Как избежать смертельных ловушек на дороге. Советы по безопасности из Славянска
Сколько ДТП случилось в вашем городе за последнее время? Сколько раз при этом получили травмы люди? Перекрёстки, слепые зоны, плотный поток городского транспорта — всё это потенциально опасно и для водителя, и для пешехода.
“Восточны Вариант” расскажет, как избежать опасности и не попасть ДТП.
Почему растет количество ДТП?
В Донецкой области уже за первое полугодие 2021 года произошло больше аварий, чем за весь 2020 год. Соответственно 1934 и 2209 случаев. Причём статика растёт год от года уже на протяжении пяти лет. Об этом сообщает Национальная полиция Украины.
Самые частые причины ДТП — невнимательность и превышение скорости. Несмотря на то, что виновниками дорожных происшествий чаще всего становятся водители, страдают от этого и пешеходы тоже. На сегодняшний день по Украине совершено 3623 наезда на пешеходов. Из них погибло 436 человек.
И это значит, что пешеход на дороге должен быть так же внимателен, как и водитель. Ведь он может попасть в дорожно-транспортное происшествие совершенно неожиданно и не по своей вине.
Опыт Славянска
В Славянске одним из эпицентров автомобильных столкновений стал перекрёсток двух центральных улиц. Здесь ДТП могут происходить по несколько раз за неделю.
Дело в том, что за последние годы транспортный поток в городе возрос в несколько раз. Количество автомобилей растёт, движение стало более энергичным и напряженным. Водители, спеша проехать этот участок, ведут себя неосторожно, порой даже не обращают внимания на дорожные знаки. Следствие — повышенная аварийная опасность. А это ведет к опасности для тех, кто пересекает перекрёсток пешком.
Как же снизить уровень аварийной угрозы в таком месте?
Не считая того, что сами водители должны вести себя правильно, строго придерживаться правил дорожного движения на нерегулируемом перекрёстке, есть ещё важные решения.
Бывший депутат Славянского горсовета, юрист Дмитрий Кочуков уверен, что один из путей — это сделать перекрёсток более комфортным для всех участников движения. Дмитрий в своей практике специализируется на дорожно — транспортных происшествиях, имеет большой опыт в данной сфере.
“Естественно здесь нужны инклюзивные понижающие бордюрные камни. Нужно здесь сделать место удобным и для водителей, и для пешеходов. Не в ущерб пешеходам. Например, парковка транспортных средств. В нашем случае мы видим, что она осуществляется на тротуарах, что в принципе недопустимо” — рассказывает Дмитрий.
Ещё один вариант регулировать транспортный поток и обезопасить пешеходов — установка светофора. Хотя, по мнению Дмитрия Кочукова, светофор — это лишь часть комплекса мер.
“В определённых местах установка светофора необходима. В определённых местах светофор нужно устанавливать с другими элементами. Например, это может быть пешеходное ограждение, транспортное ограждение. Это может быть средства для понижения скорости, так называемые лежачие полицейские. Разметка обязательно, дорожные знаки”, — объясняет юрист.
Все эти изменения в большей степени зависят от действий городской власти и полиции. Именно у них на контроле разработки проектной документации и дальнейшее устройство светофора, нового пешеходного перехода и других дорожных элементов.
Однако, если соответствующие органы не реагируют на сложившуюся ситуацию, то горожане могут взять её решение в свои руки. Например, в Славянске в 2017 году жители одного из районов перекрыли дорогу, чтобы привлечь внимание к участившимся наездам на пешеходов.
На одном из скоростных участков дороги, несмотря на пешеходный переход, всё чаще автомобилисты стали сбивать переходящих дорогу людей. Происходило это в тёмное время суток, так как ни светофора ни освещения там не было. Власти никак не реагировали. Тогда жители привлекли внимание, устроив пикет. Благодаря усилиям людей светофор на опасном участке дороги всё-таки установили.
Программы безопасности от международных организаций
Ещё один способ сделать наши дороги безопаснее — обратиться к международной поддержке для осуществления своих проектов. Как рассказал представитель ПРООН Михаил Карелин, сейчас такие программы находятся на стадии разработки сразу в нескольких городах региона.
“В Северской громаде при поддержке ПРООН в рамках Программы ООН по восстановлению и построению мира будут закупленные пластиковые фигурки детей для пешеходных переходов. Также там будут делать разметку на дороге. В Мирнограде и Покровске закупят 50 дорожных знаков и подсветку для пешеходных переходов. Это всё общественные инициативы, за которые голосуют люди. Каждая такая инициатива получит от ПРООН около 3000 долларов”, — рассказал Михаил Карелин.
Занятия в школах и личная ответственность
Всё-таки не стоить надеяться, что власти вашего города сделают каждый участок проезжей части максимально безопасным и комфортным для всех участников движения. Скорее всего, в ближайшее время такого не произойдёт. Поэтому прежде всего надеяться необходимо только на себя.
Как советуют эксперты, пешеходам для безопасного пересечения дороги нужно знать хотя бы основные правила дорожного движения.
Хорошо, что этому уже учат в школе. В программе начальных классов есть определённое количество часов, когда внимание уделяют общей безопасности поведения в городе и на природе. Среди них и безопасность на дороге. Дети проходят практические занятия.
