Экоцид на востоке Украины: как российская оккупация наносит непоправимый ущерб окружающей среде и людям
Восток Украины, с его богатым разнообразием экосистем и уникальной флорой и фауной, оказался под угрозой экологического кризиса из-за халатности и вооруженной агрессии оккупационной власти. Затопление шахт, стихийные мусорные свалки, уничтожение лесов и детонация оружия создают опасную смесь химических соединений, угрожая здоровью людей и животных.
Восточный Вариант расскажет, как россия разрушает природный фонд Донетчины и Луганщины, и совместно с экологами предоставит рекомендации по фиксации этих преступлений.
Луганщина
Уничтожение зеленых легких
Из-за активных боевых действий и временной оккупации в полной мере оценить уровень вреда, нанесенного россиянами, пока невозможно. Однако даже та информация, которая сейчас доступна украинским властям, демонстрирует масштабы влияния войны, развязанной россией.
По данным Луганской ОВА, российские оккупанты повлекли за собой разрушение 26 тысяч гектаров лесного фонда Луганщины и природоохранных территорий, включая уникальные степи и заповедные территории с редкой флорой и фауной.
“Один из самых больших лесов украинского востока, уникальные степи в первозданном виде и десятки заказников с редкими видами флоры и фауны. У Луганщины был огромный потенциал природно-заповедного фонда — в общей сложности более 95 тысяч гектаров. Все это сегодня полностью уничтожают россияне”, — рассказывает глава Луганской ОВА Артем Лысогор.
Кроме того, что леса Луганщины стали полем боя в российско-украинской войне, оккупанты проводят масштабную вырубку деревьев. Местные жители говорят, что россияне сначала поджигают их, а потом спиливают те, которые “якобы выгорели”. Так они заметают следы преступления.
“Звуков взрывов нет, а дым в лесах вокруг Северодонецка периодически поднимается. Так орки заметают следы вырубки леса. Неликвид они просто поджигают”, — пишет житель Луганщины в одном из чатов.
“В лесу, который объединяет Воеводовку и Кудряшевку, на самом деле так и было. Сначала поджигали лес, а потом спиливали деревья, которые «якобы выгорели». Сейчас на гугл-картах даже можно увидеть эти поля, где находился лес. Только на картах это кажется маленьким полем, а вот в реальности — огромное”, — рассказывает жительница временно оккупированной части Луганщины.
Угрозы от затопления шахт
Массовое затопление шахт явилось еще одной причиной серьезной экологической катастрофы.
Постоянные обстрелы и бомбардировки со стороны россиян приводят к разрушению электросетей и выключению откачивающих воду помп. Кроме того, шахты часто отключают от электропитания из-за неуплаты или они не работают из-за дефицита сотрудников.
Пока можно только предполагать, сколько угледобывающих предприятий осталось после роста масштабов и интенсивности боевых действий. Согласно сообщению Луганской ОВА, в профильном министерстве рф было объявлено о намерении сократить количество шахт на территории “лнр” и “днр” со 114 до 15. Это означает, что практически 100 из них были признаны нерентабельными.
В сентябре на шахте “Красный партизан” работали только шесть человек на смене, поскольку большинство горняков было мобилизовано. Многомиллионные долги за электроэнергию накопили предприятия, в частности, местное объединение “Востокуголь” уже было отключено от питания. Шахты в Хрустальном законсервированы.
Позже в Должанске закрылось еще 5 шахт из-за их аварийного состояния. Горняков приходилось эвакуировать в аварийном порядке из-за того, что оккупационная власть экономила на штате ремонтных бригад настолько, насколько это было возможно.
В случае закрытия или разрушения шахты вода начинает накапливаться в подземных горизонтах. Если эту воду не откачать, шахты затапливаются грунтовыми водами.
Опасность состоит в том, что эти воды могут быть загрязнены тяжелыми металлами и другими токсичными веществами, которые используют в добыче угля.
Попадая в окружающие грунты, они могут привести к серьезному загрязнению земли и водных ресурсов. Подземные воды, затопляющие шахты, могут содержать газы, такие как метан, и испаряться на поверхность, вызывая экологические аварии, в частности, пожары и взрывы.
