Доступная для всех реинтеграция: какие изменения нужны людям с инвалидностью на Донбассе
Люди, которые попали в оккупацию, мечтают о восстановлении их прав. В том числе и люди с инвалидностью. Украина дает гарантии уязвимым категориям людей. А то, как они реализуются на практике в Луганской и Донецкой областях и как отстаивать свои права — читайте в материале «Восточного варианта».
Сейчас в Токио продолжаются паралимпийские игры, на которых соревнуются люди с инвалидностью, а украинцы традиционно завоевывают медали. Спортивные успехи украинских паралимпийцев могут натолкнуть на мысль, что в стране предусмотрены все условия для развития людей с инвалидностью. Однако, на практике не все так радужно.
Сейчас, когда мы говорим о реинтеграции оккупированных территорий и предоставлении людям надлежащих условий для жизни вне оккупации, инклюзивность в Луганской и Донецкой областях должна быть одним из приоритетов и демонстрировать, что на подконтрольной Украине территории найдут себя все, в том числе и уязвимые группы людей.
«Восточный вариант» решил исследовать, какова ситуация с инклюзивностью на востоке, какие насущные проблемы у людей с инвалидностью, и есть ли прогресс в их доступности к административным учреждениям и общественным заведениям. А в конце статьи традиционно дадим советы и полезные контакты для людей с инвалидностью восточного региона.
Доступность на КПВВ: ментальная и физическая
Мама Светланы Лупаревой из Черкасс уже два года живет с дочерью в центральной Украине, хотя до этого всю свою жизнь провела в Краснодоне (с 2016 года — Сорокино), практически не выезжая из области. В 44 года она попала в ДТП, после чего вынуждена передвигаться на коляске.
В оккупированном Краснодоне за женщиной ухаживала ее младшая сестра, так как Светлана еще до начала войны переехала в Черкассы. Светлана говорит, что всегда была спокойна за маму, поскольку она очень самостоятельная, и к тому же имела поддержку сестры.
Но когда возникла необходимость ездить на лечение через КПВВ, начались проблемы. В основном со стороны оккупантов.
«Ее дважды “заворачивали”. Просто отправляли домой. Однажды им что-то не понравилось в документах ее сестры Валентины, и сказали, что пропустят маму, только без сопровождения. Мама отказалась. А в другой раз была большая очередь, она несколько часов ждала, а потом к ней подошли (боевики, — ред.) и говорят типа: некогда с тобой возиться, приходи, когда не будет очереди. Просто так, без причины. Учитывая, что ей нужно не больше времени для оформления и перехода, чем другим людям», — отметила Светлана.
Зато на подконтрольной Украине территории, по словам Светланы, всегда относились с пониманием и пытались долго не задерживать. Но были инфраструктурные недоработки.
«Были проблемы на КПВВ с неприспособленным туалетом и отсутствием специальных мест для людей с инвалидностью, куда можно было бы заехать беспрепятственно. Но люди всегда помогали, сопровождали и даже подвозили», — говорит Светлана Лупарева.
С началом пандемии количество людей, которые переходят линию разграничения, уменьшилась. Сейчас на востоке работает два контрольно-пропускных пункта — в Станице Луганской и в Новотроицком.
КПВВ «Станица Луганская» сейчас ремонтируется. Из-за этого трудности возникают не только у людей с инвалидностью, но и у всех, кто проходит через КПВВ. В частности, там пока нет накрытия, поэтому люди вынуждены ждать своей очереди на солнце или под дождем.
Но, как отметила в комментарии «Восточному варианту» главная координаторка общественной организации «Донбасс SOS» Виолетта Артемчук, предполагается, что после реконструкции помещения КПВВ будет максимально доступным для людей с инвалидностью.
«Все конструкции для людей с инвалидностью должны быть удобными в использовании, но мобильными, чтобы не создавалось впечатление, что это строится навсегда.
Эти конструкции должны легко разбираться и переноситься при необходимости в другое место. Постоянных забетонированных конструкции, по моему мнению, не должно быть», — отметила Виолетта Артемчук.
На КПВВ «Новотроицкое» недавно открыли ЦПАУ, где также предусмотрели пандусы для людей с инвалидностью, а для людей с маленькими детьми — комнату матери и ребенка.
По мнению Виолетты Артемчук на КПВВ не хватает работников, которые занимались бы людьми с инвалидностью. Так, как это делают сейчас представители общественных организаций.
«Когда люди с инвалидностью едут через Станицу Луганскую, я спокойна, потому что там работают наши партнеры — общественная организация “Пролиска”. Они обеспечивают индивидуальное ведение каждого случая. Например, к нам обратилась женщина, которая ехала из Одессы в оккупированный Луганск. Она имела инвалидность и одной ей было сложно. Работники ОО встретили ее, помогли пройти в буферную зону. Это хорошая помощь. Но ее предоставляют силами общественной организации при поддержке международных организаций. Было бы хорошо, чтобы таких работников обеспечивало государство», — отметила Виолетта Артемчук.
