ДЦП — это не приговор. Как мастер спорта с Луганщины доказал это своим примером и помогает другим
Евгений Забияка со Старобельска родился с детским церебральным параличом. И вы никогда об этом не догадаетесь по его внешности, речи, а тем более по статусу — мастер спорта по пауэрлифтингу. Сейчас он живет и работает в Киеве, помогает людям совершенствовать тело, а людей с ДЦП консультирует, как делать первые шаги к комфортной жизни.
Модный торговый центр столицы. Напротив — национальный спортивный комплекс Олимпийский. На четвертом этаже — фитнес-центр. Евгений Забияка там работает тренером. У него ровно час между занятиями, чтобы пообщаться с журналистом «Восточного варианта» об интеграции в общество людей с ДЦП, их первых шагах на пути к этому и том, от чего и от кого зависит их успех.
В начальной школе делал 12 подтягиваний на турнике
В детстве Жени практически никто и никогда не акцентировал внимание на том, что у него ДЦП. Первые шаги он сделал в 4 года, а до этого активно ползал. Настолько активно, что бабушка не успевала делать нашивки на коленях.
Сельская местность, где рос Женя, требовала от него с самого детства достаточной физической подготовки: работа в огороде, уход за хозяйством, кормление домашних животных.
«Вот представьте: несешь ты перед собой большое ведро с едой для животных. Хочешь не хочешь, но тебе надо его донести. У тебя нет альтернативы. Так же в огороде. С тяпкой, с лопатой — ты даешь нагрузку своему телу.
Меня никогда не отгораживали от какой работы по той причине, что у меня ДЦП. Мы с братом делали всю работу наравне», — вспоминает Евгений.
Будучи взрослым он понимает, что именно работа по хозяйству помогла ему улучшить свою физическую форму с детства.
Уже с первых классов в школе он не только не отставал от одноклассников, а в кое-чем превосходил их. В частности, делал 12 подтягиваний на турнике.
Был худым и «качался от ветра», а затем пошел в спортзал
Еще учась в школе, в 16 лет, Евгений пошел в спортзал.
«Я весил тогда 47 килограммов и качался от ветра. Пришел в спортзал и сразу начал поднимать большой вес. Пацаны в зале меня немного загоняли. Говорили: давай, ты можешь, поднимай больше. А организм, когда ему дают большие нагрузки без отдыха, зажимается. Он и так был зажат, а эти нагрузки еще сильнее зажали», — отметил Евгений.
Впоследствии у него появился тренер. Не персональный, а тот, что тренировал и других посетителей зала. Но Жене он начал уделять и свободное время. С тренером начали появляться и первые результаты.
Именно тренер предложил Евгению поехать на первые в его жизни соревнования в Донецкую область. Сам искал машину, оплачивал проезд, а после соревнований даже покупал витамины для восстановления организма.
«То есть человек, вместо того, чтобы заниматься своей личной жизнью или просто полежать на диване, приходила в зал и занимался со мной. Он просто фанатик, который в меня верил», — отметил Евгений.
От работы на заправке до соревнований по бодибилдингу
Несмотря на первые успехи в спорте, парню хотелось дальнейшего развития. За ним он уехал в Киев, где у него жила тетя.
«Тетя — очень хороший человек, и она часто проявляла чрезмерную заботу. Например, мне надо к стоматологу, она говорит: «Женя, на тебе деньги, сходи к стоматологу». Мне надо какую-то вещь: «На тебе деньги, купи». А развитие где? Я ей благодарен за помощь, но мне хотелось самому развиваться, расти, и я понимал, что если за меня будут делать все, то у меня не будет стимула», — отметил Евгений.
Он съехал от тети и поселился в хостеле. Работал грузчиком, а впоследствии — заправщиком.
В хостеле подружился с парнем, который хотел улучшить свое тело, но никак не решался.
«Я ему говорил, что он похож на Сирка из мультика — с животом и сутулостью. Начали ходить с ним в зал и я ему помогал заниматься», — вспоминает Евгений.
Это была первая тренерская работа Евгения. А в конечном итоге это вылилось в идею пойти работать тренером в фитнес-центр. Сначала эту работу совмещал с работой на заправке. Из-за усталости, вспоминает парень, часто засыпал стоя в маршрутке или метро.
Уже работая тренером, начал готовиться к новым вызовам — соревнованиям по бодибилдингу. Соревновался, как и всегда, с обычными спортсменами.
