Две «вышки» для… жизни
Преступник, осужденный к пожизненному заключению, который отбывает наказание в одной из колоний Луганской области, решил получить высшее образование. 19 мая ему предстоит пройти независимое тестирование по украинскому языку и литературе, 26 мая – по математике. Это первый подобный прецедент в истории украинской службы исполнения наказаний, как, впрочем, и в истории украинского образования.
КАМЕНЬ
«ПОЖИЗНЕННОГО»
За что осужденный получил свой пожизненный – опустим, такая информация не для печати. Ограничимся скупым фактом – он киллер. Почему люди идут на подобного рода преступления – отдельная тема, как и что такое «пожизненное»: замедленный смертный приговор или очень длительное заключение.
Теоретически «пожизненное» означает заключение до биологической смерти заключенного, практически же – после 20 лет (это так называемый «минимальный пожизненный срок») возможно помилование. В Украине этот вопрос отводится на усмотрение Президента. На основании прошения о помиловании, которое пишет сам заключенный, запрашивается личное дело, анализируются положительные и отрицательные качества осужденного. За хорошее поведение он может получить даже денежную премию.
Если предположить, что луганский студент-пожизненник отработает свой срок по такой схеме, то выйдет он в опасном возрасте 50 лет – «периоде обладания дорогостоящим опытом и часто состоянием», как утверждал Бальзак. А высшее образование – тоже состояние.
«В пожизненной клетке остаться личностью невозможно, но если не утрачены социальные связи, поддержка родственников или близких людей, не все потеряно. Об этом стремящемся к образованию «пожизненнике» заботятся и родители, и любимая женщина», – рассказывает заместитель начальника управления Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Луганской области Сергей Хиль. Говорит, что лично беседовал с претендентом и выяснил, что тот настроен отсидеть без «проколов» и что он глубоко верующий человек. Для своей второй «вышки» он выбрал социологию.
ЧТОБЫ «КРЫШУ»
НЕ СНЕСЛО
«Самое страшное, когда от безделья начинают «дурью маяться»: совершают то ли побег, то ли какое-то преступление. Поэтому мы особо «следим» за осужденными, замышляющими «плохое». Практически у всех них нарушена психика: маленький толчок – и случиться может все, что угодно… Чтобы человек не сошел с ума, ему надо чем-то заниматься, о чем-то думать, видеть какие-то перспективы. Учеба этому способствует. Подмечено, что когда заключенный учится, он более управляем, с ним легче разговаривать», – утверждает Сергей Хиль.
Сегодня в тюрьмах Украины пребывает 108 тысяч 723 осужденных. 166 из них в марте 2009 года подали заявки на участие в независимом тестировании, почти третья часть абитуриентов 2009 года – осужденные луганских колоний.
«Впервые с тестированием в тюрьмах мы столкнулись четыре года назад. Но тогда это был больше эксперимент. В прошлом году о нас забыли. Так что 2009 год можно считать первым годом введения такой формы оценивания знаний в системе исполнения наказаний», – говорит Сергей Хиль. Рассказывает, в 2006 году было всего 2 осужденных, пожелавших «не выходя из зоны» получить высшее образование, сегодня таких уже 45.
Первый вуз-помощник – Луганский национальный университет имени Т. Шевченко. Четыре года назад соглашение о сотрудничестве подписали проректор по научной работе университета Сергей Харченко и начальник Луганского управления исполнения наказаний Сергей Горенко. Тогда было выделено и первых четыре бюджетных места на факультете трудового обучения.
Нынче за обучение осужденных платят, как правило, родственники. Если 45 луганских «колонистов» получат сертификат с проходным баллом – смогут учиться дистанционно либо на бюджетной, либо на контрактной основе. Все экзамены пройдут в местах лишения свободы.
«График проведения независимого тестирования такой же, как и для обычных школьников. В точной копии соблюдены и все остальные правила: тесты по всем технологическим картам, как в обычной школе», – убеждал старший инструктор пункта тестирования 11-й исправительной колонии, преподаватель тактики ЛГУВД им.Э.А.Дидоренко Сергей Чугунов. Но все же «ВВ» убедился – отличия между тестами на свободе и тестами в зоне есть. Первое: на тестирование осужденные приходят в сопровождении охраны. Второе: личные документы на каждого «абитуриента» инспектору предъявляет сотрудник колонии. И третье отличие – ручки для письма здесь выдают в последнюю очередь, и они не могут быть личной собственностью. Личными могут быть только самообладание на экзамене и багаж знаний.
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Багаж знаний Станислава Стасевича – школьный курс, который он осилил четыре года назад без отрыва отбывания срока наказания здесь же, в школе при колонии. А сидит он уже десять лет по статье 187 УК – разбой. Говорит, к тестированию готов.
«Я очень рад, что у осужденных появилась возможность учиться дальше. Поэтому хочу выразить благодарность Департаменту исполнения наказаний», – заметил Станислав Стасевич. На вопрос: «Не подготовлена ли заранее его речь?» тут же парировал: «Документ о высшем образовании очень важен, с ним легче найти работу после зоны. А многие мои сокамерники «вышку» не ценят, считают, что в украинских вузах по-прежнему процветает коррупция», – говорил Станислав, который своей будущей специальностью видит также социологию. Стасевичу быть в зоне еще два года.
Как выяснилось, на социологию в зонах спрос. В почете оказались и профессии финансиста, экономиста, программиста.
