Украинский митинг 28 апреля 2014 года в Донецке: как это было и как об этом врали россияне
10 лет назад в Донецке состоялся последний по состоянию на сейчас митинг в поддержку Украины. Он прошел с драками и провокациями со стороны пророссийских боевиков. Восточный Вариант вспоминает, как дончане боролись за собственный город и показывали, что “Донецк — это Украина”, а не “новороссия”
Пророссийские СМИ Донецка и пропагандисты рф всячески искажали информацию. В кровопролитной драке, произошедшей в тот день, они обвинили украинских митингующих, которые якобы первыми напали на “мирных сторонников федерализации”. Подробнее об этом уже в материале.
Предпосылки
В течение марта-апреля 2014 года дончане участвовали в митингах в поддержку единой и соборной Украины. Активисты и рядовые жители выходили на акции, патриотические мероприятия, устраивали автопробеги. Восточный Вариант ранее писал о том, как это было. Несмотря на опасность и провокации со стороны пророссийских активистов, жители выходили на центральные площади города, чтобы сказать, что “Донецк — это Украина”.
С 1 марта в Донецке начались пророссийские митинги. Со временем стало понятно, что в них участвуют не дончане, а завезенные из россии мужчины. Участники украинских митингов вспоминают, что они имели маргинальный вид, были вооруженными, скрывали лица балаклавами. Хуже всего то, что эти мужчины никак не хотели идти на контакт и проявляли агрессию. Еще в начале марта они устраивали драки и нападали на участников проукраинских митингов.
13 марта, во время очередной акции за единую Украину, один из пророссийских нападающих ранил ножом в живот украинского активиста Дмитрия Чернявского. Убийца до сих пор не найден.
После этого массовые проукраинские митинги приостановились в Донецке. Вместо этого проводили меньшие акции. Продолжался Молитвенный Марафон “За мир, любовь и целостность Украины”. А 12 апреля около 300 дончан с национальной символикой присоединились к всеукраинской инициативе “Цепь единства”.
После провозглашения так называемой “донецкой народной республики” становилось понятно, что происходит захват власти в городе и области. Дончане понимали, что надо реагировать. 17 апреля был проведен митинг организацией “Комитет патриотических сил Донбасса”. А 28 апреля в Донецке состоялся последний по состоянию на сейчас массовый митинг с украинскими флагами.
Митинг, который закончился кровавым побоищем
Организаторы долго спорили и колебались относительно проведения массового проукраинского митинга в Донецке. Ведь акция 13 марта закончилась убийством украинского активиста Дмитрия Чернявского, что сильно ударило по духу дончан.
“Мы распространяли среди друзей информацию, что хотим собраться. И мы предупреждали людей, если они сомневаются или боятся, то лучше пусть не идут. Но если хотят — пусть приходят. Это была ответственность каждого. Понимаете, мы не могли отвечать за безопасность. Но планировалось, что будет милиция и самооборона. У нас было три плана развития событий, в том числе на случай чрезвычайной ситуации”, — рассказывает Диана Берг, организаторка движения “Донецк — это Украина”.
Утром 28 апреля пророссийская толпа захватила здание одного из городских банков, сорвав с него украинский флаг.
Около 16 часов в центре Донецка начали собираться автомобили, чтобы осуществить автопробег по городу с сине-желтыми флагами и плакатами. Когда автомобили двинулись, на них напали пророссийские боевики. Они были вооружены и очень агрессивны.
Проукраинские митингующие, еще не зная, что произошло с автопробегом, собирались возле стадиона “Олимпийский”. Все началось достаточно мирно, вспоминает Диана Берг. Собралось очень много людей, чуть ли не у каждого в руках был украинский флаг. Диана принесла краску — люди рисовали на лицах национальную символику и флаг.
Громко и искренне они исполнили гимн Украины, после чего колонна двинулась от стадиона по улице Артема в направлении торгового центра “Донецк-сити”. Дончане выкрикивали украинские лозунги, размахивали сине-желтыми флагами, а люди, которые не были в колонне, приветствовали марш и поддерживали его.
Активисты начали петь песню “Воины света”. Но допеть не успели. Неизвестные мужчины в балаклавах напали на них с криками “россия” и “за россию”. Мужчины были вооружены битами, палками, газовыми баллончиками, травматическими пистолетами и ножами. В колонну бросали камни и петарды. Прозвучал взрыв: в людей бросили светошумовую гранату.
Украинские митингующие рассредоточились. Началась драка, люди разбежались во дворы. Но сепаратистские банды догоняли их и били, при этом выкрикивая “россия, россия”. По улице Артема ходили неизвестные мужчины с битами и арматурой в руках, скандируя “Фашизм не пройдет”.
Тротуар и дорога были залиты кровью, а рядом лежали порванные и окровавленные украинские флаги.
Раненых людей затягивали во дворы жилых домов. Приехали скорые, которые оказывали медицинскую помощь пострадавшим.
В тот день 15 проукраинских митингующих получили ранения различной тяжести, еще 5 пропали без вести. Многие люди не обратились за медицинской помощью, поэтому настоящая цифра раненых больше. И хотя милиция была рядом, она не смогла урегулировать ситуацию и предотвратить насилие. Сообщалось, что прокуратура Донецкой области открыла против милиции Донецка уголовное производство по ч.2. ст.367 Уголовного кодекса Украины (служебная халатность).
Это был последний по состоянию на сейчас проукраинский митинг в Донецке. После него в городе стало совсем опасно. Участников митингов за единую Украину и тех, кто не соглашался с “донецкой народной республикой”, задерживали и похищали. Поэтому люди начали выезжать, чтобы уберечь свое здоровье и жизнь.
Пророссийские СМИ врали, что все начали украинские активисты
После драки пророссийские СМИ Донецка и пропагандисты рф публиковали информацию, что провокации и нападения во время митинга 28 апреля начали именно украинские активисты.
На митинге были российские журналисты, которые после этого выпустили новости о том, что “мирные сторонники федерализации попали в засаду украинских вооруженных бандеровцев”. Об этом вспоминает Диана Берг:
“В новостях они показали нашего митингующего, который был в крови, и сказали, что это «сторонник федерализации, на которого напали правосеки»”.
Пророссийские СМИ обвиняли украинских митингующих в произошедшей кровавой драке. И даже наличие фотографий и видеозаписей с того дня, где видно, кто на самом деле нападал, не смогло убедить их признать вину сепаратистских группировок.
Эта история подводит к двум выводам. Первый — дончане боролись за свой украинский Донецк до последней возможности. Конечно, без поддержки милиции или вооруженных сил невозможно было выгнать пророссийских силовиков из города. Поэтому горожане делали то, что могли лучше всего, — выходили на центральные площади и улицы, чтобы сказать "Донецк — это Украина!". И это несмотря на опасность и угрозу жизни.
Второй вывод — российские оккупанты всегда врут. Они создают свой собственный “мир”, собственную “легенду”, которую затем усиливают в информационном пространстве для своих аудиторий. Так было и на этот раз. И до сих пор некоторые верят, что тогда нападали украинские митингующие, а не “сторонники донецкой республики”. Это — результат работы многолетней машины пропаганды. Поэтому украинцам надо быть максимально осведомленными, чтобы не попадаться на крючки пропагандистов рф.
Больше об опровержении российских фейков читайте в специальном разделе Антифейк на сайте Восточного Варианта