Донецкий "Поштовх" — доказательство в пользу украинской Донетчины
Общественная организация “Поштовх”была основана в Донецке в 2006 году. Тогда объединились люди с общими национальными интересами, которые хотели развивать украинское сознание. Участники “Поштовха” проводили мирные акции и митинги, продвигали украинские традиции, развивали современную культуру. Пытаясь отстоять инициативу о присвоении ДонНУ имени Василия Стуса, участники и участницы “Поштовха” столкнулись с огромным противостоянием пророссийских сил. Восточный Вариант пообщался с представителями “Поштовха”, чтобы узнать, как это было.
Безусловно, деятельность и само существование такой общественной организации, как “Поштовх”, разрушает абсурдный стереотип о стопроцентной преданности жителей Донетчины россии. Молодежь Донецка еще до начала войны, которую рф развязала против Украины, хотела создавать настоящее гражданское общество с правом свободной мысли и взглядов. Они стремились развиваться вместе с другими регионами Украины, объединяя страну, а не разъединяя ее.
“Были готовы строить свой собственный украинский Донецк”
В 2006 году Марта Черная и Екатерина Жемчужникова поступили на филологический факультет Донецкого национального университета и начали изучать журналистику. Уже тогда у Екатерины была привычка носить на сумке или рюкзаке повязанный украинский флаг. Однажды девушки посетили университетскую библиотеку, которая располагалась в главном корпусе. Вдруг незнакомый усатый парень обратил внимание на флажок Екатерины и поздоровался. Им был Юрий Матущак, студент исторического факультета, основатель и глава “Поштовха”. Молодые люди разговорились о взглядах и желании развивать больше украинского в Донецке. Так Юрий пригласил девушек на одну из встреч общественной организации, которая тогда только начинала свою работу.
“Так мы присоединились к «Поштовху». Там были люди, которые были для меня единомышленниками, я разделяла их взгляды на жизнь. Я тогда закончила первую украиноязычную школу в Донецке, которая открылась еще за год до провозглашения независимости Украины. И тогда в университете мне не хватало такой коммуникации, привязанной к украинскому самосознанию. Мне не нравилось, когда кто-то в Донецке откровенно пренебрегал украинским. Мне не хватало такого единства, единомышленников с украинскими взглядами и ценностями. Думаю, это была основная причина, почему я присоединилась к «Поштовху»”, — рассказывает участница “Поштовха”, а сейчас коммуникационщица Гражданской сети “Опора” Екатерина Жемчужникова.
Об идее создания “Поштовха” вспоминает его соучредитель и выпускник ДонНУ имени Василия Стуса, журналист и ведущий Украинского радио Сергей Стуканов. В 2005 году Сергей, будучи студентом четвертого курса исторического факультета, познакомился с Юрием Матущаком. Сначала они сошлись на общих темах футбола и спорта, а после Оранжевой Революции поняли, что у них одинаковые взгляды на происходящее. Сергей и Юрий поддерживали национально-демократические силы и хотели, чтобы Донецкая область развивалась в противоположном направлении от того, которое выбрала Партия регионов.
“Весной 2006 года мы уже говорили о том, что уместно было бы создать какую-то молодежную организацию, которая бы формировала условия для жителей этого региона, чтобы они понимали свою настоящую историю, чтобы имели больше возможностей познакомиться с украинской культурой, с украинским языком. На историческом факультете мы изучали правду о россии, об Украинской повстанческой армии, о репрессиях нашего региона. И стремились, чтобы жители региона так же знали об этом. Кроме того, нам нужно было объединять патриотическую молодежь”, — рассказывает Сергей Стуканов.
На тот момент Юрий Матущак уже сплачивал вокруг себя сторонников и единомышленников, которые поддерживали идею создания такой организации. Среди них были Леонид Самофалов, Иван Прокопенко, Сергей Зливко. Поэтому вместе студенты начали активную подготовительную работу. Был разработан устав организации, придумали название “Поштовх”, нашли помещение — небольшую комнату профкома на втором этаже исторического факультета ДонНУ. 31 октября 2006 года прошло учредительное собрание и общественная организация официально начала свою работу. В тот же день к ней присоединились примерно 20 участников.
