
День Донецка: интересные факты об истории города
В последнее воскресенье августа в Украине отмечают День города Донецк. Традиционно этот праздник совпадает с Днем шахтера. И не просто так. Ведь Донецк является центром Донецкого угольного бассейна (Донбасса). До начала российской военной агрессии город был своеобразной “столицей” угледобычи в стране.
Ко Дню Донецка Восточный Вариант подготовил самые интересные факты из его истории вместе с докторкой исторических наук, профессоркой Надеждой Темировой.

1778 или 1869: какой год основания Донецка?
Сейчас официальным годом основания Донецка считают 1869. Именно тогда валлийский предприниматель Джон Хьюз развернул строительство рабочего поселка Юзовка во время возведения металлургического завода — сегодняшнего Донецкого металлургического. Такая версия основания Донецка была изложена в известной советской энциклопедии “История городов и сел Украинской ССР”, которую в дальнейшем использовали как источник в научных и публицистических трудах.
“Когда начали готовить том по Донецкой области, оказалось, что никто раньше не интересовался вопросом: а как же возник Донецк? Это были уже 1970-е годы, и город находился на промышленном подъеме. Металлургия и угледобыча были визитными карточками города, и Донецк называли шахтерской столицей. Поэтому взяли за основу эту наиболее очевидную версию, что именно поселок Юзовка дал начало будущему Донецку. А затем пришли 1990-е годы, которые дали украинским ученым свободу творчества. В частности, Василий Пирко, Роман Лях, Николай Троян, Владимир Белецкий изучали вопрос, когда же на территории Донецка появились первые поселения”, — рассказывает Надежда Темирова.

Василий Пирко работал в украинских и российских архивах. И пришел к выводу, что в верховьях Кальмиуса, где сейчас расположен Донецк, запорожские козаки имели свои зимовники еще в конце 17 века. После ликвидации Новой Сечи в 1775 году царское правительство начало массово раздавать принадлежащие запорожским козакам земли. Территории современного Донецка тоже передавали представителям местных администраций, командирам военных объединений, столичным чиновникам. В 1778 году на территории современного Донецка во время переписи зафиксировали два села — Александровка и Крутояровка.
«Эти села числились как принадлежащие Шидловскому — военному и землевладельцу. А землю он получал за верную службу царю. Итак, в 1778 году зафиксированы села на месте современного Донецка, которые принадлежали Шидловскому. Это самое давнее документальное упоминание о наличии постоянного населения в пределах современного Донецка. Эти села — это территория современных Киевского и частично Ворошиловского районов города”, — рассказывает доктор исторических наук.

На тот момент местные жители уже знали о залежах “горючего камня”. Первые небольшие шахты в Донецке появляются в первой половине 19 века. А в 1841 году были построены три шахты, которые позже объединили в Александровский рудник, положивший начало шахте имени Засядько.
“Важно понимать, что к тому моменту, когда Джон Хьюз прибыл для строительства металлургического комплекса, на территории современного Донецка уже были поселения и добыча угля. Он не прибыл в «дикое поле». Наоборот, он понимал, что здесь есть полезные ископаемые и что здесь живут люди, которые могут составить основу рабочей силы для его предприятий”, — рассказывает ученый.
11 июня 2004 года на сессии Донецкого городского совета приняли решение изменить год основания города с 1869 на 1778 год. В роли эксперта-консультанта выступал Василий Пирко. Но решения местной власти было недостаточно. Должна была состояться отдельная процедура и экспертиза в Верховной Раде. Но этот вопрос затерялся в 2004–2005 годах, на которые пришлась Оранжевая революция.
Английская застройка города
Итак, в 19 веке валлийский предприниматель Джон Хьюз начал строить на территории современного Донецка металлургический завод. Предприниматель решил наладить производство полного цикла: уголь — кокс — металл. Для этого он основал “Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств”. В начале 20 века оно стало лидером по выплавке стали в Российской империи.

На работу в Юзовку приезжали мастера и специалисты из Германии, Англии, Франции. Постепенно Джон Хьюз обустраивался в поселке. Здесь он построил для себя и семьи просторный дом. Мэрии не было, всем занималась семья Хьюза. Работали магазины, воскресный рынок, таверны и городские пивные. Хьюз создал даже полицейское управление. Были гостиница и почтовое отделение.

