"Весь город в грязи, а мы еще и в дерьме": реалии оккупированных Донецка и Макеевки
В Донецке, еще с оккупации в 2014 году, многоэтажки фактически отключены от водоснабжения. С этой проблемой власти так называемой “днр” из года в год обещают разобраться, а каждую зиму отмечают, якобы проблема уже почти решена. Однако воз и ныне там — и воды в квартирах многоэтажных домов нет на одиннадцатом году войны. Чем живут оккупированные города Донетчины — читайте в нашем материале.
В Кировском районе Донецка уже два с половиной месяца вода не доходит до верхних этажей. Зато подвал затоплен, а на обращения людей администрация и коммунальщики так же не реагируют.
“Улица Щорса, самый центр города. Неделю в подвал нашего дома течет канализация со всего квартала, забиты все колодцы — ни одна служба не реагирует! На улице под 40 градусов жары, вонь дикая, жить и дышать невозможно!” — возмущаются местные.
В Кировском районе водоснабжения нет еще с первого июня. Местные возмущены: аналогичная ситуация уже случалась в прошлом году с соседними домами на улице Лермонтова, жители которых все лето провели без воды и были вынуждены таскать ее с улиц или покупать. Люди подозревают, что есть смысл подозревать кого-то “из своих” — будто местные перекрывают водоснабжение умышленно.
В Петровском районе воду местным дают вместо 5 часов — только в течение 45 минут. Струя воды — толщиной со спичку. И на любые жалобы или просьбы администрация не отвечает, поскольку... трубку просто не поднимают.
Что интересно — дончане говорят, что о любых ремонтных работах КП “Вода Донбасса” сообщает уже после того, как эти ремонтные работы начались. Поэтому у людей буквально нет возможности набрать запасы воды (если та вообще “по графику” должна течь из их кранов).
Заметим, что в Донецке доступ к воде платный в любом смысле. В частности, плата за вход на любой пляж — от 60 до 150 рублей за человека. Этот же прайс касается и детей. На возмущения местных, что это незаконно, местные власти... промолчали и не ответили на это. Так что дончане по-прежнему не могут ни принять полноценный душ ежедневно (хотя регулярно платят за воду), ни смыть грязь в местных водоемах (разве что доплатив “сверху”) приезжим россиянам, которые и оккупировали эти участки.
Макеевка “течет и пахнет”: как канализация превратила жизнь в зловонный ад
В Макеевке же коммунальная проблема уже год как воняет и течет — в прямом смысле. Местные жалуются, что их коммунальщики даже не замечают — якобы не хотят совать нос в “ароматы” на улице Орджоникидзе.
“Весь город грязный, а мы еще и в дерьме. Сколько это может держать, где реакция администрации? Уже почти год течет канализация, вонь нереальная. Она даже начала бить «фонтанчиком», дышать нечем. Все — под ногами, поэтому заносится и в дом, и в квартиру”, — возмущаются дончане в разговоре с журналистами Восточного Варианта.
Аналогичная ситуация и на улице Первомайской, где подвал многоэтажки затапливает канализацией годами. В частности, с 2014 года местных кормят обещаниями исправить ситуацию. Однако “глотать” приходится только вонь, которая пропитала стены дома.
“Годами пишу во все инстанции, а воз и ныне там. Над жителями Макеевки просто хохочут. Нам говорят, что идут военные действия, якобы мы тупые и не понимаем! Но зачем мы тогда оплачиваем коммунальные услуги? Договоры заключать коммунальщики отказываются, это да. Якобы это спонсорская помощь, плюс никакой ответственности со стороны ЖЭКа нет. Но если нам говорят о военных действиях, то почему тогда берут оплату и ничего не делают? Потому что, получается, не дай бог не оплатишь коммунальные платежи — квартиру официально отберут. А если оплатишь — то добровольно же? Значит, никто ничего тебе не должен и не обязан делать. Десять долгих лет мы на жалобы получаем отписки, а подвал топит годами. Зато КП “Коммунальник” собрал по 9 тысяч с трех подъездов якобы за обслуживание дома. И радуется, что мы — такие лохи”, — возмущаются в местном телеграм-канале дончане.
