Общество

Актуально

До 31 декабря пенсионерам с ВОТ необходимо пройти идентификацию: кого это касается и куда обращаться?

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

В этом году изменились правила подтверждения личности для пенсионеров и получателей социальных выплат. В частности, определенные категории пенсионеров с временно оккупированных территорий должны до 31 декабря 2025 года пройти идентификацию. Эта процедура необходима для подтверждения личных данных пенсионера, чтобы продолжить получать пенсионные выплаты с 1 января 2026 года.


Восточный Вариант изучил, кого это касается и какие существуют способы идентификации. Разъяснения предоставила ведущая юристка по вопросам ВПЛ, координаторка чат-бота “Юридический советник для ВПЛ” БФ “Право на захист” Евгения Холодная.

Что такое идентификация и для чего она нужна?

Из-за полномасштабного вторжения россии на территорию Украины многие пенсионеры вынужденно покинули свои дома и получили статус ВПЛ. Некоторые остались на временно оккупированных территориях (ВОТ), а некоторые — выехали за границу. Такие перемещения требуют контроля, а именно идентификации. В этом году ее необходимо пройти до 31 декабря 2025 года. О новых правилах говорится в Постановлении Кабинета Министров Украины № 299 от 11 февраля 2025 года.

Физическая идентификация — это процедура, которая позволяет подтвердить, что именно получатель пенсии получает выплаты. Эти действия необходимы для предотвращения мошенничества и для актуализации данных о пенсионерах и получателях страховых выплат. Юристка БФ “Право на захист” Евгения Холодная объясняет:

Простыми словами, идентификация необходима, потому что другим способом государство не может точно установить, не утратил ли пенсионер с временно оккупированной территории (ВОТ) или из-за рубежа доступ к банковской карте (что создает риски ее использования третьими лицами) и является ли человек живым”.
Евгения Холодная, ведущая юристка по вопросам ВПЛ, координаторка чат-бота “Юридический советник для ВПЛ” БФ “Право на захист”. Фото предоставлено БФ “Право на захист”

Кому необходимо пройти идентификацию?

До конца текущего года идентификацию должны пройти не все пенсионеры, а только определенные категории:

  • Пенсионеры, которые получают выплаты и проживают на ВОТ;
  • Пенсионеры, которые временно находятся за границей (за исключением людей, которые получают пенсию в рамках международных договоров);
  • Пенсионеры, которые выехали с временно оккупированных территорий на подконтрольную территорию Украины.

Евгения Холодная обращает внимание, что “люди, которые выехали с ВОТ и проживают на подконтрольной Украине территории, должны пройти идентификацию единоразово, в то время как те, кто проживает за границей или на временно оккупированной территории — ежегодно до 31 декабря”.

Как пройти идентификацию?

Юристка объясняет, что пройти идентификацию можно несколькими способами, которые предусмотрены законом. Далее рассмотрим каждый из них.

Онлайн через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины (ПФУ). Для этого необходимо авторизоваться с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) или “Дія.Підпис” (Дія ID) на веб-портале и воспользоваться сервисом “Моя идентификация”.

Через видеоконференцсвязь с представителем ПФУ. Для этого необходимо заполнить заявление на веб-портале ПФУ (раздел “Заявление на идентификацию с помощью видеоконференцсвязи”) или записаться через Контакт-центр по телефонам: 0 800 503 753, 044 281 08 70, 044 281 08 71.

Скриншот с портала электронных услуг ПФУ, где можно подать заявление на идентификацию. Фото: Восточный Вариант

“Заявление обрабатывается около 12-14 дней. Затем придет сообщение о назначенном дне видеосвязи на указанную в обращении электронную почту”, — объясняют на горячей линии Пенсионного фонда Украины.

Такой способ наиболее доступен для пенсионеров, которые находятся на ВОТ. Им воспользовалась 67-летняя пенсионерка (ред. имя не указано в целях безопасности), которая сейчас находится во временно оккупированном городе на Луганщине. Пенсионерка рассказывает:

“Зарегистрироваться на веб-портале мне помогла дочка. Около 10 дней я ожидала ответа. Сейчас мне уже пришло сообщение о дате и времени видеовстречи с представителем ПФУ, которая должна пройти в приложении Viber”.

Также в сообщении, которое пришло пенсионерке, указано, что в случае невозможности присоединиться, нужно сообщить об этом на электронную почту ПФУ или по телефону 0800503753.

Через дипломатическое учреждение. Пенсионеры, которые находятся за границей, могут обратиться в украинские дипломатические учреждения или в консульство для получения документа, удостоверяющего личность. Данный документ вместе с письменным заявлением о продлении выплаты пенсии необходимо отправить почтовым отправлением в территориальный орган ПФУ, где человек состоит на учете. Перечень дипломатических учреждений Украины можно найти по ссылке.

Также, по словам Евгении Холодной, отсканированную копию этого документа вместе с заявлением также можно подать через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины, подписав их квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Дополнительно юристка объясняет:

Пенсионеры, которые находятся за границей в дружественных третьих странах, по выбору могут воспользоваться услугами идентификации с помощью «Дія.Підпис» на портале ПФУ, видеоконференцсвязи или путем удостоверения факта через дипломатическое или консульское учреждение”.

Личная идентификация. Это очное обращение в территориальный орган ПФУ или в уполномоченный банк в случае, если пенсионер выехал с ВОТ и находится на подконтрольной Украине территории.