Центральная улица Юзовки — Первая линия — нынешняя улица Артема. Ее застроили магазинами, гостиницами, банками и ресторанами. В конторах бизнесмены продавали уголь и металл. Центром поселка был завод, вокруг которого крутилось все остальное. Местные жители работали на предприятиях, а вечером возвращались домой. Работа была тяжелой, но рядом было все, что нужно для жизни.
Работа на производстве, которое была довольно травматичным и изнурительным, повлекла за собой формирование системы медицинского обслуживания. Открывались больницы и диспансеры. В больнице металлургического завода Юзовки (современный Донецк) в начале 20 века появился первый в Российской империи рентген-кабинет. Потребности развития промышленности привели к расширению сферы образования. Для детей рабочих открывали школы, а также специализированные образовательные учреждения для подготовки специалистов металлургической, горной и других отраслей промышленности.
Некоторые из памяток английской застройки сохранились в Донецке до наших дней. Например, дом Джона Хьюза, расположенный рядом с роддомом № 6. Возведенный из красного кирпича, он имел свою усадьбу и дополнительные хозяйственные помещения. К сожалению, дом частично разрушен. До наших дней сохранились только его стены.
Среди других примеров английской архитектуры в Донецке — Дом Нестерова, Дом братьев Рутченко, Школа для детей английской администрации Юзовского металлургического завода, купеческий особняк на Постышева.

“Английская колония строилась на противоположной стороне от Юзовского металлургического завода. И действительно, это были аккуратные коттеджи с усадьбами, где жили инженеры или высококвалифицированные работники. Местность между Главпочтой и металлургическим заводом называли «Новый мир». Почему так? Потому что здесь первым таким объектом был городской трактир, и трактир назывался «Новый мир». Скажем так, это было место проведения досуга для рабочих и шахтеров”, — рассказывает Надежда Темирова.

Сталино: в честь Сталина или в честь стали?
Статус города Донецк получил в 1917 году. За свою историю населенный пункт сменил несколько названий. В 1869–1924 годах назывался Юзовка (в честь Джона Хьюза), в 1924–1941 и 1943–1961 годах — Сталино, а после получил свое современное имя — Донецк.
Долгое время считалось, что название Сталино было в честь Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза и главы правительства Иосифа Сталина. Однако современные исследования украинских ученых внесли новизну в этот вопрос.
В 1924 году умер Владимир Ленин. Ожидаемо, Советским Союзом прошла волна увековечения его имени, которым называли улицы, предприятия, населенные пункты и даже детей. Тогда же собрался Юзовский окружной комитет коммунистической партии, чтобы согласовать вопрос переименования города. Ведь Джон Хьюз, согласно советской идеологии, уже стал иностранным эксплуататором и не заслуживал увековечения.
“И тогда прозвучало такое предложение. Переименовать Юзовку в Сталин и таким образом увековечить имя Владимира Ленина. «А как это так?», — спросите вы. В аргументации отметили, что Ленин, который был лидером мирового пролетариата, в воображении коммунистов позиционировался как машинист локомотива, который везет человечество к мировой свободе. А поскольку локомотив изготовлен из стали, то символом нашего будущего должна быть сталь. И поэтому предлагали назвать город Сталин. Не в пользу тогдашнего главы компартии, а в пользу этого символа человеческой свободы, к которой Ленин «двигал свой локомотив». Но уже при перепечатке документов вместо названия «Сталин» начали использовать «Сталино», которое и сохранилось до 1961 года”, — объясняет Надежда Темирова.
Донецк как жертва двух тоталитаризмов
Город Донецк не обошли ни сталинские репрессии, ни Голодомор, ни немецко-нацистский тоталитаризм. Как и другие украинские города и села, тогдашнее Сталино в полной мере выпило чашу советско-немецко-нацистских пыток.
«Доцільно Целесообразно вспомнить Рутченково поле — место массовых захоронений советского террора. В период 1930 — в начале 1940-х годов службы НКВД расстреляли десятки тысяч гражданских, военных и даже детей, которых квалифицировали как врагов народа. В 1989 году в Донецке создали общественную организацию «Донецкий мемориал», члены которого занимались расследованиями незаконных массовых репрессий. И тогда провели раскопки на Рутченковом поле и ужаснулись, потому что никто не представлял, что обнаружат там массовое захоронение преимущественно невинно уничтоженных людей”, — рассказывает Надежда Темирова.

Массово уничтожали население Донецка и немецко-нацистские захватчики во время Второй мировой войны. Местом массовой казни гражданских стал шурф шахты № 4/4-бис “Калиновка”. По разным подсчетам, сюда сбросили тела 75–100 тысяч человек. Как писали ранее журналисты, глубина ствола шахты была 379 метров. На 310 метров она была заполнена телами убитых.