“Это была поросль молодой украинской лозы в Донецке, которая после длительного перерыва решила искать свою собственную субъективность не только в пределах каких-то существующих форм студенческого самоуправления, а заниматься уже самостоятельной украинской общественной организацией”, — отмечает дончанин, активист, политолог и ветеран российско-украинской войны Станислав Федорчук.
Станислав говорит, что официально не был участником “Поштовха”, но хорошо дружил с Юрием и всегда поддерживал все инициативы организации. Зародившись на истфаке, “Поштовх” масштабировался на другие факультеты ДонНУ. А среди его постоянных участников были как студенты соседних вузов Донецка, так и уже их выпускники. Общее количество участников и участниц организации, по воспоминаниям очевидцев, составляло примерно 50 человек. Все они стремились развивать украинское сознание и распространять его в общество.
Фестиваль вертепов, собственная газета и чествование памяти жертв Голодомора
Сразу после основания организации участники “Поштовха” начали активно работать. Приближался день памяти жертв Голодомора. Эта дата стала одной из первых, когда участники и участницы организации вышли на улицы.
“В каждом районе Донецка мы делали акцию “33 минуты”. На тот момент уже были книги, в которых были имена погибших в 1932-1933 годах. Эти книги формировались по областям и населенным пунктам. Мы 33 минуты зачитывали имена тех, кто погиб именно здесь, на территории Донецка и области. Эти списки никогда не заканчивались за 33 минуты, мне кажется, это была одна из наших самых тяжелых акций. Но мы делали ее в каждом районе города”, — рассказывает участница “Поштовха” Марта Черная.
В начале 2007 года участницы и участники “Поштовха” организовали свой вертеп, с которым поехали на Фестиваль вертепов “Карпатія” в Ивано-Франковск. Сергей Стуканов вспоминает, что он тогда сыграл Ирода, Юрий Матущак — Черта, девушки были ангелами. И хотя донецкий вертеп был достаточно любительским по сравнению с другими участниками, но именно его выступление получило тогда наибольшие аплодисменты. После возвращения в Донецк они поняли, что такой опыт нужно перенимать и Донетчине.
“Мы поставили себе задачу провести Фестиваль вертепов в Донецке. И действительно, два фестиваля мы таки провели: в начале 2008 и в начале 2009 годов. Первый фестиваль прошел на центральной площади Ленина. Мы даже договаривались с властями, нам помог один народный депутат поставить сцену. Мы приглашали вертепы из разных областей, и сделали так же свой. Помню, что в день фестиваля было холодно, но он прошел, и собрал где-то 300 человек, которые приходили и смотрели”, — рассказывает Сергей Стуканов.
О Фестивале вертепов в Донецке вспоминает и Марта Черная:
“Это было организовано исключительно «Поштовхом» и аналогов этому я не припоминаю. Это было феноменально! К нам приезжали вертепы из других областей Украины. До этого такого никто в Донецке не видел и не слышал такого количества приезжих вертепов”.
Станислав Федорчук говорит, что Фестиваль вертепов был большим раздражителем для местных промосковских сил. Так же как и масштабное празднование 80-летия УПА в самом центре Донецка, которое было организовано “Поштовхом” и другими украинскими союзами:
“Они не ожидали, что в Донецке есть такое количество людей, которые способны не просто праздновать что-то украинское дома, а способны выйти на улицы, способны организоваться, способны сделать собственную культурную программу, привлечь местных поэтов, писателей, музыкантов, оперных певцов. И все это на чистом энтузиазме и собственном желании быть собой, быть украинцами, реализовывать свои права на собственные исторические культурные события”.
“Поштовхом” проводились акции для популяризации украинской культуры, например, чтение украинских стихов и пение украинских песен. Сергей Стуканов вспоминает, что одна из крупнейших таких акций прошла в последний день мая 2007 года. Она была посвящена встрече лета и проводилась возле памятника Пушкину.