«Было сложно, но не физически. Трудно было концентрироваться. На соревнованиях по бодибилдингу ты максимально высушенный, к тому же сильно нервничаешь. И сил на концентрацию становится меньше, чем в обычной жизни. На сцене каждый спортсмен имеет около трех минут, чтобы показать себя. И вот я вроде бы иду ровно, но смотрю на ноги и вижу, что одна из них немного перекошена в сторону. И чтобы вернуть ее так, как надо, мне нужны дополнительные усилия. У людей без ДЦП это происходит автоматически, а мне нужно это контролировать. Поэтому моя улыбка, возможно, выглядела неестественной, а движения зажатыми. У жюри могло сложиться впечатление, что я какой-то неуверенный в себе», — рассказал Евгений.
Он добавил, что иногда это сложно объяснить людям. Да и не всегда в этом есть необходимость:
«Когда я поел, отдохнул, у меня восстановилась энергия, я в спортзале прохожу, мне тренер говорит: ну вот почему ты так на соревнованиях не ходил? И что бы я ему не ответил, это будет выглядеть как оправдание. Он не поймет, потому что у него нет такого ощущения. И я говорю: «ну как-то так, в следующий раз буду стараться больше».
По словам спортсмена, большая заслуга в том, что он смог выступить на соревнованиях по бодибилдингу, лежит на тренере Александре Кислом. Евгений объяснил: чтобы «прокачивать» различные участки тела, необходима огромная концентрация именно на этом участке во время выполнения упражнений. Это сложная задача для всех спортсменов без исключения. Именно этой концентрации, говорит Евгений, его научил тренер.
Отказался от социальных выплат по инвалидности
За 7 лет Евгений сменил несколько спортивных залов и каждый раз, когда приходил устраиваться на работу, никто даже не догадывался, что у него ДЦП.
«Когда в конце собеседования я об этом говорю, мне говорят: «Что, в самом деле? Ну ладно». Никто никогда на это не обращает внимания и не отказывает», — говорит Евгений.
Не обращает внимания на это и он сам. Несколько лет назад он отказался от каких-либо социальных льгот и выплат по инвалидности.
«Я никогда не говорю себе, что я какой-то не такой, потому что у меня ДЦП. Когда-то мне предложили сняться в одной передаче, где нужно было показать драму, что мне трудно. Но я никогда на этом не акцентирую. Я говорю, что я обычный человек», — отмечает Евгений Забияка.
Помощь может быть «медвежьей услугой» человеку с ДЦП
Уже длительное время Евгений Забияка помогает с реабилитацией детям, имеющим ДЦП. Он выделяет минимум один день в неделю и консультирует родителей таких детей.
«Вот в эту субботу планирую проехаться и посмотреть, как идет восстановление у тех, кто ко мне обращался», — делится планами тренер.
Ранее он проводил для детей с ДЦП непосредственные занятия. Но понял, что правильнее будет давать консультации и практические знания, а их воплощение возлагать на самого ребенка и его родителей.
По словам Евгения, родители детей с ДЦП часто делают своим детям «медвежью услугу» и совершенно не готовы к тому, чтобы их ребенок действительно занимался качественной реабилитацией.
«Я занимался с мальчиком, 7-8 лет, он из Луганска. Мы пробовали с ним делать прямые шаги. Он очень старался, ставил ногу так как нужно. Но делал это долго. И мама постоянно ему хотела «помочь» поставить эту ногу. Я говорил: я никуда не спешу, пусть он это делает сам. Но маму это не действовало. Это большая ошибка», — рассказал Евгений.
По его словам, часто люди с ДЦП привыкают к тому, что за них все делают, поэтому у них нет необходимости задействовать собственные дополнительные ресурсы для выполнения элементарных движений.
«Их привезли на машине — одну ножку выставили, потом другую. Затем за руки подняли. Конечно, у человека пропадает желание самому это делать. А со временем это еще сложнее начать», — отметил Евгений.
От чего зависит успешная реабилитация детей с ДЦП?
По словам тренера, физическое восстановление людей с ДЦП — это первый шаг к их реинтеграции в обществе. Начать он советует с элементарных движений.
«Нужно понимать, что для человека, у которого все мышцы зажаты, руки скручены, пальцы согнуты, будет большим успехом просто разогнуть один палец на руке. Это движение нужно делать регулярно по несколько раз, пока это не будет даваться легко», — отметил Евгений.
Также он советует родителям позволять детям с ДЦП самостоятельно делать привычные бытовые дела. Даже если это требует сверхусилий и много времени.
Полезной, по мнению Евгения, будет и психологическая реабилитация. Например, показывать фильмы, где герои физически активные и подтянутые, чтобы стимулировать желание быть на них похожим.
Евгений Забияка утверждает, что только комплексный подход и в первую очередь желание родителей именно помочь, а не позаботиться, может повлиять на удачную реабилитацию ребенка с ДЦП.
Подписывайтесь на страницу Евгения в Instagram, где он регулярно дает советы по работе с детьми, имеющими ДЦП