Актуально
До 31 декабря пенсионерам с ВОТ необходимо пройти идентификацию: кого это касается и куда обращаться?

В этом году изменились правила подтверждения личности для пенсионеров и получателей социальных выплат. В частности, определенные категории пенсионеров с временно оккупированных территорий должны до 31 декабря 2025 года пройти идентификацию. Эта процедура необходима для подтверждения личных данных пенсионера, чтобы продолжить получать пенсионные выплаты с 1 января 2026 года.
Восточный Вариант изучил, кого это касается и какие существуют способы идентификации. Разъяснения предоставила ведущая юристка по вопросам ВПЛ, координаторка чат-бота “Юридический советник для ВПЛ” БФ “Право на захист” Евгения Холодная.
Что такое идентификация и для чего она нужна?
Из-за полномасштабного вторжения россии на территорию Украины многие пенсионеры вынужденно покинули свои дома и получили статус ВПЛ. Некоторые остались на временно оккупированных территориях (ВОТ), а некоторые — выехали за границу. Такие перемещения требуют контроля, а именно идентификации. В этом году ее необходимо пройти до 31 декабря 2025 года. О новых правилах говорится в Постановлении Кабинета Министров Украины № 299 от 11 февраля 2025 года.
Физическая идентификация — это процедура, которая позволяет подтвердить, что именно получатель пенсии получает выплаты. Эти действия необходимы для предотвращения мошенничества и для актуализации данных о пенсионерах и получателях страховых выплат. Юристка БФ “Право на захист” Евгения Холодная объясняет:
“Простыми словами, идентификация необходима, потому что другим способом государство не может точно установить, не утратил ли пенсионер с временно оккупированной территории (ВОТ) или из-за рубежа доступ к банковской карте (что создает риски ее использования третьими лицами) и является ли человек живым”.

Кому необходимо пройти идентификацию?
До конца текущего года идентификацию должны пройти не все пенсионеры, а только определенные категории:
- Пенсионеры, которые получают выплаты и проживают на ВОТ;
- Пенсионеры, которые временно находятся за границей (за исключением людей, которые получают пенсию в рамках международных договоров);
- Пенсионеры, которые выехали с временно оккупированных территорий на подконтрольную территорию Украины.
Евгения Холодная обращает внимание, что “люди, которые выехали с ВОТ и проживают на подконтрольной Украине территории, должны пройти идентификацию единоразово, в то время как те, кто проживает за границей или на временно оккупированной территории — ежегодно до 31 декабря”.
Как пройти идентификацию?
Юристка объясняет, что пройти идентификацию можно несколькими способами, которые предусмотрены законом. Далее рассмотрим каждый из них.
Онлайн через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины (ПФУ). Для этого необходимо авторизоваться с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) или “Дія.Підпис” (Дія ID) на веб-портале и воспользоваться сервисом “Моя идентификация”.
Через видеоконференцсвязь с представителем ПФУ. Для этого необходимо заполнить заявление на веб-портале ПФУ (раздел “Заявление на идентификацию с помощью видеоконференцсвязи”) или записаться через Контакт-центр по телефонам: 0 800 503 753, 044 281 08 70, 044 281 08 71.

“Заявление обрабатывается около 12-14 дней. Затем придет сообщение о назначенном дне видеосвязи на указанную в обращении электронную почту”, — объясняют на горячей линии Пенсионного фонда Украины.
Такой способ наиболее доступен для пенсионеров, которые находятся на ВОТ. Им воспользовалась 67-летняя пенсионерка (ред. имя не указано в целях безопасности), которая сейчас находится во временно оккупированном городе на Луганщине. Пенсионерка рассказывает:
“Зарегистрироваться на веб-портале мне помогла дочка. Около 10 дней я ожидала ответа. Сейчас мне уже пришло сообщение о дате и времени видеовстречи с представителем ПФУ, которая должна пройти в приложении Viber”.
Также в сообщении, которое пришло пенсионерке, указано, что в случае невозможности присоединиться, нужно сообщить об этом на электронную почту ПФУ или по телефону 0800503753.
Через дипломатическое учреждение. Пенсионеры, которые находятся за границей, могут обратиться в украинские дипломатические учреждения или в консульство для получения документа, удостоверяющего личность. Данный документ вместе с письменным заявлением о продлении выплаты пенсии необходимо отправить почтовым отправлением в территориальный орган ПФУ, где человек состоит на учете. Перечень дипломатических учреждений Украины можно найти по ссылке.
Также, по словам Евгении Холодной, отсканированную копию этого документа вместе с заявлением также можно подать через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины, подписав их квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Дополнительно юристка объясняет:
“Пенсионеры, которые находятся за границей в дружественных третьих странах, по выбору могут воспользоваться услугами идентификации с помощью «Дія.Підпис» на портале ПФУ, видеоконференцсвязи или путем удостоверения факта через дипломатическое или консульское учреждение”.
Личная идентификация. Это очное обращение в территориальный орган ПФУ или в уполномоченный банк в случае, если пенсионер выехал с ВОТ и находится на подконтрольной Украине территории.
Пенсионерка Ольга Николаевна из Сватово Луганской области вместе со своей 82-летней мамой вынужденно покинула родной город летом 2022 года из-за российского полномасштабного вторжения. В настоящее время пенсионерка находится в Черкассах и обновила свои данные непосредственно в сервисном центре ПФУ. Она рассказывает:
“Я с мамой около трех месяцев прожила в оккупации, затем мы выехали. Сейчас имеем статус ВПЛ. Как только мы узнали о необходимости идентификации, сразу поехали в Пенсионный фонд в Черкассах. Там мы предоставили необходимые документы, меня и маму сфотографировали. Также я и мама, каждая от своего имени, написали заявления, что не получаем выплат от рф”.