В июне 2007 года участники “Поштовха” провели акцию по поводу 100-летия со дня рождения Романа Шухевича. Тогда они вышли в город с портретами Шухевича и патриотическими лозунгами, пытаясь помочь дончанам глубже понять историю Украины. Уже тогда, рассказывают участники, было осознание, что Партия регионов намеренно проводит антиукраинскую политику.
“У нас были активности ко Дню независимости. Чаще всего этот день, 24 августа, приходился примерно на День шахтера в Донецке, а это еще был День города. Поэтому это были такие затяжные выходные и было много уличных развлечений для местных. Тогда мы делали для более молодой аудитории ярмарку вышитых вещей и различных этнических изделий. Это был некий музыкально-культурный фестиваль, устроенный для того, чтобы показывали, какая классная и современная у нас Украина, и, вообще, что стоит присоединяться и раскрывать в себе эту украинскую идентичность”, — рассказывает Екатерина Жемчужникова.
В конце 2008 года участники организации напечатали первый выпуск собственной газеты “Поштовх Плюс”. Она издавалась на украинском языке, рассказывала о современной донецкой культуре и украинской истории. В первом выпуске писалось об истории самого “Поштовха”, о мероприятиях к Празднику Покровы и Дню украинского козачества, об акциях чествования жертв Голодомора. С первой полосы выпуска 2008 года поражают две новости. Первая:
“Распознавание Донбасса.
Образ “Донбасса, как антитезы «Украины», ретранслируемый с 1991 года, не менее мифический, чем миф об отдельной «донбасской идентичности»”.
И вторая:
“Культурная революция по-донецки.
Молодые взрывоопасные донецкие поэты вдребезги взорвали стереотипы о донецкой молодежи и напрочь свели с ума Киев и Львов”.
Уже тогда молодежь в Донецке пыталась разрушать стереотипы об отдельном “донбасском народе” и его “отличиях от Украины”. вместо этого журналисты и журналистки давали другие новости, где говорилось о неделимости Донецка от Киева или Львова. Ведь это одна страна и одна нация.
Газеты “Поштовх Плюс” было выпущено только два номера. Вскоре активисты организации начали инициативу по предоставлению Донецкому национальному университету имени Василия Стуса. И после этого все изменилось.
“Мы начали акцию по предоставлению имени Стуса ДонНУ”
Активисты и активистки “Поштовха” решили начать инициативу по присвоению ДонНУ имени Василия Стуса, чтобы почтить память украинского поэта и диссидента, который долгое время проживал в Донецке. Для этого собрали несколько сотен подписей, но столкнулись с яростным сопротивлением пророссийских сил в городе.
“Нам удалось добиться того, что в пользу этой инициативы выступил Президент Виктор Ющенко и партия “Наша Украина”. Региональные элиты подумали, что это попытка навязать из Киева собственную волю. Понятное дело, что они начали сопротивляться, чтобы не позволить этого сделать. Всех членов «Поштовха» объявили провокаторами. Они не верили, что мы самостоятельно это инициировали. Против нас и против Василия Стуса развернулась безумная мерзкая антикампания. Нас всех тогда почти смешали с грязью”, — рассказывает Сергей Стуканов.
Марта Черная вспоминает, что давление тогда было со всех сторон: преподавателей университета, городской и областной администраций. На занятиях публично могли рассказывать, что активисты “Поштовха” — негодяи. Антикампания была и вокруг Стуса. Его называли ксенофобом, антисемитом и человеком, который ненавидел Донецк.
“Самое отвратительное было то, когда они [пророссийские силы — ред.] проводили массовые акции и собирали на площади перед университетом студентов. Им давали украинские флажки, и студенты с украинскими флажками ходили и митинговали против Стуса. Это было так мерзко! Они распространяли дезинформацию. Говорили, что университет перестанет быть национальным, если получит имя Стуса. И их акции были «Мы за национальный». Но конечно, это была неправда, университет бы не потерял своего уровня”, — говорит Сергей Стуканов.
