"Спільнота Відновлення": как предпринимательница из Мариуполя возобновила работу бренда одежды
Елизавета Диденчук родом из города Марии. В 2019 году она основала бренд “LiSolodka” и за два года смогла расшириться: открыла собственное производство, разработала сайт и начала продавать продукцию в нескольких офлайн магазинах. Однако из-за полномасштабного вторжения героиня уехала в Мукачево. И именно там в июле 2022 смогла возобновить работу бренда. Сегодня Елизавета стала амбассадоркой “Спільноти Відновлення” и лауреаткой отличия “Незламні зі сходу”. Рассказываем историю ее стойкости.
“Спільнота Відновлення” — основанное Восточным Вариантом комьюнити несокрушимых жителей востока, заново поставивших на рельсы свою деятельность в сфере бизнеса или в общественном секторе. Люди, которыми мы восхищаемся и о которых хотим рассказать как можно большему количеству читателей. Ведь эти истории достойны вашего внимания и поддержки. Поддержите создание таких историй — присоединяйтесь к “Спільнота Відновлення” и поддержите Восточный Вариант донатом.
***
Как появился бренд “LiSolodka”?
Лиза по образованию филолог немецкого и английского языка и некоторое время работала в этой сфере, но всегда любила моду. У нее было хобби, а именно стилизация съемок и работа персональным стилистом. У нее была большая мечта – создать собственный бренд одежды.
“Я решилась основать бренд одежды в 2019 году во время декретного отпуска. Было время для того, чтобы продумать детали бизнеса и отважиться начать. В то время у меня было несколько клиентов и клиенток после работы стилисткой и личный блог в инстаграм на 3,5 тысячи подписчиков и подписчиц. Это не была большая аудитория, но она восприняла мою идею очень тепло. Я анонсировала, что создаю бренд с качественными женскими вещами. Он будет о том, что хочется мне и нравится моей стилистике”, – рассказала владелица.
По словам героини, это была невероятная авантюра.
“Была 1000 грн на ткань и отшив нескольких единиц. И на этом все. Если получится, то отлично, а если не получится, то хотя бы попробовала. Я из тех людей, которые лучше будут пытаться что-нибудь сделать, чем жалеть, что даже не попробовали”, – делится Лиза.
Владелица рассказала, что сшила летние костюмы: топы и шорты.
“Для меня было большим удивлением, что все наличие в тот же день было распродано, и мы получили дополнительные заказы”, – рассказывает Лиза.
Женщина вспомнила, что заказы разлетелись по миру: США, Кипр, Италия. И к осени бренд разработал больше изделий: платья в бельевом стиле, юбки, костюмы.
“Бренд развивался параллельно со мной, потому что я все еще была в декрете с маленьким ребенком на руках. Это была та история, где я была и за бухгалтера, и за финансиста, и за контент-мейкера…” – делится владелица бренда.
У “LiSolodka” были клиентки, которые просили отшить им по 3-5 костюмов. А перед началом полномасштабного вторжения в работе бренда был качественный скачок, запустили 2 дополнительных направления – мужскую одежду и корпоративные изделия.
“Мы хорошо слышали, что нужно людям! Моя знакомая нуждалась в корпоративной одежде с вышивкой и логотипом. И я осознала, что это большой пробел в производстве одежды в Украине. Преимущественно есть большое количество того, что закупается в Турции или производится из некачественных тканей. Был запрос на одежду для сувениров, униформы и подарков сотрудникам и сотрудницам. Корпоративную одежду заказывала бьюти салоны, рестораны, автосалоны и IT-компании”, – рассказывает Лиза.
Девушка вспомнила, что на лето 2022 года у нее были большие планы по бренду: открыть более масштабное производство в Мариуполе и привлечь к работе бренда как можно больше женской силы. Лиза рассказала, что женщинам нужно давать больше свободы и возможность развиваться.
“От бренда остались страница в инстаграм, 120 упаковочных коробок и утюг”
Предпринимательница поделилась, что 2021 год был очень активным для бренда: увеличение продаж, открытие офиса, начали выставлять изделия офлайн в нескольких магазинах в городе, сделали сайт.
“24 февраля 2022 года было очень тяжелое утро, нужно было принимать решение о выезде из города. Мариуполь находится на границе, и не было понятно, что делать. В 15:00 мы приняли решение, что будем выезжать и переждем в более безопасном городе, чуть дальше линии фронта”, – делится владелица.
Женщина напомнила, что сразу написала сотрудницам и сотрудникам бренда, чтобы они не выходили на работу и оставались дома. Но женщины по собственному желанию выходили еще несколько дней и шили.
“Помню, что забросила несколько заказов в машину, чтобы отдать по дороге, но клиентки предложили отдать на следующий день, который так и не наступил для меня в Мариуполе” – рассказывает Лиза.
Владелица бренда уезжала из города с маленьким рюкзаком. Кроме контент-мейкера, вся команда “LiSolodka” осталась в оккупированном Мариуполе.
“Через 5 дней после начала полномасштабного вторжения у нас сгорел офис. Было прямое попадание, все выгорело дотла. Затем последовало попадание на производство, где находились крупные корпоративные заказы и новые ткани. Однако хорошо, что там не было сотрудниц и сотрудников», – делится владелица
Лиза рассказала, что после того, как ее сотрудницам удалось выехать из оккупации, она с ними связалась и услышала о спасенной ткани со склада.