“Це коли ми виходимо на вулиці міста, йдемо на перехрестя. Там вони грають в рольові ігри. Ми спостерігаємо за пішоходами, які перетинають дорогу і перехрестя. Робимо зауваження, якщо вони роблять це неправильно. Нагадуємо дітям робити зауваження батькам, якщо вони перебігають не на той сигнал світлофора”,— рассказывает преподаватель начальных классов Марина Данилова, — “Потім вчитель може виконати роль поганої дитини та піти на червоне світло. Тоді діти намагаються зупинити. Такі практичні заняття, коли дитина переймається темою, вони залишаються майже на завжди”.
Кроме того, в плане обучения дорожной безопасности, школы активно сотрудничают с полицией.
В Славянске этим занимается молодёжная организация “Ліга майбутніх поліцейських”.
Парни и девушки — члены организации — посещают городские и районные школы со специальными программами.
“Мы рассказываем 1-3 классу о том, где можно переходить дорогу, как обходить троллейбус, как обходить автобус. То есть полостью малышам рассказываем, как себя вести на дороге”, — объясняет капитан Национальной полиции Марина Бондаренко, — “Дети сейчас очень умные. Поэтому 1-3 класс знают даже больше, чем уже старшеклассники”.
Дети — категория повышенного риска
К категории повышенного риска относятся дети от 6 до 9 лет. Они энергичны, стремятся к самостоятельности, но еще не в состоянии обеспечить собственную безопасность. Ниже приведены несколько пунктов на которые, прежде всего, должны обратить внимание родители.
Во-первых, следует знать, что некоторые факторы мешают ребенку адекватно реагировать на опасность:
- маленький рост ограничивает обзор самому ребёнку. А водителям сложнее его заметить;
- дети еще не умеют эффективно использовать боковое зрение;
- до 12 лет ребенок тяжело определяет, откуда раздается звук, и при сигнале машины может действовать нерационально
Поэтому ребенок, идя в школу, должен соблюдать следующие правила:
- останавливаться, прежде чем сделать шаг на проезжую часть;
- пересекать дорогу только в указанных местах (у светофора, пешеходного перехода)
- если автобус или другое транспортное средство закрывает обзор, обойти его;
- при переходе улицы посмотреть налево, направо и снова налево;
- убедиться, что нет машин, и только после этого переходить улицу;
- держаться подальше от авто, выезжающих задним ходом;
- никогда не играть даже на тихой проезжей улице или дороге;
- не бежать через дорогу.
Впрочем, для взрослых можно применить те же советы. Добавив лишь несколько:
- на дороге любой вид транспорта может скрывать ещё один едущий чуть сзади, но с большей скоростью. Нужно помнить об этом и не перебегать дорогу перед едущей машиной;
- в темное время суток лучше носить одежду или обувь со светоотражающими элементами. Можно носить легкий жилет в рюкзаке и надевать его с наступлением темноты. Позаботиться, чтобы то же самое делали ваши дети;
- научиться рассчитывать скорость едущей машины и помнить, как длительность тормозного пути зависит от скорости и погоды. Например, при 60 км/ч — тормозной путь 15 метров в сухую погоду.
“Слепые” зоны и как их избежать
Зоны, в которых водитель не видит пешехода. Здесь ситуация опасна тем, что пешеход, как правило, не знает, в какой части обзора водитель машины его не увидит. А таких зон немало. И, конечно, чем крупнее автомобиль, тем обширнее эти зоны. Они изображены на фото выше. И, как ни странно, наезд на пешехода, попавшего в слепую зону, довольно часто происходит на или вблизи пешеходного перехода. Именно потому, что сам пешеход теряет бдительность, думая, что находится в безопасности.
Чаще всего это происходит во время поворота автомобиля. Влево ли вправо — не имеет значения. Но стоит помнить, что правая часть машины для водителя всегда более “слепая”, так как он находится слева. Это всегда стоит учитывать. И чем ближе вы находитесь к автомобилю, тем больше вероятность попасть в “слепую” зону.
Полностью учесть своё положение в каждой из “слепых” зон автомобиля невозможно. Поэтому достаточно дождаться полной остановки транспортного средства или момента, когда оно будет от вас на безопасном расстоянии и только тогда переходить дорогу.
Также есть несколько советов и для водителей, как избежать попадания в “слепую” зону как пешеходов, так и других автомобилей.
Помимо сохранения дистанции и элементарного “кручения” головой во все нужные стороны необходимо:
- следить за сигналами поворотов другого транспорта, чтобы вовремя реагировать на маневры;
- совершать перестроения максимально быстро, стараясь не задерживаться в «слепой» зоне других водителей;
- никогда не совершать обгон справа, особенно, если вы пытаетесь обогнать грузовик;
- если едите за большим грузовиком типа фуры, внимательно следите за его маневрами. Часто бывает так, что водитель не видит едущих вблизи легковых автомобилей. Ни в коем случае не обгонять такое авто, если оно собирается поворачивать.
В любом случае всегда нужно помнить — только вы ответственны за свою безопасность и за свою жизнь на дороге. И дополнительная осторожность поможет обеспечить безопасность.
***
Стаття підготована у межах проєкту «Корисні інструкції для безпечного життя», що реалізується онлайн-виданням «Восточный Вариант» (ГО «Наш Дім — Слов'янськ») за технічного адміністрування ЗУРЦ у межах Програми ООН із відновлення та розбудови миру за фінансової підтримки урядів Данії, Швейцарії та Швеції.