Осужденный по 307 статье УК (наркотики) Дмитрий Синенко мечтает, к примеру, поступить в Донецкий государственный университет и заняться программированием искусственного интеллекта. «Одно плохо – изучать программирование приходится только по книгам (книги высылают родители). Компьютер, может быть, и есть в колонии, но я его не видел», – рассказывает Дмитрий. Говорит, что после зоны обязательно начнет «нормальную жизнь», поскольку есть семья, недавно родился ребенок.
В Брянковской исправительной колонии №11 на высшее образование «посягнули» 11 заключенных: 11 из общего количества – 1131 осужденного. Независимое тестирование в этой колонии проводится впервые.
«Так мало желающих потому, что многие боятся тестирования. Кто-то позабыл школьную программу, кто-то уже по возрасту «не тянет». Некоторые в дальнейшей учебе не видят смысла»,– поясняет осужденный Дмитрий Синенко.
«Я считаю, что экзамен в тюрьме, учеба – это тоже исправительная мера», – утверждает начальник Брянковской исправительной колонии №11, полковник внутренней службы Алик Берулава, в тюремной системе работающий более 20 лет, а в должности руководителя учреждения третий год. Говорит, что за стремлением получить образование в колонии стоит главное – возможность идти дальше по жизни.
ПОД КОНТРОЛЕМ
В 11-й исправительной колонии сидят «специалисты» всех сфер криминального жанра. Их возраст – от 18 лет до 70 лет.
Законодательством Украины предусмотрено, что каждый осужденный обязан зарабатывать на свое содержание, приобретение вещей первой необходимости: мыла, зубной щетки, туалетной бумаги, зубной пасты, тетради, конвертов и т.д.
«Работают все. У нас есть швейное производство, кроме того, точим буксы (ходовая часть поездов – авт.) для Ирана, производим шлакоблоки. Хозяйство большое: сто голов свиней, 35 коз, несколько сотен кур», – перечисляет начальник колонии Алик Берулава. Говорит, что за последние годы многое удалось преобразить: сделать ремонт в отрядах, в столовой, запустить свой магазин и даже построить Храм имени Святых царских мучеников, который освятил лично митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий. Службу в нем ведут заключенные, которые получили благословение.
«Благодаря Богу все грехи ему исповедовал и имею от него прощение. Желания убивать дальше у меня нет. Убийства мне не снятся, душа моя спокойна, потому что за меня пострадал Бог»,– говорит осужденный Иван. С ним мы разговорились в библиотеке местной школы.
Школа при колонии была открыта в 1962 году, через два года после создания самого учреждения. В тот период при школе действовало и ПТУ, но с развалом Союза все кануло в Лету.
«Школа в колонии была возрождена 12 лет назад. Изначально это было маленькое помещение и всего 12 учеников. Осужденные получали образование курсовым методом, поскольку преподаватели приезжали раз в месяц», – рассказывает бывший замначальника колонии по социальным вопросам, сегодня главный специалист Брянковского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Роман Слухаевский.
Нынче в школе три класса, библиотека и читальный зал. В 2008 году получить общее среднее образование без отрыва отбывания срока наказания смогли 65 осужденных 11-ой исправительной колонии, в 2009 году – 75. Аттестат – общеукраинского образца.
«Достучаться до осужденных, разъяснить, что учиться необходимо, порой весьма непросто», – говорит Роман Слухаевский, который нынче еще и секретарь наблюдательной комиссии при Брянковском исполкоме. Наблюдательная комиссия была создана для того, чтобы осуществлять общественный контроль за деятельностью мест лишения свободы, то есть за реализацией конституционных прав осужденных.
«Кто не успел получить общее среднее образование в зоне, имеет возможность получить его на свободе в заочной школе №17 города Брянка. У нас с педагогами этой школы тесные партнерские отношения», – говорит Роман Слухаевский.
Все учителя школы при 11-ой колонии признавали, что у местных «школьников» довольно высокий уровень успеваемости, вместе с тем сожалея, что таких «героев» чрезвычайно мало.
«Право на образование – это прорыв, существенный прорыв. Тестирование пришло в колонию, осужденный приобрел возможность получать дальше образование, а значит, становиться полноценным гражданином нашего государства», – убежден начальник Брянковской исправительной колонии №11 Алик Берулава.
«Финансовые потери образовательного прорыва не подсчитывали – некогда было. Мы – как солдаты, нам сказано занять такую-то высоту, а какой ценой – не важно», – говорит заместитель начальника управления госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Луганской области Сергей Хиль.
ОКНО СВОБОДЫ
У нас в обществе по инерции относятся к пожизненникам, как к конченным, обреченным людям.
Несколько лет назад в Азербайджанском суде рассматривалось дело о праве пожизненного заключенного на высшее образование, тогда один из судей спросил: «А зачем это ему нужно?»
В далекой Австралии, где такие вопросы не задают, один из пожизненников смог получить уже пять высших образований. Там к пожизненным заключенным относятся по-другому, считая, что им в первую очередь нужен психолог и профессор, а не гробовщик. Если представить, что этот пожизненник выйдет на свободу, вряд ли он будет шарить по чужим карманам, имея в своем кармане пять дипломов.
Украина несколько запоздала с идеей высшего образования для таких заключенных, но верится, у нее есть шанс не задать вопрос: «Зачем это надо?»
Елена КРАСНИКОВА