"Действуй дома" не действует: топ-5 проблем переселенцев и пути их решения
Восточный вариант поговорил с представителями благотворительных и общественных организаций, которые работают с внутренне-перемещенными лицами. Мы узнали, что волнует переселенцев, с какими проблемами они сталкиваются и какую помощь им оказывают
По данным Министерства социальной политики, в Украине насчитывается 1,5 миллионов внутренне-перемещенных особ из неподконтрольных территорий Луганской и Донецкой области. Каждый день эти люди сталкиваются с множеством проблем и трудностей, которые им помогают преодолевать всевозможные общественные и благотворительные организации. Мы решили сделать подборку из пяти проблем, которые волнуют переселенцев и узнали, куда им можно обратится за помощью.
Приложение «Действуй дома» не действует
Должно быть каждый переселенец хоть раз проходил через контрольно-пропускные пункты въезда-выезда Донбасса. По мнению большинства, это долго, неудобно и даже нарушает права человека. Карантин добавил к процессу перехода новые трудности.
Фото «Право на защиту»
«Первым из самых важных вопросов для лиц, которые совершают переход линии разграничения, а я напомню, что осуществляется он в период карантина, что накладывает определенную специфику, которой не было ранее, является установка и использование приложения «Дія».
«Действуй дома» – приложение, обязательное для людей, которые следуют с неподконтрольной Украине территории на подконтрольную через Контрольно-пропускные пункты въезда-выезда.
Фото «Право на защиту»
Проблема заключается в том, что часто возникают технические сбои, технические особенности установки этого приложения. Наши мониторы, которые работают на КПВВ фиксируют постоянно те проблемы, что возникают.
Во-первых, вопросы возникают у людей, которые имеют телефоны устаревших моделей, ведь зачастую – это пенсионеры, и им тяжело пользоваться приложением. Более того, часто задерживаются сообщения, с помощью которых нужно подтвердить регистрацию. Насколько я знаю, существуют и проблемы с сетями: у одного мобильного оператора это приложение работает без проблем, у другого-же может и вовсе не работать», – рассказала координатор адвокации благотворительного фонда «Право на защиту» Элина Шишкина.
Фото автора
«На КПВВ стоят люди и продают карты определенных мобильных операторов по завышенным ценам, чтобы люди смогли установить приложение «Дія». С этой программой есть другая проблема. Люди едут в глухие места, где совсем нет интернета. Тогда приходит сигнал о нарушении.
Фото Сергея Шпилевого
Мы советуем решать такие вопросы с полицией, которая осуществляет за ними контроль. Написать заявление, чтобы участковый приезжал, или звонил и контролировал. Ведь если нет связи, человек не виноват, он же не будет сидеть на дереве целый день», – рассказал координатор юридического направления благотворительного фонда «Восток SOS» на Востоке Украины Сергей Шпилевой.
Пункты пропуска не пропускают
Не довольны переселенцы и работой самих КПВВ. Очереди огромные, а места для ожидания зачастую не оборудованы.
Фото автора
«Из всех КПВВ, насколько мне известно их в Донецкой области 4 и 2 в Луганской, работают в полной мере только в Станице Луганской на Луганщине. Например, на Контрольном пункте въезда-выезда «Новотроицкое» пропуск осуществляют только в понедельник и в пятницу, фактически 2 дня в неделю. А на КПВВ Марьинка есть только пропускные часы с 11.00 до 14.00, всего три часа.
Фото автора
Это также вызывает множество проблем, и вызывает множество негативных эмоций у людей, которые переходят. Поэтому они обращаются к нашим мониторам еще и по этим вопросам: помощь перейти, получить информацию», – говорит координатор адвокации благотворительного фонда «Право на защиту» Элина Шишкина.
Граница разделила семьи
«Еще одну проблему, которая связана непосредственно со свободой передвижения, и которая возникла в связи с карантином, можно условно назвать «воссоединение семьи». Долгое время пересечение совсем не совершалось, и поскольку карантин был введен очень быстро, многие люди просто не успели перейти до закрытия КПВВ. И часть из них осталась тут, на подконтрольной Украине территории, а другая часть перешла на неподконтрольную. Семьи оказались разъединены, люди потеряли работу.