Мусорная угроза
По данным Центра национального сопротивления, еще одна причина экологической катастрофы, которую инициируют россияне, — планы по возведению ряда свалок на временно оккупированных территориях востока Украины, которые будут обслуживать россию.
Оккупанты хотят создать шесть таких мусорных полигонов на Луганщине и еще три на Донетчине. Свозить мусор туда планируют не только с временно оккупированных территорий, но и из Ростовской, Белгородской и Воронежской областей рф.
Размещение свалок становится непоправимой угрозой для экологии. В результате загрязнения почв и водных ресурсов ядовитыми веществами, значительные территории станут непригодными для развития жизни, приводя к гибели редких видов флоры и фауны.
Населенные пункты получат загрязненную воду и едкую вонь от испарений в воздух, что ухудшает качество жизни и создает опасность для здоровья людей.
Кроме этого, захватническая власть создает стихийные свалки прямо среди улиц и между домов. Местные жители жалуются, что страшная вонь может держаться месяцами.
Донетчина
Затопление шахт может привести к катастрофе
Ранее эксперт по экологической безопасности сети “Довкола” Максим Сорока в комментарии для Восточного Варианта отметил, что ситуация на временно оккупированных территориях Донетчины крайне сложная. Происходит безвозвратное нанесение вреда всей экосистеме, от уничтожения биоразнообразия до накопления огромных объемов отходов.
Одной из самых распространенных экологических проблем на Донетчине, как и на Луганщине, является затопление и упадок угольно-промышленных предприятий. Все шахты региона отнесены к объектам критической инфраструктуры, поэтому они являются потенциально опасными в соответствии с. законодательством.
Согласно отчету ОО “Truth Hounds”, большинство шахт востока Украины имеют гидрологические связи под землей, включая те, что расположены по обе стороны линии фронта, например, шахту “Южная” в г. Торецк и шахту имени Гагарина в г. Горловка на оккупированной территории. Это означает, что затопление шахты им. Гагарина может привести к перетоку воды на смежные шахты и затопление части территории г. Торецк.
В фильме Восточного Варианта “Прихована загроза” эксперты по экологии объяснили, что подобные затопления шахт могут обернуться разрушениями домов, подтоплениями погребов, помещений и ядовитой водой.
“Когда грязная шахтная вода поднимается на поверхность, существуют огромные риски загрязнения резервуаров, как питьевой воды, так и пресной. Это очень опасно для дальнейшего водозабора в регионе, будут начинаться проседания грунтов”, — рассказывает руководитель отдела энергетики ОО “Екодія” Константин Кропивницкий.
Некоторые шахты содержат в себе опасные отходы. Например, шахта “Юнком” вообще имеет радиационные элементы после подземного ядерного взрыва в 1979 году. С тех пор, начиная с 2018 года, вода в этой шахте не откачивается, что может привести к массовому загрязнению водоемов и грунтов в регионе.
Один из случаев прорыва грунтовых вод зафиксирован в городе Горловка на шахте Ленина. Люди жалуются, что вода заливает их дворы и погреба, а оккупационная власть на это никак не реагируют.
Главную улицу Донецка — Артема тоже подтопило. Об этом сообщают жители в местных чатах.
Мусорное бедствие
Катастрофическая ситуация и с мусором.
По данным Центра национального сопротивления, на полигоны бытовых отходов в части временно оккупированной Донецкой области завозят мусор из ростова. Это помогает решить проблему перегруженности свалок в самой россии.
Оккупанты также планируют построить на Донетчине еще два полигона, которые будут обслуживать ростовскую область.
“В ростовской области отказались от этой идеи из-за экологического состояния региона. Что касается жителей Донетчины, россияне не принимают во внимание их мнение, как это обычно происходит в оккупированных регионах”, — пишут в Центре национального сопротивления (ЦНС).
В частности, в городе Макеевка жители жалуются на то, что по всей территории города стихийные свалки, камазы с мусором выгружают даже на детских футбольных площадках и парках.