Погрузимся в идеальный мир — как должны выглядеть все заведения в соответствии с рекомендациями инклюзивности
Правительственный уполномоченный по правам людей с инвалидностью разработал руководство по обустройству общественных и социальных учреждений. Рекомендации разделены по категориям. Приводим основные из них.
Прилегающая территория
Ширина тротуара возле здания должна быть не менее 1,5 м. Это дает возможность человеку на коляске разминуться с пешеходом.
На тротуаре не должно быть лестниц, выбоин, а щели между тротуарными плитами или решетками должны быть не более 1,3х1,3 см.
Стоки для дождевой воды должны быть накрыты решетками, а места пересечения пешеходных путей/тротуаров, проезды во дворы, заезды на автостоянки должны быть без бордюров, с наклонными съездами.
Вход в здание
В первую очередь помещение должно быть оборудовано пандусом. Они могут иметь различную форму и размеры в зависимости от площади, выделяемой для его установки. Над пандусом должен быть навес.
Желаемый наклон пандуса составляет 5%, максимально приемлемый угол наклона — 8%, опасный — 12%.
Если в помещении есть лестница, то обязательно должен быть и пандус. То есть, как минимум один вход должен быть доступным. Рекомендуют, чтобы это был центральный вход.
«Дверь в здание и помещения не должны иметь порогов, а при их необходимости, высота порога не должна превышать 2,5 см. Ручки дверей должны иметь удобную форму, чтобы можно было легко взяться рукой, а также без труда открыть двери движением кисти или предплечья», — говорится в рекомендациях.
Лестницы
Все ступени одного пролета в здании должны быть одинаковыми. Их высота не должна превышать 15 см, а глубина должна быть не менее 30 см. Покрытие должно быть нескользящим и хорошо закрепленным.
Через каждые 15 ступеней должна быть предусмотрена площадка для людей, которым сложно преодолевать большие расстояния.
Края ступенек должны быть контрастными. А перед первой и последней ступенью должны быть тактильные полосы для людей, имеющих нарушения зрения.
Поручни у лестницы должны быть с обеих сторон, так как человеку с ослабленной функцией одной руки при подъеме необходим поручень с одной стороны лестницы, а при спуске — с другой.
Коридоры
Чтобы люди с инвалидностью могли свободно передвигаться внутри помещения, ширина коридоров должна быть не менее 1,5 м. Это позволит одновременно перемещаться по коридору двум людям в инвалидных колясках.
Также кресла, диваны или другая мебель и препятствия не должны находиться на проходе, поскольку люди с нарушением зрения могут их не заметить.
Подробные правила обустройства доступной среды для людей с инвалидностью можно найти ЗДЕСЬ.
ВПЛ с инвалидностью имеют отдельные гарантии
По данным, которые озвучили в Донбасс SOS, 52 тысячи вынужденных переселенцев имеют инвалидность. Один из таких переселенцев — Виталий Святошенко. Он рассказал о самых главных гарантиях для ВПЛ с инвалидностью.
Так, вынужденные переселенцы, имеющие статус человека с инвалидностью, получают в Украине ежемесячную адресную помощь. Она непосредственно связана прожиточным минимумом, который периодически меняется. Поэтому, приводим актуальные суммы такой помощи:
- ВПЛ с инвалидностью III группы получают 1854 грн;
- ВПЛ с инвалидностью II группы — 2132 грн;
- ВПЛ с инвалидностью I группы и дети с инвалидностью — 2410 грн.
Социальное жилье для ВПЛ с инвалидностью первой и второй группы должно предоставляться без очереди. А если речь идет о временном жилье, то сам статус инвалидности добавляет баллов вынужденному переселенцу, а именно количеством баллов определяется очередность получения такого жилья.
Также, по словам Виталия Святошенко, сейчас в Украине нет разделения на рабочие и не рабочие инвалидности.
«На каждом предприятии существует квота рабочих мест, где должны работать люди с инвалидностью — это 4% от общего количества работников», — отметил Виталий.
Также 5 августа заработали изменения в закон о «повышении социальных гарантий для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью».
Приводим два основных изменения, актуальных для людей в восточных регионах.
1. Закон расширил перечень лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание в любых кассах, а также на предприятиях, которые предоставляют любые услуги населению. Ранее без очереди обслуживали только людей с инвалидностью первой и второй групп. Теперь такое право имеют:
- люди с инвалидностью независимо от установленной группы инвалидности;
- дети с инвалидностью;
- лицо, сопровождающее человека с инвалидностью первой группы или ребенка с инвалидностью.
2. Закон установил перечень людей, которые имеют право без очереди проходить контрольно-пропускные пункты на линии разграничения.
- люди с инвалидностью, которые едут на лечение (при наличии подтверждающих документов);
- люди с инвалидностью первой группы;
- дети с инвалидностью;
- один или два человека, которые сопровождают человека из вышеперечисленных категорий, а при необходимости — близкие родственники первой линии родства (родители, супруг, дети)
Главная проблема — отсутствие доступа к частным заведениям
«Частные заведения — проблема номер один для нас», — говорит «Восточному варианту» руководительница Донецкой областной организации людей с инвалидностью Надежда Паламарчук.