Голодомор также не обошел стороной Донецк. Ранее Восточный Вариант уже рассказывал подробнее, как голодная смерть “господствовала” на востоке Украины. Но даже несмотря на положительное отношение советской власти к рабочему классу, ситуация на востоке все равно ухудшалась. В 1929 году в городах была введена карточная система. Ведь продуктов существенно уменьшилось из-за проведения сплошной коллективизации. Было создано 4 категории рабочих, в каждой из них люди получали заранее предусмотренное для себя количество продуктов.

В 1932–1933 годах продуктовое обеспечение по карточкам существенно сократилось. Голод охватил даже рабочих тяжелой промышленности: шахтеров, металлургов, химиков. Есть много зафиксированных свидетельств, что они обращались в медицинские учреждения из-за недоедания.
Донецкая область действительно имела самый низкий показатель смертности в Советской Украине в 1933 году — 6,4 % на тысячу человек, тогда как в других регионах этот процент достигал 10 или даже 20. Но все равно, говорит Надежда Темирова, показатель 1933 года в 3–4 раза превышает те, что были в конце 1920-х годов.
“Демографы говорят о том, что на Донетчине человеческие потери могли составить примерно 12 % от населения, или более 400 тысяч человек. А историки называют другие показатели, считая, что на Донетчине потери достигали 25–27 %, то есть 800 тысяч и более. Это страшные цифры. Более того, если брать национальности региона, то сильно пострадало греческое меньшинство. Демографы и историки говорят, что минимум 30 % греческого населения умерло в голодные годы. Поэтому на самом деле потери на Донетчине очень существенные”, — объясняет профессорка.
Сопротивление советской системе
Донецк стал городом, который объединил борцов за свободу украинского слова, права и мысли. Известный украинский поэт Василий Стус, хотя и родился на Виннитчине, важную часть своей жизни провел в Донецке. После армии он работал учителем украинского языка и литературы в средней школе № 23 города Горловка. В это время он замечает, насколько сложно стало преподавать или просто говорить на украинском языке на Донетчине.

После работы учителем Василий недолго работал на донецкой шахте “Октябрьская”, а в марте 1963 года стал литературным редактором газеты “Социалистический Донбасс”, работал в украиноязычной части редакции. В том же году он поступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Шевченко Академии наук УССР и переехал в Киев. Донетчине он неоднократно посвящал свои литературные произведения.
Художница и диссидентка Алла Горская принимала участие в разработке и выполнении ряда монументальных работ в Донецке и Мариуполе.

Некоторые ее работы посвящены Донбассу. Например, полотно “Песня о Донбассе”.

В Донецке Алла Горская вместе с Галиной Зубченко и Григорием Синицей участвовала в создании мозаик для школы № 5. Панно “Земля”, “Вода”, “Прометеи”, “Космос”, “Огонь”, “Жизнь”, “Недра”, “Солнце”, “Воздух” являются образцом монументалистики в Украине.



В 1989 году в Донецке было основано областное Общество украинского языка Т. Г. Шевченко, которое ставило своей целью возрождение и развитие украинского языка и культуры. В него входили Владимир Белецкий, Галина Гордасевич, Валентина Тихая, Ярослав Гомза, Павел Пшеничный, Василий Пирко.
Именно по инициативе Общества 1 сентября 1990 года в Донецке открыла свои двери первая на тот момент украинская школа № 65. До этого в городе, конечно, существовали украиноязычные школы, однако со временем они все были закрыты, а вместо них открывались русскоязычные.
22 апреля 1989 года небольшая группа патриотов организовала в Донецке областной филиал Украинского Хельсинского союза. Среди участников был и известный журналист, диссидент и общественный деятель Вячеслав Чорновол. Они проводили просветительскую и политическую деятельность. В частности, основали Донецкую областную организацию Украинской Республиканской Партии. Со временем члены Донецкого филиала практически все влились в советы Донецкой Краевой организации Народного Руха Украины.