“Ул. Физкультурная, три месяца не вывозили мусор, теперь у нас свалка на 3-5 камазов, вонь, окна открыть невозможно, Мухи, крысы, их не только кот, но и собака уже давит во дворе”, — жалуется в местном чате жительница Макеевки.
Массовые захоронения и детонация оружия
Вследствие военных действий россии были разрушены до основания сотни городов, а окопная война превратила значительную площадь поля в выжженные пустоши, что сопровождается загрязнением земли и грунтовых вод.
Детонация взрывов и обстрелы могут привести к уничтожению растительности, загрязнению почвы и водоемов нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными веществами.
В свою очередь, выбросы вредных веществ в воздух от горючего и взрывов также могут вызывать загрязнение атмосферы и негативно влиять на здоровье людей и животных.
Вместе с этим большую угрозу представляют массовые захоронения тел. Они часто оказываются под водой, что может вызвать загрязнение грунтовых вод, которое далее распространяется на поверхность в виде сточных вод или через источники. Такая ситуация представляет опасность не только для жизни людей, но и для всей экосистемы Азовского моря. Последствия этого могут быть катастрофическими, а их влияние — непредсказуемым и долговременным.
К чему готовиться местному населению?
Местным жителям следует требовать организации надлежащего ведения мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды и пытаться самостоятельно такой организовывать — ведь такие работы попадают под Женевскую конвенцию, и они не считаются коллаборационной деятельностью. К тому же дают освобождение от мобилизации.
Об этом рассказывает София Шутяк, которая является заместительницей председателя Комитета по аграрному, земельному и экологическому праву НААУ, а также юрисконсультом международной благотворительной организации “Экология-Право-Человек” в комментарии Восточному Варианту.
Помощь могут оказать секретариаты и рабочие органы большого количества международных соглашений – о загрязнении вод, воздуха, потерь биоразнообразия и т.п.
Такие работы, осуществленные во время войны, помогут как можно быстрее спланировать план восстановления.
Какие документы регламентируют защиту окружающей среды во время войны?
София Шутяк отмечает, что экологический ущерб всегда был военным преступлением в международных вооруженных конфликтах (с 1970 года в Стокгольмской декларации по окружающей среде).
Документы, такие как Декларация Рио-де-Жанейро 1992 года, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, призывают международное сообщество принимать меры для предотвращения или минимизации разрушительного воздействия на окружающую среду во время военных действий.
Однако, по словам эксперта, критерии, какой вред становится преступлением в соответствии с международным правом, являются нереально высокими (Женевские конвенции, которые принимались после 1945 года и пытались оправдать агрессора), и никогда не были должным образом протестированы.
Самыми новыми являются утвержденные на уровне ООН 27 правовых принципов, направленных на усиление защиты окружающей среды в течение всего цикла вооруженных конфликтов.
Ключевым для Украины в будущем пути к наказанию рф может стать именно 9 принцип PERAC (Principles of the environment in relation to armed conflicts) об ответственности государств, начинающих и ведущих войну.
В нем отмечается, что такое государство должно полностью возместить ущерб, причиненный международно-противоправными действиями, включая расходы на ущерб, нанесенный окружающей среде как таковой.
На уровне национального законодательства — это Уголовный кодекс Украины, статья об экоциде 441 и природоохранное законодательство Украины.
Как людям в оккупации можно фиксировать эти преступления и куда передавать?
Фиксировать можно с помощью видео, составления актов с участием трех человек или записей в тетради. Затем эти данные нужно отправлять в Оперативный штаб Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов с целью составления исков в Международные суды ООН для требования компенсации причиненного страной-агрессором ущерба.
Если есть возможность, сообщать в Службу безопасности Украины по телефону:
0 (800) 501-482 или Национальную полицию по номеру 102.
Эффективной также является фиксация через онлайн-порталы, такие как “Екозагроза” (Официальный ресурс от Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов), сайт “RWC” (russian War Crimes) или “Свідок” (Платформа историй войны).
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.