Донбасс: рождение русского национализма?
О русском национализме в Украине говорить не привыкли,особенно – в Восточной. И уж тем более, в Донбассе. Однако, время вносит своикоррективы. Похоже, мы присутствуем при рождении нового для здешних мест явления – восточноукраинского русскогонационализма.
Не секрет, что в сознании большинства наших земляков русскоеявно или неявно противостоит национализму – ясное дело, украинскому. Украинскийнационализм здесь не слишком отличают от гитлеровского фашизма и на все попыткивнести ясность смотрят, как на уловки с целью обелить «коричневую чуму».Согласно местным представлениям, эта «чума» движется на восток откуда-то сГаличины с целью насадить этнократическую диктатуру, втянуть страну в ЕС и НАТОи запретить всё русское, прежде всего – язык. Национализму («фашизму»)восточные украинцы противопоставляют антифашизм. За термином «антифашизм» вДонбассе скрывается целый набор тезисов:от осуждения собственно фашизма до защиты русского языка, сближения с Россией,монархизма, интернационализма советского образца и т.д.
В общем, восточноукраинский антифашизм – это общийзнаменатель, к которому приводятся самые разные идеи. Справедливости ради стоитсказать, что и украинский национализм представляет собой точно такой жеидеологический винегрет. И в нынешнюю эпоху это совершенно нормально: чёткоочерченные и «застывшие» в трудах основоположников идеологии остались впрошлом. Тем более, если речь идёт не о политических программах конкретныхпартий или движений (да и там эклектики хоть отбавляй), а о местной мифологии.
С начала «еврореволюции» идеологическая обстановка в странетолько накалялась. Как мы уже знаем, это противостояние закончилось вбуквальном смысле слова на баррикадах в Киеве и на улицах других украинскихгородов. Антимайдан, начинавшийся как довольно вялая демонстрация поддержкипрезиденту Януковичу, тоже в конце концов закипел. А что поделаешь? Тотнационализм («фашизм»), которого так боялись на Востоке, обрёл весьмаустрашающие формы. Чего стоит один только «Правый сектор» и его «звезда»Александр Музычко (Саша Белый) – живая иллюстрация поговорки «винтовка рождаетвласть».
Не удивительно, что в Донбассе тоже появились радикалыпротивоположной идеологической направленности, на лету схватывающие модельповедения оппонентов. Штурмы государственных учреждений (и не только),запугивание местной власти, создание гражданских сил самообороны, драки смилицией и попытки захвата власти на местах – чем не майдан по-донбасски?.. Нов данном случае, нас больше интересует не практика местных бунтарей, а «теория»,их вдохновляющая. И вот тут-то и начинается самое интересное.
С того дня, когда в центре Луганска стали реять российскиетриколоры, стало ясно – это уже не просто разгулявшийся Антимайдан, какой мынаблюдали в прошлом году. Тогда это были, по сути дела, митинги в поддержкупрезидента. А вот нынешняя «Русская весна» имеет уже явный националистическийоттенок. Да, здесь всё так же противостоят «бандерам», но уже не только вкачестве «антифашистов», а в качестве вполне обыкновенных националистов, толькорусских. Безусловно, для множества антимайдановцев поднятый над ЛОГА триколор –это символ «дружбы с Россией» и кукиш новой «бандеровской» власти. Но дляопределённой части бунтовщиков триколор – это символ национальный, русскийответ украинской «национальной революции». Если принять это как данность, тостановится понятным, почему лидером донецких бунтовщиков смог стать русскийнационалист Павел Губарев, в прошлом – член ультраправой организации РНЕ(Русское национальное единство).
Пока ещё идейные контуры восточноукраинского русскогонационализма размыты, но его формирование – вопрос времени. Тем более, что дляего развития есть все необходимые составляющие. Так, в наличии броские,популярные символы: триколор, георгиевская лента, черно-жёлто-белый флаг Российскойимперии и т.д. Кстати, последний уже примелькался луганчанам во время всякихмонархических мероприятий. Также в Луганске уже не в первый раз проходит«Русский марш» - типично националистическая акция в России, аналог Марша УПАукраинских националистов. С идеологическим наполнением тоже проблем непредвидится – в самой России национализм существует во множестве вариаций.
Впрочем, за наукой ходить далеко не надо, ведь под бокомвсегда есть украинские националисты, подающие «хороший» пример того, как мобилизоватьи радикализировать целевую аудиторию. И ничто не придаёт какому-то движениюстолько сил, как постоянное присутствие врага. Причём в этом смысле Донбассочень хорошо подходит для взращивания местнойвариации русского национализма. Во-первых, здесь действительно многоэтнических русских и тех, кто идентифицирует себя с русским народом – вособенности, в городах. Причём многие из них уже много лет чувствуют угрозусвоей национальной идентичности со стороны ассимиляционных поползновений Киева.А значит, у русского национализма есть весьма податливая социальная база.
Во-вторых, украинский национализм здесь присутствует скорееноминально, чем реально. То есть нарождающийся русский национализм не рискуеттотчас же подвергнуться атаке превосходящих сил противника. Отдельно стоитотметить, что национализм, зарождающийся в недрах Антимайдана, ориентирован нена интеллигенцию и мелкую буржуазию (средний класс), как украинский, а напролетариат. А уж где-где, а в Донбассе это широчайшая аудитория. Учитывая постоянноеощущение социальной несправедливости, боязнь бедности и безработицыантиолигархические лозунги пойдут здесь на «ура». А национализм – это такаяштука, к которой легко можно подмешать какую угодно экономическую программу.Добавьте к этому лояльность местной власти и получим почти тепличныеусловия.
Также не следует сбрасывать со счетов и влияние России. Чембы ни закончился нынешний военно-политический кризис, Восток Украины всегдабудет входить в сферу интересов Кремля. А значит, местные русские националистымогу стать выразителем интересов России в Украине. Вполне возможно, что передновыми организациями откроются весьма заманчивые перспективы. Учитываясущественное ослабление Партии регионов и неэффективность множествапророссийских проектов (в том числе, «Украинского выбора» Виктора Медведчука),российская сторона может поддержать более резвых и радикальных активистов. Еслисложится политическая конъюнктура, то вскоре Украина получит русский вариант«Свободы», а может и русского «Правого сектора».
Фото сделаны 9 марта в Луганске. Все подробности событий:
В Луганске пророссийские активисты захватили облгосадминистрацию
Мятежные выходные: полная хронология событий