Один из показательных примеров того, как оккупационные власти и коммунальщики выполняют работу, произошел в Красногвардейском районе Макеевки. Там забилась канализация, однако на просьбу о помощи в КП заявку приняли... Но не приехали. Поэтому расчищать нечистоты дончанам пришлось за свой счет.
Такая же ситуация — и в микрорайоне, где расположена шахта Бажанова. Там в течение многих лет из трех люков выливаются сточные воды, заливая не только двор, но и прилегающую территорию. С декабря 2023 года канализация начала заливать подвал дома, фундамент разрушается.
“Дышать невозможно, мы задыхаемся от постоянной вони в наших квартирах. Все обращения, жалобы, просьбы о помощи в течение многих лет не приводят ни к какому результату”, — отмечают дончане.
Дончанин Андрей (имя изменено в целях безопасности — ред.) отмечает: в Макеевке люди ждут вспышки холеры, которая может начаться с участков вблизи школы №5. Там на протяжении нескольких лет вытекает канализация, и особенно критической ситуация стала в этом и прошлом году.
“Вся канализация течет в пруд, который перетекает в другие пруды рядом, и во всех них купаются. Всем плевать, особенно водоканалу, что дети купаются в прямом смысле в говне. И течет оно в пруды уже годами, а не несколько дней. Такая ситуация по всему городу. Макеевка утопает в говне, мусоре и собаках, которые грызут взрослых и детей. Так и живем, из года в год — одна показуха в интернете, а на самом деле еще тот трэш происходит по всему городу”, — жалуется мужчина.
Ирина, местная жительница (имя изменено в целях безопасности, — ред.) жалуется: проблемы с водоснабжением, водоотведением и канализацией — хронические для так называемой “днр”. Но больше всего от этого страдает ее город, о котором оккупационные власти забыли и откровенно открестились еще до полномасштабного вторжения, с 2015 года.
“На улице Московской двор залит канализацией, которая заполняет ямы в (прямом смысле) полностью уничтоженном асфальте. Не помогают обращения ни в администрацию города, ни в администрацию «днр». А телефоны коммунальщиков и КП «Воды Донбасса»не работают уже месяц. Поэтому реки канализации текут по всему Центральному микрорайону”, — рассказывает женщина.
По улице Театральной также текут люки, и они вскоре могут размыть асфальт — даже недавно проложенный на улице Солнечной, которому “обещали” годы службы. А сами дончане, которые живут в Макеевке, признаются: уже всерьез ждут эпидемиологической катастрофы. Поскольку не верят, что после таких затоплений и жизни фактически в канализационных отходах можно жить здоровым.
“Круглосуточно канализация из нескольких районов Макеевки сливается по улице Аккумуляторной Горняцкого района. Все нечистоты вливаются в наше Макеевское море! Жара — 35°C. Каждый год одно и то же! Никак наша чуткая и внимательная власть не обратит внимание на это. Может, она в этом году не даст воде и морю загрязниться, а жителям — отравиться? Мы об этом только просим, просим и просим”, — отмечает Ирина.
В соцсетях дончане также жалуются, что работа коммунальщиков заключается исключительно в том, чтобы вовремя собрать с них деньги за псевдообслуживание домов. Правда, о самом обслуживании коммуникаций (настоящем) речь не идет.
“На днях подала заявку о том, что нас побеждают подвальные земляные блохи. Через 20 минут перезванивают и говорят, что обработать подвальные помещения у них нечем. Зато когда нужно забрать оплату за услуги ЖКХ, то никто из работников не спрашивает, есть ли у людей деньги на это. Момент — и долг уже в почтовом ящике.Сколько это будет продолжаться? Подвалы не ремонтируются, трубы текут. Канализация стоит по косточку. Электричества вообще нет. В подъезде свет отсутствует два месяца. Сами бы сделали, но нет разрешения для этих работ. В общем, полная... Все это безобразие происходит на улице Октября, 22 А”, — рассказывает дончанка.