Пенсионерка Ольга Николаевна из Сватово Луганской области вместе со своей 82-летней мамой вынужденно покинула родной город летом 2022 года из-за российского полномасштабного вторжения. В настоящее время пенсионерка находится в Черкассах и обновила свои данные непосредственно в сервисном центре ПФУ. Она рассказывает:

“Я с мамой около трех месяцев прожила в оккупации, затем мы выехали. Сейчас имеем статус ВПЛ. Как только мы узнали о необходимости идентификации, сразу поехали в Пенсионный фонд в Черкассах. Там мы предоставили необходимые документы, меня и маму сфотографировали. Также я и мама, каждая от своего имени, написали заявления, что не получаем выплат от рф”.

Фото иллюстративное. Источник: Главное управление ПФУ Черкасской области в Facebook

По словам Ольги Николаевны, на ее взгляд, процедура идентификации не сложная, предварительной записи не требуется, поскольку прием происходил в порядке живой очереди.

“Среди знакомых ВПЛ говорили, что очереди большие, поэтому я ожидала, что нам придется долго ждать. Кроме того, в Пенсионном фонде предупредили, что во время тревоги прием граждан приостанавливается до отбоя. — рассказывает Ольга Николаевна, — Но когда мы приехали, людей было не много. Все оформили успешно и довольно быстро, возможно, просто повезло попасть в такое время”.

Как подать уведомление о неполучении пенсии от рф?

Как объясняет Евгения Холодная, люди, которые проживают на временно оккупированных территориях Украины или выехали с таких территорий, в частности, за границу, также должны до 31 декабря проинформировать органы ПФУ о неполучении пенсии или страховых выплат от рф.

Сообщить об этом факте можно несколькими способами. А именно:

  • через вкладку “Дистанционное информирование” в личном кабинете на веб-портале ПФУ. Для этого необходимо авторизоваться с помощью КЭП или “Дія.Підпис” и поставить отметки о неполучении пенсии и страховых выплат от органов пенсионного обеспечения рф;
  • в заявлении о назначении или перерасчете пенсии, которое можно подать с помощью КЭП через личный кабинет веб-портала ПФУ. Необходимо в разделе “О пенсионном обеспечении” выбрать вкладку “Заявление на назначение пенсии” или “Заявление на перерасчет пенсии” и заполнить необходимые поля. В блоке “Пенсия другого вида по другим законам Украины или в другом государстве” указать необходимые данные и приложить сканированные копии паспорта и идентификационного кода;
  • во время видеоидентификации допускается в устной форме сообщить представителю ПФУ о факте неполучения пенсии или страховых выплат от рф;
  • лично подать заявление произвольной формы с соответствующим содержанием в любой сервисный центр ПФУ.

Кроме этого, Евгения Холодная дополнительно рекомендует после процедуры идентификации проверить, все ли прошло успешно, в своем личном кабинете на веб-портале электронных услуг ПФУ. В сервисе “Моя идентификация” можно посмотреть дату последнего прохождения и увидеть, через какой канал она была осуществлена.

Фото иллюстративное. Специалист ПФУ проводит прием граждан. Источник: Главное управление ПФУ в Луганской области в Facebook

Если пришло негативное решение по идентификации по видео?

Если пенсионеру не удалось пройти видеоидентификацию, то есть он получил негативное решение, то орган Пенсионного фонда предоставит следующие разъяснения:

  • о причинах неустановления личности получателя:
  • о порядке и сроках повторного обращения для проведения видеоидентификации:
  • о порядке обжалования такого решения.
В таком случае следует ознакомиться с причинами неустановления личности и решить пройти видеоидентификацию повторно, что на практике в основном помогает сэкономить время, или обжаловать решение органа Пенсионного фонда”, — объясняет Евгения Холодная.

Если закончился срок идентификации, что делать?

Как разъясняет юристка, если человек не пройдет физическую идентификацию до конца декабря текущего года, то с 1 января 2026 года выплаты будут приостановлены. Такую ситуацию можно исправить.

“Если человек пройдет физическую идентификацию в течение года после прекращения пенсии — выплаты будут возобновлены после прохождения идентификации с даты прекращения выплаты. Если же с момента прекращения пенсии прошло более 1 года — выплаты возобновляются после подачи заявления о возобновлении пенсии. Пенсионер сможет рассчитывать на получение пенсии за прошлый период, но не более чем за 3 года до дня обращения”, — объясняет Евгения Холодная.

Контакты для дополнительной юридической консультации

Если у вас есть юридические вопросы, звоните на линию бесплатной юридической помощи БФ “Право на захист”: (099) (068) (093) 507 50 90 (Пн-Пт 8:00–21:00).

Кроме того, можно написать в чат-бот “Юридический советник для ВПЛ”, нажав кнопку “Связь с юристом”: Telegram, Viber, Facebook (Messenger). Чат-бот доступен для самостоятельного поиска юридической информации 24/7.

Также вы можете получить юридическую помощь офлайн (лично) в офисе БФ “Право на захист”. Адреса и график работы офисов доступны по ссылке.

***

Ежедневная эвакуация: как жители Донетчины могут бесплатно доехать до вокзалов
В Донецкой области продолжаются тяжелые бои. Российская армия ежедневно обстреливает жилые дома и гражданскую инфраструктуру. Поэтому все больше жителей принимают решение выехать в более безопасные регионы. Уже месяц поезда не ходят в Славянск и Краматорск. Ближайшая станция посадки — Барвенково. Восточный Вариант рассказывает, как бесплатно можно доехать до железнодорожного вокзала из городов Донетчины. Эвакуация от Донецкой ОВА Ежедневно с Донетчины проводят эвакуацию в более безопасные об
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку