"Пытали за поддержку Украины": девушка из Макеевки о жизни в оккупации и российских фейках
Пророссийские СМИ распространяют мнение о том, что молодежи Донецкой и Луганской областей живется лучше с российской властью. Отмечают качественное высшее образование, разнообразные развлечения и возможности творчески реализовать себя. “Восточному Варианту” удалось узнать правду о жизни в оккупации у двадцатилетней девушки из Макеевки, которая весной 2022 года выехала на подконтрольную Украине территорию.
Фейк: “Молодежи Донетчины и Луганщины лучше с россией, чем с Украиной”
В СМИ и социальных сетях россияне распространяют фейковые заявления, что якобы к мнению молодых жителей оккупированных территорий прислушивается власть, а их творческие идеи обязательно будут реализованы. Также в таких заявлениях отмечают, что университеты дают качественное образование, есть разнообразные развлечения и кружки для молодежи.
В частности, так называемый “депутат молодежного парламента “днр” заявил, что: “В Донецкой Народной Республике жизнь молодежи не останавливалась ни на минуту, ни на секунду …”.
Восточный Вариант опровергает российские фейки примером реальной истории 20-летней девушки из Макеевки, которая весной 2022 года выехала из оккупации и проживает на подконтрольной Украине территории. В целях безопасности, имя и фамилия девушки в материале указаны не будут.
“Вы как будто законсервированы в одной области…”
Героиня текста родилась в Макеевке, что на Донетчине. К сожалению, с 2014 года этот город оккупирован российскими войсками. Девушке было всего 10 лет, когда ее родной город был захвачен пророссийскими террористами.
“Мои родители всегда поддерживали Украину, и до сих пор поддерживают. Поэтому в начале войны в 2014 году мы выехали в Одессу, где прожили полгода. Тогда на территории Донетчины были сильные обстрелы. Но у нас не было финансовой возможности уехать насовсем. Также важный момент — это страх родителей. Они только купили квартиру в Макеевке, и были совсем растеряны. Как и большинство местного населения. Все надеялись, что это быстро закончится. Что вот-вот и все снова будет спокойно”, — вспомнила девушка начало оккупации Макеевки.
Девушка вспоминает, что после возвращения в родной город, они почти не слышали взрывы. Физически в городе было довольно безопасно находиться, несмотря на один из любимых фейков россиян о “8 лет бомбили Донбасс”. Однако атмосфера была удручающей. Особенно это чувствовалось среди людей, которые поддерживали Украину.
“На улицах города было очень много флагов так называемого «днр». Они были на многих зданиях. И важно, что это были не российские флаги, а именно «днр». Будто мы что-то совсем отдельное”, — вспомнила она.
Бывшая жительница Макеевки подчеркнула, что в городе было мало возможностей для цивилизованной жизни. Поездка в другой город казалась чем-то невероятным:
“После возвращения из Одессы, все последующие годы пребывания в оккупации мы не ездили в другие области. Выехать в другую область было возможно, но нужно было ждать на блокпостах, и занимало это несколько часов. Люди не выезжали ради путешествий. Вы как будто законсервированы в одной области. Ты совсем не видишь мир и не знаешь, что там происходит”.
Девушка рассказала, что она жила в довольно небольшом городе, поэтому все ощущалось однообразно. Также присутствовало постоянное ощущение опасности:
“Если ты поддерживаешь Украину, то не говоришь об этом. Молчишь. Можно это обсудить с людьми, которым доверяешь. Но нужно быть очень осторожными. Моя мама всегда переживала. Если я могла что-то проукраинское сказать, то она очень сильно боялась. У моих родителей были знакомые, которых сажали в тюрьму или “забирали на подвал”. Их пытали за политическую позицию и поддержку Украины. Поэтому это не то, что можно было спокойно рассказывать”.
Героиня отметила, что не заметила разницы в обучении в школе после оккупации. Единственное, учебники были на русском языке. Но все годы обучения преподавался украинский язык и литература. Это был один урок в неделю. Однако этого было недостаточно для овладения украинским языком.
Сначала девушка надеялась поступить в университет на подконтрольной Украине территории. Однако ей стало страшно:
“Это не то же самое, что переезжать из Львова в Киев. Совсем иначе чувствуется, когда ты покидаешь оккупированные территории Донетчины. Это было очень страшно, и ощущалось как другая страна. Не часть россии, а что-то отдельное. Вообще другой мир! У меня на подконтрольной Украине территории не было друзей или людей, на которых я могла бы положиться. Осознав, что мне страшно, я решила на бакалавриате учиться в Донецке, а потом переехать сразу в Киев”.
Девушка несколько лет училась в оккупированном донецком университете, где узнала, насколько сильно оккупация повлияла на образование:
“По словам преподавателей, до оккупации программа была сложнее. И специалисты выходили гораздо более квалифицированные и с большим количеством навыков. А после 2014 года программа почти в 2 раза облегчилась. Это был совсем не тот уровень образования. Многие преподаватели, которые имели докторскую степень или хорошо проводили лекции, уехали в Днепр”.
Девушка объяснила, что выехала из оккупации весной 2022 года. Первоочередная причина — это потребность продлить украинский паспорт. Но после того, как она оказалась на подконтрольной Украине территории, решила не возвращаться. Началось полномасштабное вторжение, и в результате она оказалась во Львове, где прожила полтора года.
“Я переживала из-за того, что говорила на русском языке. Боялась услышать осуждение, но все относились очень лояльно. Поэтому со временем сама захотела и перешла на украинский язык. Также поступила в киевский университет, и переехала в столицу”, — рассказала она.
“Последние 8 лет оккупированные территории совсем не развивались”
Девушка подчеркнула, что тезисы россиян “Молодежи Донетчины и Луганщины лучше с россией, чем Украиной” — это фейк. Потому что на этой части областей отсутствует развитие. Вся молодежь, которая могла, выехала оттуда, и не планирует возвращаться.
“Я когда приехала во Львов, то была поражена! Здесь есть банковские карты и электросамокаты, на которых можно кататься свободно по улицам. Много красивых супермаркетов, есть возможность заказать доставку еды на дом. Видно, что здесь есть жизнь! И она развивается! А в оккупации ощущение, что жизнь застыла”, — вспомнила бывшая жительница Макеевки.
По словам девушки, на оккупированной части Донетчины и Луганщины мало перспектив и возможностей для молодежи. Последние 8 лет эти территории совсем не развивались. И жить там нет смысла не только молодым людям, но и всем слоям населения.
***