Должников будут выселять из квартир
Украинские парламентарии в ближайшее время планируют рассмотреть проект нового Жилищного кодекса. В нем предусмотрен ряд новаций, которые могут серьезно изменить рынок жилья и ЖКХ-услуг в Украине - штрафы за долги по услугам ЖКХ, управляющие компании, принудительное выселение и другие.
Старый советский Жилищный кодекс УССР, принятый еще в 1983 году, был направлен на регулирование лишь одного аспекта жилищного права – государственного и ведомственного жилого фонда в многоквартирных домах. Он мало касался вопроса жилищных кооперативов (прообраза ОСМД), которые регулировались в СССР отдельным нормативно-правовым актом – «Положением о жилищно-строительных коллективах и индивидуальных застройщиков в городах и поселках городского типа УССР». В свое время кодекс был довольно прогрессивен и эффективно регулировал жилищные правоотношения.
Однако после развала СССР жилищное строительство остановилось, как и, следовательно, раздача жилья по очереди, и они стали чисто формальными. После принятия закона «О приватизации государственного жилищного фонда» стартовала массовая приватизация жилья, и кодекс мгновенно устарел – он не мог регулировать правоотношения собственности на квартиры.
Во второй половине 1990-х возобновилось жилищное строительство. Сначала в городах-миллионниках - Киеве, Одессе, Донецке и Харькове, затем и остальных. Новые строящиеся дома, а также нежелание граждан оставаться в системе неэффективных коммунальных ЖЭКов породил спрос на новую организационно-правовую форму – пришло понимание того, что приватизировать нужно было не отдельные квартиры, а целые дома.
Урегулировать этот вопрос решили путем внедрения ОСМД и приняли в 2001 году соответствующий закон «О объединении сособственников многоквартирного дома». Однако этот закон не решал множества проблем и не предусматривал принудительного создания ОСМД в коммунальном жилищном фонде. Поэтому его действие ограничилось немногочисленными созданными ОСМД и существующими с советских времен жилищно-строительными кооперативами.
Еще в 2003 году был внесен в парламент проект Жилищного кодекса, который должен был решить часть вышеуказанных проблем. Он был принят в июне 2005 года и ветирован Президентом Украины Виктором Ющенко.
Основные спорные вопросы, вокруг которых тогда «ломались копья» в этом законопроекте, касались обеспечения жилищных прав граждан в новых экономических условиях – как строить и пользоваться, как сносить старое жилье и на каких условиях выселять оттуда жильцов, как вынуждать должников погашать долги на ЖКХ-услуги.
Повторное обострение «жилищного реформирования» стало намечаться после выборов-2006. Тогда новые большинства в советах столкнулись с дефицитом земли из-за массовой раздачи перед выборами депутатским корпусом предыдущего созыва. Из-за изменений на рынке энергоносителей стали динамично расти цены на услуги ЖКХ, и встал вопрос о долгах.
Новое правительство Януковича также попробовало показать себя в качестве реформатора в жилищно-коммунальном секторе. Бывший мэр Комсомольска Александр Попов получил портфель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Одна из идей, которую он активно внедрял – повсеместное создание ОСМД и финансирование их из бюджета, чтобы простимулировать граждан.
Сейчас официально зарегистрировано несколько проектов Жилищного кодекса: № 2307 (Попова – Рыбака), № 2307-д (межфракционный комитетский) и № 2307-1 (внесенный Кабинетом Министров Юлии Тимошенко).
Тренд таков, что чей бы законопроект не приняли – простым гражданам будет только хуже, потому что терпеть долги за жилищно-коммунальные услуги власть не хочет. В новых проектах прописано выселение должников в социальное жилье низшей категории в случае, если нет возможности платить. Учитывая, что для большинства украинцев, жилье – основной актив, позволяющий хоть что-то передать по наследству и использовать его для открытия бизнеса (кредит под залог), принятие законопроекта – «закручивание гаек» для простых людей.
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
В новых проектах ЖК прописано увеличения числа оснований для отчуждения жилья, устанавливается пеня за несвоевременную оплату ЖКХ-услуг, вводится договорная основа их предоставления, порядок отселения при реконструкции жилья, а те, кто до сих пор не приватизировали свои квартиры, могут оказаться в прямом смысле «на пороге».