По словам Ольги Николаевны, на ее взгляд, процедура идентификации не сложная, предварительной записи не требуется, поскольку прием происходил в порядке живой очереди.
“Среди знакомых ВПЛ говорили, что очереди большие, поэтому я ожидала, что нам придется долго ждать. Кроме того, в Пенсионном фонде предупредили, что во время тревоги прием граждан приостанавливается до отбоя. — рассказывает Ольга Николаевна, — Но когда мы приехали, людей было не много. Все оформили успешно и довольно быстро, возможно, просто повезло попасть в такое время”.
Как подать уведомление о неполучении пенсии от рф?
Как объясняет Евгения Холодная, люди, которые проживают на временно оккупированных территориях Украины или выехали с таких территорий, в частности, за границу, также должны до 31 декабря проинформировать органы ПФУ о неполучении пенсии или страховых выплат от рф.
Сообщить об этом факте можно несколькими способами. А именно:
- через вкладку “Дистанционное информирование” в личном кабинете на веб-портале ПФУ. Для этого необходимо авторизоваться с помощью КЭП или “Дія.Підпис” и поставить отметки о неполучении пенсии и страховых выплат от органов пенсионного обеспечения рф;
- в заявлении о назначении или перерасчете пенсии, которое можно подать с помощью КЭП через личный кабинет веб-портала ПФУ. Необходимо в разделе “О пенсионном обеспечении” выбрать вкладку “Заявление на назначение пенсии” или “Заявление на перерасчет пенсии” и заполнить необходимые поля. В блоке “Пенсия другого вида по другим законам Украины или в другом государстве” указать необходимые данные и приложить сканированные копии паспорта и идентификационного кода;
- во время видеоидентификации допускается в устной форме сообщить представителю ПФУ о факте неполучения пенсии или страховых выплат от рф;
- лично подать заявление произвольной формы с соответствующим содержанием в любой сервисный центр ПФУ.
Кроме этого, Евгения Холодная дополнительно рекомендует после процедуры идентификации проверить, все ли прошло успешно, в своем личном кабинете на веб-портале электронных услуг ПФУ. В сервисе “Моя идентификация” можно посмотреть дату последнего прохождения и увидеть, через какой канал она была осуществлена.

Если пришло негативное решение по идентификации по видео?
Если пенсионеру не удалось пройти видеоидентификацию, то есть он получил негативное решение, то орган Пенсионного фонда предоставит следующие разъяснения:
- о причинах неустановления личности получателя:
- о порядке и сроках повторного обращения для проведения видеоидентификации:
- о порядке обжалования такого решения.
“В таком случае следует ознакомиться с причинами неустановления личности и решить пройти видеоидентификацию повторно, что на практике в основном помогает сэкономить время, или обжаловать решение органа Пенсионного фонда”, — объясняет Евгения Холодная.
Если закончился срок идентификации, что делать?
Как разъясняет юристка, если человек не пройдет физическую идентификацию до конца декабря текущего года, то с 1 января 2026 года выплаты будут приостановлены. Такую ситуацию можно исправить.
“Если человек пройдет физическую идентификацию в течение года после прекращения пенсии — выплаты будут возобновлены после прохождения идентификации с даты прекращения выплаты. Если же с момента прекращения пенсии прошло более 1 года — выплаты возобновляются после подачи заявления о возобновлении пенсии. Пенсионер сможет рассчитывать на получение пенсии за прошлый период, но не более чем за 3 года до дня обращения”, — объясняет Евгения Холодная.
Контакты для дополнительной юридической консультации
Если у вас есть юридические вопросы, звоните на линию бесплатной юридической помощи БФ “Право на захист”: (099) (068) (093) 507 50 90 (Пн-Пт 8:00–21:00).
Кроме того, можно написать в чат-бот “Юридический советник для ВПЛ”, нажав кнопку “Связь с юристом”: Telegram, Viber, Facebook (Messenger). Чат-бот доступен для самостоятельного поиска юридической информации 24/7.
Также вы можете получить юридическую помощь офлайн (лично) в офисе БФ “Право на захист”. Адреса и график работы офисов доступны по ссылке.
***
















