Вязаный Бычок как шаг к арттерапии. Для чего Олег Сенцов и Янина Соколова "постят" фото малышей Донбасса
Благотворительный фонд «Голоса детей» проводит необычный аукцион: на нем продают поделки детей прифронтовых населенных пунктов. А площадкой для торгов становятся фейсбук-страницы известных людей. Для чего собирают деньги, из каких стран уже есть покупатели и как лист бумаги и краска могут помочь — расскажет Восточный вариант.
8-летний экоактивист Назарчик из Золотого (именно так, ведь ребенок всегда носит в кармане мешочек, в который собирает мусор с улиц. И не боится попросить убрать за собой мусор других), его 10-летняя землячка София, которая увлекается рукоделием и любит вязать, 8-летняя танцовщица Алена из Торецка, которая готова чуть ли не весь город приглашать на выступления своей группы.
Об этих детях недавно узнали тысячи украинцев. А еще они своим творчеством помогают собирать деньги на арт-терапию для таких же мальчиков и девочек, которые живут в прифронтовых городах и селах. Сделанные их руками новогодние украшения стали лотами благотворительного аукциона, который организовал фонд «Голоса детей» и поддержали известные украинцы.
«Мы хотели поделиться теплом»
Идея такого аукциона возникла спонтанно, рассказывает основательница фонда Елена Розвадовская. Улыбается — когда работаешь с детьми, получаешь от них столько «рукотворных» подарков, что иногда их просто уже негде хранить. Но каждая такая вещь несет в себе частичку тепла.
«В основном наши подопечные — это улыбающиеся радостные дети, что бы там ни было. Даже ты своим взрослым мозгом понимаешь, за огородом дома, где живет этот ребенок, уже позиции, или снайперы стреляют время от времени. Но видишь перед собой ребенка, который с радостью тебе сейчас что-то слепит из пластилина или нарисует. Мы подумали, что должны поделиться с людьми тем, что видим мы. Мы хотели изменить это представление о том, что дети, которые живут в условиях боевых действий — это такие безмолвные жертвы, многострадальные и несчастные. Для нас наши подопечные — это герои, это победители. Они гораздо сильнее нас. Наша идея в том, чтобы давать им силу и поддержку», — говорит Елена.
Такой обмен позитивной энергией решили устроить в форме аукциона. Тем более, фонд постоянно собирает деньги на арт-терапию для детей. И поддерживают их простые люди. Попросили детей сделать что-то красивое своими руками. Те откликнулись с энтузиазмом.
«Столько всего сделали, вместо одной игрушки принесли по две. Только откроешь окно творчества детей — и этого уже не остановить. Пишут письма к каждой поделке», — улыбается Елена.
Аукцион решили проводить в Фейсбуке. Чтобы расширить аудиторию, к «торгам» привлекли известных украинцев. И те с легкостью согласились.
Уже поддержали идею режиссер и писатель Олег Сенцов, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, журналистка, телеведущая Янина Соколова. Один из лотов приобрел председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай.
«Мы без каких-то предварительных договоренностей писали этим людям на страницы: не хотели бы вы принять участие. И все соглашались. Например, с Олегом Сенцов мы были знакомы очень косвенно, вместе были в жюри “Docudays UA”, но он согласился без проблем. Это вообще было так просто, что мы сами как-то не верили», — делится основательница фонда.
Шаг — 10 гривен
Правила просты. О каждом ребенке, который сделал игрушку, написали небольшой текст. Стартовая цена лота — 250 гривен. Обычно два лота от каждого мальчика или девочки. Цена не случайна. Столько стоит один сеанс арт-терапии с психологом. Шаг аукциона — 10 гривен. Тот, кто проводит аукцион у себя на странице, выкладывает пост с фото ребенка. В комментариях под ним и проходят торги. Одну из игрушек купили за 3,5 тысячи гривен.
«Но этой ставки люди не придерживаются. Сразу пошло 400 гривен, 600, 1000 Люди откликнулись щедро и лояльно. Аукцион продолжается с 18 часов до 9 утра следующего дня., мы все модерируем. Были у нас победители из США, одна поделка должна поехать в Германию», — рассказывает Елена.
В идеале планируется, что новый владелец украсит игрушкой елку и сделает фото, ведь детям будет приятно увидеть новый дом их поделки. И вообще приятно внимание взрослых.
«Назар, поделки которого выставлял Дмитрий Кулеба, стал такой маленькой знаменитостью. У него одну работу купил Сергей Гайдай, другую — народный депутат. Но дети всегда рады, даже если сами не видели эти посты, потому что не сидят в Фейсбуке», — делится организатор.
Краски показывают «невидимые» травмы
Аукцион продолжается, поэтому итоги — сколько удалось собрать денег — подводить рано.
На полученные средства благотворители открыли 3 новых локации по арт-терапии — в Золотом, Светлодарске и Торецке. В общем сначала ставили себе целью собрать хотя бы 7500 гривен на три курса терапии (по 10 занятий курс). Их проводят для группы из 5 детей. Собирать больше детей в кабинете не рискуют из-за пандемии.
«С одного аукциона с Олегом Сенцовым мы собрали более чем на 2 курса. Если соберем больше денег, проведем в этих локациях по 2, по 3 курса. Деньги не такие большие, это не аукцион, где надо собрать сотни тысяч», — говорит Елена.
Арт-терапия, объясняет организаторка, один из самых безопасных инструментов психосоциальной поддержки детей, имеющих какие-то травмы. Ни в коем случае речь не идет о том, что дети «какие-то больные», как иногда думают несведущие взрослые, едва услышав о психологе.
«Это не о лечении. Это о базовой поддержке, как выжить в ненормальных условиях, которые, к сожалению, стали нормой: заложенные песком окна, блокпосты, автоматы как обычная вещь, звуки обстрелов, к которым дети привыкли и умеют различать. Мы работаем в технике серийного рисования. Для ребенка создается безопасное пространство, ему не задается ни тема рисунка, ни цвета. Никто не пугается черного цвета, не говорит рисовать красиво. Ребенок рисует все, что захочет. После 10 занятий психолог смотрит эти рисунки и дает советы, какие-то выводы. Но это ни в коем случае не диагноз».
Даже ребенок, у которого, на первый взгляд, все хорошо, может просто скрывать свои сильные переживания, объясняет Елена Розвадовская.
Травмы чаще всего «невидимые». И именно лист бумаги и краски часто помогают малышам выразить то, что они не могут выразить словами.
Всех, кто хочет помочь прифронтовым малышам, ждут на сайте фонда «Голоса детей», или на странице в Фейсбуке.
Фото с сайта фонда «Голоса детей» и участников аукциона.
Фото зі сторінок фонду “Голоси дітей” та учасників аукціону.