Женщина с детства имеет инвалидность — поражение опорно-двигательного аппарата. Получить услугу в частном заведении в Донецкой области, по словам Надежды, настоящее испытание.
«Есть одна парикмахерская, которая мне в принципе нравится. Но из-за того, что она недоступна для людей с инвалидностью — там элементарно нет перил, я ею не могу пользоваться», — отметила Надежда.
То же самое и с другими заведениями — магазинами, кафе и тому подобное.
«Они (владельцы бизнеса, — ред.) ничего не приспосабливают, потому что говорят, что нет денег», — добавила Надежда Паламарчук.
Школы — еще одна проблема региона. Там, утверждает руководительница организации людей с инвалидностью, несмотря на наличие инклюзивных классов, до сих пор в большинстве случаев не предусмотрели пандусы.
«Половина школ недоступны для детей с инвалидностью. Как они могут называться инклюзивными, неизвестно», — отметила Надежда Паламарчук.
«Какой смысл зарабатывать, если негде тратить?»
В Луганской области похожая ситуация. Там также борются за безбарьерность для людей с инвалидностью, говорит глава Луганской ассоциации людей с инвалидностью Николай Надуличный. Он считает, что доступность к развлекательным заведениям напрямую связана с мотивацией людей с инвалидностью работать и развиваться.
«Мы хотим, чтобы человек с инвалидностью жил полноценно, а не стоял где-то около церкви, прося милостыню. Даже когда человек хорошо зарабатывает, например в интернете, некоторые люди с инвалидностью ведут онлайн магазины или что-то типа того, но тратить эти деньги людям негде. Выйти в магазин, или же с девушкой или парнем в кафе — это настоящее испытание. Поэтому, какой смысл зарабатывать, если негде тратить. У нас сейчас мало социально ответственного бизнеса, которым люди могли бы пользоваться», — отметил Николай Надуличный.
Представитель уполномоченного по соблюдению прав человека в Луганской и Донецкой областях Константин Черников отметил, что люди с инвалидностью довольно редко обращаются к уполномоченному.
«Процент обращений по вопросам нарушений прав людей с инвалидностью не высок. По вопросам архитектурной доступности обращаются 1-2 человека в месяц», — отметил Константин Черников.
С начала года в восточных регионах провели 35 мониторинговых визитов.
В основном, в органах местного самоуправления и в учебных заведениях. Мониторили безбарьерность заведений.
Основные нарушения, по словам Константина Черникова, следующие:
- отсутствие пандусов,
- отсутствие контрастной маркировки дверей и лестниц,
- отсутствие санитарных комнат для людей с инвалидностью,
- отсутствие выделенных мест для парковки для людей с инвалидностью.
«Для нас без нас»
Весной этого года жена президента Елена Зеленская представила свою программу безбарьерности. Для этого она предложила создать Совет безбарьерности, в который должны войти представители центральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, гражданского общества, эксперты и ученые.
Эту инициативу подхватил премьер-министр Денис Шмыгаль.
«Предложение Елены Зеленской о создании Совета безбарьерности позволит активизировать практическую реализацию Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства. Правительство поддерживает такую инициативу. Безбарьерность касается каждого. Это признак современного и европейского государства, которое мы вместе строим в Украине», — отметил глава правительства.
Но заработала ли эта инициатива на востоке?
«Мы ее восприняли с большой радостью, и думали, что наконец инклюзия будет не только в указах президента ко дню человека с инвалидностью. В начале все выглядело как серьезная борьба с барьерностью. Но потом мы увидели, что команда для реализации инициативы собрана из абсолютно здоровых людей. Эти люди совершенно не понимают, для чего и кому это нужно. Соответственно, нет и результата. Когда делают для нас без нас — это бутафория на бумаге для галочки», — отметила Надежда Поламарчук.
Зато с государственными учреждениями в Донецкой области ситуация намного лучше, говорит Надежда. Все потому, что их доступностью занимались сами люди с инвалидностью. В основном, это были люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые создали так называемые комитеты доступности.
«Мы очень серьезно подходили к каждому помещению. Потому что большое строительство — это большое воровство. Однако, в результате работы и проверок большинство социальных объектов в области являются доступными — имеют пандус, перила, расширенное фойе», — отметила Надежда.
Полезные контакты
- представитель уполномоченного по правам человека в Луганской и Донецкой областях Константин Черников — (064) 517-00-57, [email protected];
- правительственная уполномоченная по правам людей с инвалидностью Татьяна Баранцова — (044) 256-71-77, [email protected];
- донецкая организация инвалидов — 066 997 7090;
- луганская ассоциация организаций лиц с инвалидностью — [email protected]
- всеукраинская организация людей с инвалидностью — 096 345 6565;
- гуманитарная миссия «Пролиска» — 093 202 22 32; 096 404 10 34
Вопросами социальных выплат и гарантий занимаются службы соцзащиты:
- в Луганской области — (06452) 3 03 63
- в Донецкой области — телефоны районных управлений можно найти ЗДЕСЬ.
А узнавать об актуальных вакансиях для людей с инвалидностью можно в областных центрах занятости:
- в Донецкой области — (0626) 48-65-94;
- в Луганской области — (06452) 2-19-03.
Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.