"Если мы сейчас не начнем борьбу за наших детей, мы их потеряем": как помочь молодежи на ВОТ почувствовать себя частью Украины
Из-за войны, которую россия развязала против Украины, в оккупации находится более 1 миллиона 600 тысяч украинских детей. Их голоса заглушены страхом и российской пропагандой. Украине необходимо сделать все возможное, чтобы эти дети чувствовали себя частью своего государства и сохранили свою идентичность. Далее в статье Восточный Вариант расскажет больше об этой важной теме совместно с правозащитниками и представителями органов государственной власти.
4 октября в Киеве состоялось мероприятие, посвященное объявлению победителей Всеукраинского конкурса ученических эссе “Я тебя слышу: письмо сверстнику в оккупации”, организованное Центром гражданского просвещения “Альменда” при поддержке Министерства образования и науки Украины.
Главной целью мероприятия стало обсуждение: как сделать так, чтобы эти дети чувствовали себя частью Украины, несмотря на все вызовы и условия, в которых им приходится находиться. В дискуссии приняли участие правозащитники, представители органов государственной власти и журналистского сообщества.
“Россия пытается уничтожить украинскую идентичность у этих детей, но мы должны сделать все, чтобы они знали, что Украина их ждет”, — подчеркнули организаторы.
Восточный Вариант посетил мероприятие и делится важными выводами.
“Россияне заставили ее молчать. Они уничтожили ее голос”
На временно оккупированных территориях украинские дети испытывают глубокое психологическое давление со стороны захватнической власти. Россия пытается сломать национальную идентичность украинской молодежи, утверждая, что “Украина их не ждет” и что они “никому не нужны”.
Эти манипуляции формируют у детей ощущение безысходности и покинутости, из-за чего они теряют связь с родной культурой, языком и историей.
Психотерапевтка в сфере когнитивно-поведенческой терапии Татьяна Шапошник делится в разговоре с Восточным Вариантом, что пропаганда, нацеленная на детскую незрелую психику, имеет опасные последствия.
Дети, из-за навязывания чужих идеалов, не способны отличить объективную реальность от мнений окружающих. К тому же за пропагандой всегда скрываются страхи: страх не стать “другим” или страх смерти от действий другой стороны. Это вызывает повышенную тревожность у детей и может привести к развитию психологических расстройств при неблагоприятных социальных условиях.
Одна из победительниц конкурса эссе Карина Гризлюк рассказала, что решила принять участие только для того, чтобы донести жизненную ситуацию о ее подруге с Луганщины, с которой она общалась ежедневно обо всех ее проблемах и поддерживала ее в оккупации.
“На определенном этапе нашего общения я поняла, что россияне заставили ее молчать. Они уничтожили ее голос. И я захотела стать ее голосом, чтобы о ее истории действительно узнала вся страна, чтобы все понимали, как трудно жить детям, не только во время войны, но и в оккупации. Это страшно и больно”, — эмоционально поделилась девушка.
Оккупанты пытаются запугать детей на временно оккупированных территориях и придушить их голоса всеми возможными способами. Они даже проводят семинары для своих “учителей”, обучая их выявлять “проукраинских детей” в школах, а поддержку Украины называют цинично — “девиантным поведением”, рассказывают в Центре национального сопротивления.
На таких семинарах “учителям” объясняют, как определять учеников, которые потенциально поддерживают Украину, и куда обращаться, если они обнаружат “не лояльных детей”.
Таким образом, оккупанты пытаются не только контролировать мысли молодежи, но и создать атмосферу страха, чтобы предотвратить любую форму протеста или поддержки Украины.
Учитывая вышеприведенные вызовы, начальница отдела прав граждан на ВОТ департамента мониторинга соблюдения прав граждан, которые пострадали в результате вооруженной агрессии против Украины при Офисе омбудсмана Татьяна Городенская акцентировала на важности внедрения государственной политики, которая бы давала таким детям понять, что они являются частью Украины.
“Если мы не начнем сейчас борьбу за наших детей, мы их просто потеряем. Мы должны говорить, что они нам нужны, они частичка нас и этой борьбы, которая сейчас идет. Потому что без них мы не сможем победить. Они наша победа. И мы должны это везде освещать”, — отметила она.
Представительница Уполномоченного Верховной Рады по правам человека подчеркнула, что дети на временно оккупированных территориях проходят через множество трудностей, пытаясь поступить в высшие учебные заведения на подконтрольных Украине территориях, и назвала их героями.
“Когда эти дети выезжают из оккупации, они должны придумать историю, зачем они это делают. 16-летние приезжают в Украину и пытаются понять, что им дальше делать и куда идти. У них нет никого, а таких случаев на самом деле очень много. Если мы не будем этих детей считать своими и переживать их боль с ними, то мы дальше никуда не сможем двигаться”, — подчеркнула Татьяна Городенская.
О перечисленных вызовах с Восточным Вариантом поделилась 20-летняя Ирина (имя изменено в целях безопасности — ред.), которой удалось выехать из временно оккупированной Макеевки Донецкой области год назад.