“Я искала своих сотрудниц на фотографиях и видео из Мариуполя, пыталась понять, живы ли они! И некоторых видела! Мне позвонила швея Маша и рассказала, что было попадание в производство, но с тканью все нормально, она пообрезала сгоревшее и из клочков можно было что-то сделать. Однако впоследствии было еще одно попадание и повреждений стало гораздо больше”, – делится владелица.
Женщина отметила, что после выезда из Мариуполя все, что у нее осталось от бренда, это страница в инстаграм, 120 упаковочных коробок и утюг.
“Когда брала из дома 120 упаковочных коробок, думала, что когда смогу возобновить работу бренда, это станет началом новой страницы”, – рассказывает Лиза.
Восстановление работы бренда “LiSolodka”
Предпринимательница поделилась, что после переезда в Мукачево она не планировала что-то восстанавливать из-за полного непонимания, что будет дальше. Многие ее знакомые находились в оккупации. Однако к работе над брендом героиню вернули сообщения клиенток, выехавших 14-15 марта из Мариуполя.
“Люди, выехавшие из оккупации, начали активно писать мне о том, что единственное, что они вывезли – это вещи от “LiSolodka”. Это были костюмы, в которых они сидели в подвалах, а также рубашки, муслиновые и в бельевом стиле платья . Одна из клиенток рассказала, что ей муж предлагал взять теплый свитер, а та отказалась и взяла платье, потому что если умирать, то красивой”, – делится владелица.
Женщина отметила, что это были важные слова для нее.
Также среди клиенток были женщины, которым бренд частично вернул деньги за заказ, и те, которые отмечали, что не хотят средства, а только изделие. Они были готовы ждать этого столько, сколько нужно.
“После этих сообщений у меня начали возникать мысли, что нужно восстанавливать бренд. Однако это морально трудная история. Я потеряла дом и производство. К счастью, вместе со мной уехал мой муж, ребенок и родители. Но у нас не было понимания, что будем делать и как”, – рассказывает женщина.
Владелица рассказала, что с июля 2022 года бренд “LiSolodka” постепенно начал восстанавливаться: клиентки делали заказ, а они отшивали. В Мукачево, где на тот момент проживала героиня вместе с семьей, удалось найти мастерицу, бесплатно сделавшую несколько лекал для шитья, узнав, что производство Лизы в Мариуполе сгорело.
Сегодня бренд продолжает сотрудничать с мастерицей, она сейчас работает с более сложными заказами, потому что во Львове возобновили производство. Оно не принадлежит бренду (формат работы аутсорсинг), но отшивает довольно крупные партии изделий.
“Это такая рана, которая не заживает…”
Бренд “LiSolodka”сначала восстановил вещи, на которые был большой спрос до полномасштабного вторжения, и продукцию, которую больше всего просили клиентки. Это были преимущественно спортивные костюмы: худи, свитшоты и джоггеры, а также муслиновые платья и тельняшки.
“Муслиновые платья были очень популярными прошлым летом, мы их не успевали отшивать. А тельняшки ассоциировали с нашим брендом”, – делится владелица.
Женщина вспомнила, что со временем восстановили несколько единиц, которые начинали продавать перед самым началом полномасштабного вторжения. Это были рубашки, гольфы и другие элементы одежды.
“У нас есть изделия из классической размерной сетки (S-ХL) и индивидуальные заказы. Мы можем отшить одежду на XXS и 3-4 XL. Часто случается, что клиентка 178-180 см и для нее нет нормальной длины платья или брюк. Поэтому мы ввели функцию индивидуального пошива”, – рассказывает владелица.
Лиза отметила, что один из принципов работы бренда – сознательное потребление. Поэтому недавно бренд организовал распродажу остатков ткани. Раньше подобные акции не проводились, чтобы одежду носили долго. Для этого выбирали качественную ткань и модели, которые будут актуальны несколько сезонов.
“Сейчас мы готовим осеннюю коллекцию: тельняшки, курточки. То есть, повседневная одежда с морским вайбом. Потому что после начала полномасштабного вторжения у нас четко начало выстраиваться позиционирование бренда. Мы очень скучали по морю и именно поэтому пошла морская тематика, даже на логотипе изображена морская волна”, – делится Лиза.
Бренд продолжает заниматься корпоративной одеждой, однако это совершенно разные направления, которые владелица пытается не совмещать.
“Сейчас я понимаю, что у нас был прекрасный город… С невероятными людьми! Это такая рана, которая не заживает. Я бы не хотела переезжать, а развивала и улучшала город! Жду, когда наш Мариуполь снова будет украинским и верю, что мы сможем все отстроить”, – делится Лиза.
Владелица рассказала о еще одной важной причине для возобновления работы бренда
“Клиентки рассказали, что хотят, чтобы вместе с ними была маленькая часть дома. Они разъехались и сейчас многие в Канаде, США и других странах. Но, получая свои заказы, не те заказы, которые были там, а новые, отшитые в Мукачево или Львове, говорят, что они вдохнули дом, что “мой Мариуполь рядом”. В деятельности бренда живет частичка нашего города”, – делится Лиза.
Как поддержать деятельность бренда?
Заказать одежду с морской душой можно на сайте бренда “LiSolodka” или в Instagram.
Поддержать владелицу бренда можно, подписавшись на ее личный блог в Instagram.
***