, а само действо больше напоминало сельскую дискотеку. Спасибо, что обошлось без традиционной «Бутырки».
После процедурно-музыкальной части устроители, помня о всепоглощающей страсти луганчан к шаре, объявили о начале обеда. Давали кулеш в пластиковых мисках и чай. Особенно преуспели по части жратвы вышеупомянутые казаки, решив если не отомстить ненавистным евросимпатикам физически, так хотя бы оставить их голодными. Вот, в частности, какой-то казацкий фельдмаршал с халявным вражеским супом. Трофеи плохими не бывают, хуле. Любо, братцы!
Что характерно, сразу после объявления обеда, и без того скудная толпа перед сценой рассеялась вовсе, словно по команде рванув на запах варева.
Несмотря на то, что милиционеров тоже активно приглашали к трапезе, они стойко терпели и на искушения не велись. Ну, почти.
С подачей кулеша митинг официально завершился. Было объявлено, что следующий перформанс начнется в понедельник в 18.00. Я начал было опасаться, что «артист» продолжит свой песенный марафон, однако вместо него организаторы врубили Modern Talking, очевидно, сочтя, что более европейской музыки в природе не существует.
Я еще немного послонялся между людей, пожал несколько рук и уже через пять минут был возле своего дома. В его арке, плавно покачиваясь, стоял катастрофически нетрезвый блюститель порядка и мочился на стену.
Никогда прежде Европа не казалась мне такой далекой.