Фото автора
И когда КПВВ возобновили работу, они уже начали обращаться к нашим мониторам по вопросам воссоединения семьи. Наша организация юридически обосновала причину перехода КПВВ во время карантина, как гуманитарную необходимость. И среди этих гуманитарных причин, как раз было воссоединение семьи. Ведь было и так, что родители выехали, а ребенок остался с бабушкой. Один из примеров, когда на КПВВ «Марьинка» в Донецкой области, бабушку с ребенком не выпускала та сторона, и они вынуждены были провести на так скажем, нейтральной территории несколько дней», – рассказала координатор адвокации благотворительного фонда «Право на защиту» Элина Шишкина.
Пенсии и социальные выплаты
«Существует проблема социальных выплат, пенсий. Задержки, задолженности, трудности идентификации. Нас спрашиваю, действуют ли карты банка, происходит ли идентификация. Тут хотела бы сказать, что, например, срок действия карт «Ощадбанка» – до 1 сентября. Если говорить об идентификации, согласно постановления Кабинета министров Украины, у людей будет 30 дней с момента окончания карантина, на прохождение этой процедуры. То есть только с момента полного окончания карантина у людей будет месяц на идентификацию.
Фото автора
Пока что карантин формально действует до 31 августа, но мы видим, что ситуация, к сожалению, не улучшается, поэтому можно ожидать его продление. Если у вас возникнут вопросы, или вы не успеете в 30 дней уложится, когда карантин закончится, можно обратится к нашим юристам в офисы «Право на защиту». На нашем сайте можно посмотреть, где они находятся в Северодонецке, Мариуполе, Славянске, Курахово, Запорожье, Днепре, Харькове. Человек получит юридическую консультацию, его проведут по всем процедурам, которые будут необходимы», – рассказала координатор адвокации благотворительного фонда «Право на защиту» Элина Шишкина.
Фото «Восток SOS»
«Возраст пришел, стаж есть, человек приезжает для оформления пенсии, а пенсионный фонд начинает людей футболить. То записи нет в трудовой книжке, то справки подтверждающей. Делают искусственные препоны, чтобы не назначать пенсию. Я советую людям, везите все возможные справки с той территории, сдавайте их. Пусть они отказывают, но суды решают такие вопросы в пользу человека, в частности в постановлении Верховного суда Украины значится, что по нормам Европейского права люди не виноваты, что идет война, и должны получать заработанную пенсию», рассказал координатор юридического направления благотворительного фонда «Восток SOS» на Востоке Украины Сергей Шпилевой.
«А вы пробовали снять жилье с луганской пропиской?»
«Очень важная для переселенцев проблема – поиск жилья, особенно в условиях карантина. Как найти жилье людям, которые не смогли пройти через КПВВ, или имеют проблемы с документами. Если говорить о жилье в целом, к нам часто обращаются с вопросом, как получить временное место жительства, как поселиться, какие документы необходимы. Или как принять участие в жилищных программах. Например, как стать участником программы «Доступное жилье». Эта проблема возникла фактически с началом войны в 2014 году», – рассказала координатор адвокации БФ «Право на защиту».
Есть и позитивные изменения
«Ну и стоит поговорить о выборах. Это не совсем проблема, а скорее позитивное изменение. Переселенцам впервые позволили участвовать в местных выборах. Совсем недавно появилась процедура смены юридического адреса, она теперь значительно упрощена. Нужно просто обратиться в государственный реестр избирателей, подать заявление о смене избирательного адреса. И теперь избирательный адрес привязывается не к месту прописки, или регистрации, а к месту фактического проживания. Не все люди еще знакомы с этой процедурой, не все еще об этом знают, поэтому к нам обращаются за консультациями по этому поводу и мы рассказываем, как лучше это сделать», – подытожила Шишкина.
Если вы переселенец и вам нужна юридическая помощь или совет, вы можете обратиться в благотворительный фонд «Право на защиту» по телефонам (099) 507 50 90; (068) 507 50 90; 093 507 50 90, а также получить консультацию у специалистов благотворительного фонда «Восток SOS» по телефонам (068) 220 43 27; (095) 397 98 48; (093) 923 14 86.
Кира Абрикосова, Восточный вариант