Девушка испытывала сильный страх, планируя выезд на подконтрольную территорию. Ей было страшно перед возможным “осуждением” и лишними вопросами о наличии паспорта рф. К тому же, ее родители имели пророссийскую позицию, поэтому Ирине пришлось ждать совершеннолетия, чтобы иметь возможность самостоятельно покинуть оккупированный город.
“Я очень боялась выезжать на подконтрольную Украине территорию. Я боялась осуждения и лишних вопросов о паспорте россии, нам рассказывали, что мы можем получить за это срок. У меня не было источников, чтобы это проверить, я достаточно была изолирована. Однако я рискнула и поехала в никуда, имея минимальный пакет с документами”, — рассказывает девушка.
“Государство реагирует точечно, а не системно”
Для того, чтобы изменить ситуацию, важно, чтобы общество осознало, что дети в оккупации остаются “неизвестными” для многих. Поэтому возникает вопрос: как органы государственной власти реагируют на проблемы этих детей, и какую политику внедряют для того, чтобы их голоса были услышаны?
Правозащитница Валентина Потапенко отмечает, что когда общественные организации обращаются в центральные органы исполнительной власти и пытаются поднять вопрос проблем детей в оккупации, то иногда сталкиваются с равнодушием.
Она подчеркивает, что без активной поддержки и внимания со стороны государства ситуацию изменить будет крайне трудно. Общество не простит, если об этих детях снова не вспомнят, ведь в течение последних десяти лет их судьбы и так оставались в тени.
Заместительница генерального директора информационного агентства “Укринформ” Анна Василенко, сообщила, что государство действительно заботится о детях на временно оккупированных территориях, однако эта работа остается незаметной, чтобы не навредить процессу. По ее мнению, существует потребность в более открытой политике, что позволит привлечь внимание к этому вопросу.
Однако главная редакторка информационного агентства “Голос Крыма” Людмила Щекун отметила во время дискуссии, что сейчас у государства не хватает концептуального и системного подхода.
“Понимаете, хоть какие-то шаги и делаются, но стратегически, в глобальном масштабе, фактически ничего не происходит. Государство реагирует точечно. Мы не должны ставить вопрос, как сделать детей заметными через 10 лет оккупации. Это должно было быть понятно давно, и принятые меры должны были бы обеспечить их поддержку. [...] Не может быть так, что 16-17-летний ребенок выезжает с оккупированной территории в неизвестность, не зная, куда и к кому едет, а также как государство ему поможет. Если бы родители знали, что их ребенок доедет до границы, где его встретят представители государства, которые обеспечат ему поддержку, жилье и условия для обучения, то мы смогли бы вытащить значительно больше детей из оккупации”, — прокомментировала главная редакторка “Голоса Крыма”.
Главная специалистка отдела содержания образования, внешкольной и воспитательной работы директората школьного образования Министерства образования и науки Украины Елена Котусенко рассказала, что Минобразования продолжает совершенствовать свою работу в этом направлении.
Она также сообщила о созданной Министерством образования и науки инициативе, которая направлена на индивидуальную поддержку детей в оккупации:
“Планируется организация педагогического патронажа, то есть это такая индивидуальная работа с каждым ребенком, который находится на временно оккупированной территории, в соответствии с возрастом. Чтобы каждый учитель сопровождал этого ребенка, и создавались все условия для индивидуальной поддержки, учитывая все обстоятельства, в которых ребенок находится”.
Кроме этого, Министерство образования и науки Украины создало модифицированные программы по различным предметам для тех детей, которые долгое время не учились по украинским программам, подчеркивая важность наверстывания образовательных потерь.
“Специалистами Министерства образования и науки и Украинского института развития образования созданы модифицированные программы по украинскому языку, литературе, истории Украины, географии. Это сокращенные программы украиноведческого направления, для того, чтобы дети могли получать образование и наверстать образовательные потери. У нас есть электронные учебники, которые размещены на сайте Института модернизации содержания образования, и дети могут их также использовать”, — поделилась представительница Министерства образования и науки.
Программы и методические рекомендации к ним можно посмотреть по ссылке. Электронные учебники можно найти здесь.
Елена Котусенко резюмировала, что работа будет проводиться, Министерство образования и науки готово в дальнейшем поддерживать все проекты, связанные с темой детей в оккупации.
***
Война оставляет глубокие раны в душах самых юных, и очень важно, чтобы их чувства и переживания не остались без внимания. Как свидетельствуют эти слова из письма одного из участников конкурса:
“Я дам тебе свет, надежду на будущее, чтобы противостоять врагу, верить и поэтому шаг за шагом отгонять страх. Отдай мне свое одиночество, ты не одна, мы боремся вместе с тобой за свободу”.
Дети не должны оставаться наедине со своими страхами и переживаниями; они заслуживают внимания, любви и поддержки. Совместными усилиями мы можем обеспечить им не только надежду на лучшее будущее, но и уверенность в том, что они не одни в своей борьбе.