Екатерина Жемчужникова вспоминает, что все украинское движение тогда пытались маргинализировать и высмеять:
“Я четко помню, как в центре города, где были какие-то строительные площадки, расклеили листовки, где высмеивалось название организации. Мы понимаем, что «Поштовх» — это от «пуш», то есть толкать. Те, кто заказал эту информационную кампанию, перевели «Поштовх», как «толчок», используя некую зоновскую риторику. Тех, кто подписывал инициативу за имя Стуса университету, водили на встречи в СБУ или вызывали в деканат. Хорошо, что никого не исключили, но почти у всех из «Поштовха» тогда были проблемы”.
“Большинство студентов, которые поддерживали эту инициативу, попали под репрессию и само слово «поштовх» в стенах университета было в определенной степени репрессировано. С тех пор организация начала понемногу терять свои позиции в университете. И это было очень больно наблюдать, потому что столько лет работы, усилий, культурных и общественных акций — все это было прекращено отголоском работы промосковских агентов”, — говорит Станислав Федорчук.
Участники “Поштовха” постепенно выпускались из Донецкого национального университета, что стало еще одним ударом для организации. Сергей Стуканов в 2009 году закончил аспирантуру, Юрий Матущак после выпуска некоторое время стажировался в Польше, другие активисты также начинали собственные карьеры. Формально “Поштовх” не прекращал свое существование, ведь официально организацию никто не прекращал, но после 2010 года она практически перестала функционировать. Так закончилась одна из самых ярких страниц в истории современного украинского Донецка.
В 2016 году Донецкий национальный университет все же получил имя Василия Стуса. Безусловно, это является следствием кампании, которую в свое время начал именно “Поштовх”. Что интересно, в 2014 году университет релоцировался на Виннитчину — малую Родину Стуса, с которой он когда-то так же переехал в Донецк, где жил и учился долгое время.
«Поштовх» — доказательство украинской Донетчины
Феномен “Поштовха” доказывает, что Донецк — это украинский город с активной современной молодежью. И остается только догадываться, как бы разворачивались события для этого славного города, если бы не пророссийски настроенные управленцы. Региональные элиты не желали Донецку развития или большей свободы, скандируя о “независимости от Киева”, они желали лишь заполнить свои карманы и отработать заказ. Хоть у них были огромные ресурсы и силы в городе, все равно нашлась молодежь, которая готова была отстаивать свои истинные стремления к украинской самобытности.
“Юрий Матущак по своим лидерским качествам был человеком очень открытым, очень искренним, который вызывал у молодежи уважение. И не только у молодежи, но и у старших людей. Я бы назвал его одним из самых ярких украинских лидеров предвоенного Донецка. Для меня то, что делал Юра со своими коллегами, давало большое вдохновение, потому что я видел новое поколение, которое не живет старыми обидами, оскорблениями и представлениями. Они были готовы строить свой собственный Донецк”, — говорит Станислав Федорчук.
Юрий Матущак погиб 29 августа 2014 года во время выхода из окружения под Иловайском. Он был одним из организаторов донецкого Евромайдана, участвовал в создании Самообороны Донецка, а после начала боевых действий записался добровольцем в ряды “Днепр-1”. До последнего дня своей жизни Юрий остался верен украинской идее и украинскому народу.
21 апреля 2016 года по инициативе Станислава Федорчука в холле главного корпуса Донецкого национального университета имени Василия Стуса, уже в Виннице, установлена мемориальная доска в честь выпускника Юрия Матущака.
“О деятельности «Поштовха» мало писали в местных СМИ. Но количество людей в организации и без этого росло. Люди чувствовали потребность в этом единении. «Поштовх» показал, что культурные украинские корни существуют не только на западе страны, а распространены и на других территориях. Не зря, что потом участники «Поштовха» были активистами Евромайдана, кто-то в 2014 году пошел защищать страну, кто-то в 2022 году. Эти люди знают свою историю, и они отстаивали ее на территории Донетчины”, — говорит Екатерина Жемчужникова.
***