“Массажист был пьяный и в мокрых штанах”: как функционирует медицина в оккупированном с 2014 года Донецке
Жалобы дончан касаются не только канализации и коммуникаций в многоквартирных домах, но и медицинского обслуживания. Это, заметим, оккупанты обещали “исправить” и “улучшить” еще с момента захвата Донетчины и Луганщины. Однако та самая обещанная медреформа или какое-то ее проявление оказались полностью проваленными. В частности, даже в тех случаях, когда это касается детей Донецка.
“Лежала с ребенком в Пятой больнице на Буденновке, в инфекции. Носила ребенка на ингаляции с четвертого этажа на второй — при том, что у сына была высокая температура и плохое самочувствие. Пока я носила сына — представляю, скольких детей мы заразили.
Кроме того, хотела взять направление на массаж сыну. А когда мне показали массажиста — он был пьян и в мокрых штанах”, — делится пережитым молодая мама Татьяна (имя изменено в целях безопасности — ред.). Она добавляет, что на жалобы в администрацию никто не отреагировал. И вряд ли кто-то понесет наказание за нетрезвого работника больницы.
Кроме того, в Донецке вместо того, чтобы открывать отделения для детей, их... закрывают. Татьяна отмечает, что одно из детских отделений — в больнице Энергетиков — оккупационная власть ликвидирует. И теперь мамам из того района придется ездить с детьми по всему городу, чтобы просто сдать анализы, сделать прививки или взять медицинскую справку в детсад или школу.
Хамство и грубость от медработников наблюдается и в отношении взрослых пациентов.
А чтобы взять талон к врачу, необходимо звонить в запланированный день посещения — в 7:30 утра. Если же в регистратуре говорят, что мест уже нет или долго не берут трубку — это проблемы самих больных. Сделать что-то невозможно. Разве что — за “чудодейственную” взятку пытаться пройти вне очереди.
“Хотела пойти в седьмую поликлинику к окулисту. Звонила раз 15, пока наконец взяли трубку. Дозвонилась в девять, когда мне сказали, что талончиков больше нет — я это слышала на протяжении последних двух недель. Попросила записать на другой день — сказали, что так время не «дают». Когда я спросила, что делать — мне сказали «не знаю»…. И бросили трубку. А когда я перезвонила и сказала, что буду жаловаться на такое обслуживание — мне еще и сказали «делать что хочу», и жаловаться куда угодно. Получается, чтобы взять талончик к окулисту — надо сначала получить сердечный приступ”, — рассказывает журналистам Алена, дончанка, которая так и не смогла в течение трех недель попасть к врачу на прием.
Позже Алене пациенты поликлиники посоветовали... ехать за талоном к врачу в шесть утра. Это — единственный вариант получить желаемую запись.
Отдельный квест — получить справку от психиатра из психиатрической больницы Макеевки. Только ради справки местные занимают очередь с четырех утра. В семь перед больницей в очереди стоят до 70 человек. Еще через час — около 90. Только 20 выдают талоны к врачу и они могут зайти в больницу, остальные вынуждены ждать на улице. Это занимает около 1,5-2 часов. Таких впускают три очереди.
“Придя в семь утра, попадешь внутрь до 12:30. Измотанный, уставший. Это просто издевательство над людьми”, – жалуются в соцсетях дончане.
Упадок жизни и смерти: суровые реалии детства и захоронения на оккупированной с 2014 года Донетчине
Воспитание детей в Донецке — также нелегкий процесс. В том числе и из-за того, какой режим работы детсадов официально ввела оккупационная власть.
Елена (имя изменено в целях безопасности — ред.) рассказывает, что с ее четырехлетним ребенком устроиться на работу невозможно. Фактически единственный период, который может “перекрыть” учреждение — утро, требуя при этом немалые деньги за почти полноценный день работы.