Невозможно не вспомнить о шахтерских забастовках 1989–1991 годов, которые охватили не только Донецк, но и все угледобывающие регионы Советского Союза. Сначала шахтеры выходили прежде всего за свои интересы. Политические лозунги появились чуть позже.
“Проблемы шахтеров не решили. И поэтому горняки снова поднимаются на защиту своих прав. Но теперь, летом 1990 года, их выступления приобретают более организованный характер. Уже собираются всесоюзные шахтерские съезды, и конечно, на них уже появляются элементы политики. Тогда же, во время второй волны шахтерских забастовок, шахтеры Донецка заявили о том, что они не будут больше подчиняться Коммунистической партии Советского Союза. На митингах шахтеров в марте 1991 года к социально-экономическим требованиям добавились уже чисто политические. Это были очень серьезные требования: во-первых, придание конституционного характера Декларации о государственном суверенитете Украины, которая была принята 16 июля 1990 года, во-вторых, роспуск Коммунистической партии Украины и Компартии Советского Союза. А также перевыборы в Верховную Раду”, — рассказывает Надежда Темирова.

По словам историкини, шахтеры видели, что политическая власть Москвы не способны решить их проблемы. В то же время руководство УССР в Киеве действительно начало думать, как удовлетворить потребности митингующих, рассматривали возможность повышения заработных плат. Горнякам это понравилось, и они стали смотреть на руководство в Киеве как на свое.
Донецк — город миллиона роз
С 1950-х годов в Донецке очень динамично развивалась промышленность. Одновременно строили и сам город: возводили рестораны, парки, скверы. Возник вопрос экологической среды, ведь Донецк фактически “застрял” в окружении заводов, шахт и терриконов.
“Тогда первым секретарем городской партии стал Владимир Дегтярев, которому действительно не была безразлична судьба города и который пытался его улучшить. В конце 1960-х годов в составе официальной делегации он побывал в Париже и посетил Версаль. Дегтярев был впечатлен дворцом и парковой зоной. В глаза ему бросилось большое количество роз. И говорят, что эту идею посадок роз он привез из Парижа. В последующие 1970-е годы действительно в Донецке везде, где можно, высаживали розы”, — рассказывает Надежда Темирова.

Кстати, в 1970 году ЮНЕСКО признала Донецк самым озелененным высокоиндустриальным городом. Соответствующая комиссия, которая посещала город для оценки, уже тогда заметила большое количество роз в городе. С тех пор и до сегодняшнего дня роза рядом с шахтером стали одной из самых узнаваемых визиток Донецка.
Уместно упомянуть, что существует еще одна неизменная ассоциация с Донецком — терриконы. Искусственные насыпи горных пород в результате угледобычи заполонили город. Всего на Донбассе насчитывается около 700 терриконов, из них 90 — в Донецке. Терриконы буквально являются частью жизни дончан. И горожане не упускали возможности использовать эти “горы” с интересным назначением.

Например, на одном из них в Донецке выровняли верхушку и поставили там кофейню, которая была очень популярной. А еще один террикон в Донецке был прямо рядом со старым футбольным стадионом. Так вот во время игры болельщики забирались на сооружение и смотрели матч.
Признание Донецка во времена независимости
До начала российской вооруженной агрессии Донецк по праву считался одним из лучших городов Украины. В 2009–2010 годах он вернул себе статус города “миллиона роз”.
В 2009 году в Донецке открыли стадион “Донбасс-Арена” на более чем 50 тысяч зрителей, который стал первым на востоке Европы, спроектированным и построенным в соответствии со стандартами 4 категории УЕФА. По аккредитации УЕФА и ФИФА сооружение соответствовало классу “элит”. На открытии стадиона, которое пришлось как раз на День Донецка, выступила самая известная певица мира Beyonce.

В 2012 году журнал “Forbes” признал Донецк лучшим городом для ведения бизнеса в Украине. В том же году он занял 3-е место в рейтинге “Лучших городов для жизни в Украине” по версии журнала “Фокус”.
В 2014 году в Донецке произошла трагедия. Российские боевики с помощью местных сепаратистов захватили город. Началась российско-украинская война, которая продолжается до сих пор. Уже более 11 лет Донецк временно оккупирован россией. Из высокоразвитого и европейского он превратился в замусоренный и забытый. Сегодня жители Донецка почти на грани гуманитарной катастрофы из-за проблем с водоснабжением. За прошедшее десятилетие местная “власть” не смогла решить эту проблему.
Но в Донецке остаются люди, которые помнят об Украине и ждут деоккупации. Они выходят на связь, оказывают тихое сопротивление, передают важную информацию с ВОТ. Украина также должна помнить о Донецке и людях, которые там остаются. Ведь все мы часть одной большой страны.
В этот день Восточный Вариант поздравляет Донецк с его Днем рождения и верит, что над городом снова будет развеваться государственный флаг Украины!