Пиар или эффективное решение? Эксперты оценили перспективы возможной свободной экономической зоны на Донбассе
Есть ли шансы на успех экономической инициативы на Донбассе — узнал «Восточный вариант»
Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал пять вопросов, которые поставят людям в день проведения местных выборов. Ключевое из них для нашего региона это — создание свободных экономических зон на территории Луганской и Донецкой областей.
Мы спросили политологов и экономистов, что они думают о такой инициативе.
Подробнее в материале «Восточного варианта».
Будет ли лучше?
Создание «свободных экономических зон» в Донбассе восприняли неоднозначно как простые украинцы, так и аналитики и эксперты по экономике и политике.
Аналитик фонда демократических инициатив Мария Золкина имеет довольно оптимистичные прогнозы.
«Идея определенной экономической стратегии по поводу Донбасса мне кажется привлекательной. Потому что после окончания активных боевых действий на повестке дня в регионе сейчас именно восстановление экономики. Именно создание новых рабочих мест, восстановление предприятий, защита социальных и экономических прав, и тому подобное. Другое дело — методы, которыми все это делается. Их я не одобряю ни в коем случае», — отмечает Мария.
В свою очередь, политолог, переселенец из Луганска Дмитрий Снегирёв видит в этой идее популизм и неэффективность.
«Анализируя мировой опыт создания свободных экономических зон стоит отметить, что наиболее успешным примером считается Китай. В 1980 году в стране были созданы 4 свободные экономические зоны. Итоги эксперимента показали, что в период с 1980 по 1984 годы, только в одной свободной экономической зоне Шэньчжэнь ВВП в среднем вырос в шесть раз, продемонстрировав рост на 58% ежегодно. Привлеченные к свободной экономической зоне прямые иностранные инвестиции, не только способствовали развитию районов, а и способствовали развитию страны. Реформа “открытых дверей”, начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики.
С тех пор как Китай принял политику “открытых дверей” и начал ее проводить, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще более быстрыми темпами рос объем экспорта страны. Отмечу, что этот режим способствовал развитию как отдельных территорий, так и экономики всей страны в целом. В то же время те зоны, которые предлагает создать Зеленский, будут иметь совсем другую природу, ведь главный акцент будет делаться на предоставлении определенных экономических преференций только отдельным районам, а не на территории всей страны в целом. И это ключевое отличие китайского опыта от украинского. Перед тем как делать акцент по привлечению прямых иностранных инвестиций в свободную экономическую зону стоит вспомнить, что по индексу экономической свободы Украина занимает лишь 134-е место в мире», — отмечает он.
Какой смысл в опросе Зеленского?
Наибольшей критике, вероятно, подверглись не вопросы президента, а именно способ реализации «опроса».
Экономистка и политологиня Светлана Кушнир категорически заявляет — такие вопросы нельзя ставить на всенародное обсуждение.
«Это прямо противоречит 74 ст. Конституции, по которой мы не можем обсуждать на референдумах вопрос налогов, бюджета и вопросы границ. Фактически свободная экономическая зона означает уменьшение, снижение налогов, поэтому это уже лежит в плоскости нарушения гарантом Конституции конституционных основ», — говорит Кушнир.
По ее мнению, вызывают сомнения в законности и видеообращения президента.
«Президент в каждом из видео повторяет лозунг партии “Слуга народа”, который они взяли на эту избирательную кампанию на местных выборах. Это тоже фактически косвенно свидетельствует о нарушении президентом равенства условий для всех партий и кандидатов. Мы можем апеллировать к признакам нарушения Конституции, потому что президент не может в этот период кому-то отдать предпочтение, потому что он президент не одной партии и не одной части Украины, а президент всех украинцев — и тех, которые живут за пределами Украины, поэтому здесь тоже скользкий вопрос», — говорит Кушнир.
Мария Золкина также вполне согласна с коллегой.
«Это дикарское действо дискредитирует прежде всего идеи народного волеизъявления. Если это референдум, то должна быть коммуникация с народом Украины. Нам должны объяснить все за и против всех вопросов. Согласно же нашим опросам 51% украинцев не могут ответить, не знают, что такое свободная экономическая зона. И те 29% «за» и 20% «против» лично для меня не имеют никакого значения, потому что большинство не разбирается в вопросе», — объясняет Золкина.
Дважды в одну реку?
3 ноября 2014 тогдашний президент Украины Петр Порошенко в своем обращении к украинцам заявил о намерении предложить Раде принять закон о свободной экономической зоне в Донбассе.
По словам Порошенко, СЭЗ на Донбассе должна предусматривать создание специальных режимов с РФ и ЕС.
Более того, у этой идеи исторические корни еще длиннее. В 1992 году был принят закон «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Впрочем, за первые шесть лет действия этого закона в Украине была создана только одна СЭЗ — в Крыму. Однако, начиная с 1998 года были созданы сразу несколько таких территорий. В частности, в Автономной Республике Крым такие зоны были созданы в 7 районах, в Донецкой области — на территории 22 городов и 5 районов, и на Луганщине в 6 городах и 3 районах.
Кстати, в эксклюзивном комментарии ТСН.ua. Кравчук рассказал, что «в 1993 году в Украине, когда я исполнял обязанности президента, ввели СЭЗ в Донецкой и Луганской областях, как пилотный вариант. Но тогда сразу началась подготовка к президентским выборам, и оно тихонько как-то сошло с повестки дня и не получило масштабов, а только был основано».
Впрочем, пока Кравчук «исполнял обязанности президента», СЭЗ стали одним из ключевых факторов по минимизации налогообложения. Международный валютный фонд тогда констатировал, что эти зоны активно использовались для уклонения от налогов и контрабанды товаров.
Кабмин подвел предварительные итоги работы таких СЭЗ. Специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области был введен законодательным актом от 18 декабря 1998 года. По результатам его деятельности были привлечены лишь $ 3,8 миллиона прямых иностранных инвестиций, то есть 1,2% от общей суммы инвестиций по всей Украине. В то же время, Донецкая область привлекла 237,7 млн долл. инвестиций — 78% от суммы, полученной всеми регионами Украины, где действовали СЭЗ и ТПР.
Кроме того, за аналогичный период на территориях приоритетного развития Луганской области было создано лишь 64 рабочих места с 1500 запланированных. То есть, по состоянию на 2005 год, даже без российского военного вторжения, упадка и разрушения инфраструктуры, Луганщина была признана депрессивной территорией. А специальный режим фактически привел к созданию на территории области т.н. «черных дыр» с уменьшенной налоговой нагрузкой.