“В большинстве детсадов детей надо забрать оттуда уже в 12 утра. А приводить — в восемь. За четыре часа пребывания в детском саду надо платить 6-8 тысяч рублей, а обеда при этом он может не дождаться. Потому что — банально — «повара уже ушли и не приготовили». Это реальная отговорка, которую мне сказали в детсаду. Часто у них даже нет воды, поэтому ни помыть ребенка, ни руки ему — невозможно. На вопрос, какой смысл водить ребенка в садик, мне сказали: «Ну утро у вас же свободное!».
На весь Донецк работает всего три детсада, где детей можно привести на весь день. Записаться туда невозможно — запись на несколько лет вперед, за бешеные деньги можно «обойти» очередь. Но стоят эти детсады от 12 тысяч рублей в месяц. С зарплатой в 20 тысяч — сумма неподъемная, поэтому туда ходят в основном дети тех, кто работает в администрации и может себе такое позволить”, — говорит Елена.
Школы в Донецке также функционируют на ладан. Несмотря на обещания оккупантов возобновить учебный процесс в полном объеме, заведения, которые должны были отремонтировать... просто закрывают. Как, например, в Макеевке школу №44.
«В течение нескольких месяцев местная администрация отписывается шаблонными фразами о том, что школу планируют ставить на капитальный ремонт. Но это только слова, никаких конкретных сроков нет. Да еще и, оказывается (информация из очередной отписки), восстановить внутренние повреждения за бюджетные средства невозможно. Сегодня пошла вторая половина июня, а ремонт так и не предвидится. Сентябрь наступит очень скоро, и наши дети хотят пойти в школу на очное обучение, а не в какую-то другую. Но состояние школы просто катастрофическое”, — жалуются дончане в телеграм-каналах.
Детские развлечения в оккупации также достаточно суровы. В частности, в Донецке и Макеевке дети вынуждены играть на разбитых площадках, которые стали жертвами вандалов, местных алко- и наркозависимых, и неконтролируемых подростков.
“Это просто трэш, нет слов. Недавно построенная, а уже распалась на глазах. Площадку разбили, она утопает в грязи. Мягкий пол разобрали, завалили пустыми бутылками от слабоалкогольных напитков и пустых бутылок от водки. Кошмар. Качели все разодраны. Это что, мамы приходят, пьют, а за детьми не следят? Дети что хотят, то и творят. Администрации вообще плевать. Заставили хотя бы мусор вывезти, — вонь стоит неимоверная”, — возмущается дончанка Анна в местном телеграм-канале.
Из платных услуг — например, бассейна — в Донецке и Макеевке также небольшой выбор. В частности, в Макеевке 400 рублей стоит детский билет на час плавания. Взрослый — 450. А в Донецке одно занятие мамы и ребенка в бассейне (индивидуальное) стоит 1200 рублей, обычное — 700 рублей. Пять занятий — 6000 рублей.
Погребение — как отдельный метод испытания нервов
“Тот мир” в Донецке также трудно назвать красивым, ухоженным или дешевым. Местные жалуются, что кладбище “Буроз” в Макеевке превратилось в стихийную свалку. В частности, на могилах уже лежат кучи мусора, которые не замечает ни руководство кладбища, ни администрация Макеевки, Донецка или “днр”.
“Куда смотрит администрация и есть ли она вообще? Стихийная свалка мусора на могиле! И это в самом центре, на Аллее Шахтеров. Рядом заброшенные могилы, на которых устроили свалку и жгут мусор. Люди! Не думаю, что кому-то будет приятно увидеть свалку на могиле своих близких”, — отмечают дончане в местном телеграм-канале.
В комментариях дончане отмечают, что умерших уже хоронят под терриконами, где земля — как глина. Кроме того, после дождя ни к могилам, ни от них пройти невозможно, при этом денег на кладбище стоит немало.
В разговоре с журналистами местные отмечают: коммунальные будни в “днр” напоминают поговорку “Тяжело жить — жаль умереть”. Однако никаких изменений или тенденций к изменениям они не ожидают. Наоборот — с каждым месяцем в псевдореспублике приходит осознание, что оккупированная Донетчина — кусок региона, из которого россияне только высасывают жизнь.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.