Известный адвокат Т. Монтян считает проект Жилищного кодекса еще более опасным, чем первые редакции Налогового кодекса. В своей статье с красноречивым названием «Вас пугает Налоговый кодекс? Вы еще не прочитали проект Жилищного!» она перечисляет ряд серьезных норм ЖК, которые могут оказать серьезное давление на население.
К примеру, вводится норма о том, что управлять жилфондом и услугами могут быть лишь те организации, которые соответствуют специальным квалификационным требованиям, установленным Кабинетом Министров Украины. Все жилье будет распределено между такими фирмами, причем самообслуживание дома станет невозможным, а, соответственно, получившая подряд компания станет монополистом.
Однако если государственных монополистов сдерживают политические и социальные факторы, то частников они вряд ли остановят в повышении цен.
Государственная жилищно-коммунальная инспекция может получить право беспрепятственного доступа в объекты жилищного фонда, что может стать коррупционным фактором, ведь даже силовики сейчас не могут войти в частную квартиру без решения суда.
Эксперты «Демократического альянса» обращают внимание на это же – ОСМД вынуждено будет нанимать специальную организацию-управителя, самообслуживание дома станет невозможным
НЕ МОЖЕШЬ ПЛАТИТЬ – СВОБОДЕН
Наиболее опасным последствием принятия нового проекта Жилищного кодекса считается реальная угроза утраты жилья гражданами. Если учесть, что у большинства населения, квартира – это едва ли не единственное серьезное имущество, угроза ее утраты – весьма резонансное и крайне опасное последствие.
Суть схемы, на которую стоит обратить внимание в следующем: управляющие организации смогут обязать граждан оплачивать «дополнительные затраты», в том числе разового характера. Например – установить новый лифт в доме, где он годами не функционировал. Имея монопольный статус, прикрываясь «новыми технологиями» и «коммерческой тайной», они смогут назвать любую стоимость нового лифта, предъявив жильцам счет к оплате. Смогут ли жильцы, например, заплатить по 10-15 тыс. грн. с каждой квартиры? На долги может быть начислена пеня, что поставит вопрос о выселении, например, пенсионеров.
Кстати, сейчас никто не собирает «капитализацию расходов на будущий капитальный ремонт», оставляя это за местными бюджетами – после принятия кодекса, скорее всего, будет введена повсеместно и эта, пока только теоретически предусмотренная законодательством, «вторая квартплата».
Впрочем, не все эксперты выступают однозначно против принятия нового Жилищного кодекса. Некоторые правоведы уточняют, что после некоторой доработки, этот законопроект может стать вполне приемлемым законом.
Так, обозреватель Судебно-юридической газеты Анна Воеводина считает, что «ничего одиозного в проекте не предусмотрено». «Никто никого просто так из квартиры не выселит, если вы, конечно, в ней зарегистрированы по месту жительства и другого жилья не имеете, ведете себя хорошо и вовремя платите за квартиру».
Похоже, что на процесс подготовки проекта Жилищного кодекса оказали серьезное влияние парламентские лоббисты банков, строительных компаний и тех, кто хочет иметь бизнес в ЖКХ.
Банки в результате принятия нового ЖК получат упрощенную схему выселения для изъятия залоговых квартир по просроченным кредитам, чего сейчас невозможно, если в семье есть дети.
Строительные компании могут получить новый порядок отселения из старого жилья в престижных районах и право влияния на ОСМД в новых домах.
Ну и, естественно, частные компании по управлению жилфондом и оказанию услуг, которые получат вечный рынок на хороших условиях – с хорошей прибылью, пеней и возможностью выселения.
С другой стороны, власти публично задекларировали намерение открыть ЖКХ для инвесторов, потому как у государства средств на модернизацию нет, да и опыт показывает, что частник является более эффективным управленцем в этой отрасли. И старые кварталы действительно нуждаются в реконструкции, коммуникации – в обновлении. Но только власти рискуют получить очередной «майдан», если подготовка проекта Жилищного кодекса не будет в достаточной степени публичной.