ДЕТСАД СТАЛ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
Новая украинская власть отменила 12-летнее обучение в школе, но вместо этого отправляет пятилеток в детский сад в обязательном порядке. В Министерстве образования и науки считают, что создав при детских садах нулевой класс, они идут навстречу социальному заказу, сформированному обществом, ведь с каждым годом растет количество воспитанников дошкольных учреждений. Однако у тех, кто оказался «внутри» реформы – а это родители и педагоги – возникает масса вопросов и проблем в связи с новшеством.
Первый вопрос для города – очередность в детские сады. Для села – наличие садов как таковых. «У нас есть территории, где проживают по 1-3 ребенка дошкольного возраста. Там нет детского сада. Как быть? Мы описали проблемные ситуации и направили письмо в МОН», - сообщила в интервью «ВВ» начальник управления образования ЛОГА Ирина Цимбал.
По официальным данным, на 1 февраля в Украине насчитывалось более 422 тысяч детей 5-летнего возраста, и существовала возможность обеспечить дошкольным образованием 93,5%, или более 394 тысяч детей.
Что касается оставшихся 27 тысяч детей, то, по словам министра образования и науки Дмитрия Табачника, обеспечить их дошкольное образование можно будет за счет создания образовательных округов, в которые будут входить школы и детские сады. Но на деле подвоз детей к месту обучения — это далеко не оптимальное решение проблемы. Для пятилеток это связано, в частности, с ранним подъемом, эмоциональным стрессом и т.д., а значит, несет прямую угрозу их здоровью.
Луганские чиновники признают, что без изменения штатного расписания дошкольных учреждений и финансирования на реконструкцию или строительство детских садов внедрить реформу будет непросто.
«Проблема только одна – нужны большие финансовые вложения для формирования сети дошкольных учебных учреждений, их капитальных ремонтов, реконструкции, открытия, чтобы создать необходимые условия для пятилеток. Своими силами здесь не обойтись, нужна государственная целевая поддержка», - сказала Ирина Цимбал.
Всего, по подсчетам чиновников, региону на эти нужды требуется около 50 млн. грн. В этом году перечислена только треть необходимых денег.
«Развалить проще, чем построить заново. В 90-х была практически разрушена система дошкольных учреждений, сегодня помещения детсадов заняты кем угодно. Демографическая ситуация изменилась, дети стали возвращаться в сады, и мы получили проблему переполненности», - объяснила заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии Луганского национального университета, профессор Наталья Гавриш.
Для Луганска проблема очередности в детские сады стоит особенно остро в центре города. Помещения детсадов переданы в 90-х годах под офисы - это раз. Второе – общая тенденция развития города. Кварталы, где сохранилась социальная инфраструктура, сегодня менее популярное место для проживания. Работу сейчас легче найти в центре, а значит, и район этот стал густонаселенным. Выходит, очереди в детские сады – в большей степени результат недальновидной политики мэрий. Возникает вопрос, не спровоцирует ли обязательность дошкольного образования рост коррупции в детских садах. Ведь уже сегодня место для малыша приходится оплачивать заранее.
На периферии областного центра ситуация менее проблемная, но и там в случае если придется принимать всех пятилеток в обязательном порядке, планируют ставить двухъярусные кроватки и искать финансирование на питание малышей.
«Сегодня за счет того, что помогают родители, мы выкручиваемся из сложной коммунальной ситуации, а также приобретаем игрушки, мебель, обогреватели. Есть серьезная проблема с обеспечением детских садов продуктами. Все знают, что в этом вопросе дело доходило до уголовной ответственности ряда лиц (из ГКП «Поколение», - «ВВ»), а проблема все еще не решена», - отмечает заведующий ясли-садом компенсирующего типа №123 г.Луганска Юрий Новохацкий.
Ученые настаивают на том, что программа подготовки пятилеток к школе должна учитывать их психофизические возможности. «Нужны подготовленные кадры, дидактические материалы, налаженная система питания и медобслуживания. Об условиях для детей с особыми потребностями вообще пока никто не говорит в этом контексте», - говорит Наталья Гавриш.
В раннем возрасте ребенка нельзя «грузить» информацией, нужны специальные методики, развивающие сенсорные способности малыша.
«Качественный состав кадров говорит о том, что в детских садах работают профессионалы, потому что 98% педагогов имеют дошкольное образование, высшее специальное образование имеют 45% педагогов, около 15% обучаются заочно в вузах», - сообщила Ирина Цимбал.
В то же время в Институте педагогики и психологии ЛНУ считают, что отрасль нуждается в кадрах иного качества.
«Нужны учителя-игровики, которые разовьют способность ребенка к познанию, - рассказывает Наталья Гавриш. – У нас таких специалистов в регионе по пальцам можно пересчитать, единицы. Сейчас мы уже теряем шестилеток, потому что их нагрузили сверх возможностей. Учителей поставили в такие условия, когда им платят зарплату не за творческое развитие личности, а за нормы чтения, усвоенные знания по математике, письму. Не остается времени на развивающие занятия. Это неправильно, мы теряем целое поколение в психологическом плане. А также в плане физического здоровья».
Кадровый вопрос невозможно решить до тех пор, пока зарплата воспитателя будет оставаться на уровне 800 грн.
«Чтобы за такие деньги на работе отдавать душу, надо быть настоящим фанатом. Таких мало. Это те, кто действительно любит детей», - говорит Юрий Новохацкий.
Кроме кадров, нужна еще и материальная база. Внимание современного малыша не удержишь русской народной сказкой, им нужно видеть мир, который настолько же динамичен и технически оснащен, как и тот, из которого они приходят в детский сад, в который они возвращаются после занятий. И этот вопрос, как и кадровый, остается открытым все по той же финансовой причине.
«Если получим финансирование, то в первую очередь решим хозяйственные проблемы – поставим забор и починим кровлю. Когда с этим справимся, бросим силы на закупку технических средств обучения. Нам в каждую группу нужен магнитофон, проигрыватель дисков и т.д.», - поделилась заведующая детсадом №40 г.Луганска Ирина Лащенова.
Требуется финансирование, нужна целевая государственная программа развития дошкольного образования, необходимо новое штатное расписание, желательна разработка альтернативных государственных программ развития детей… Из вышесказанного можно сделать вывод, что больной скорее мертв, чем жив. В Управлении образования ЛОГА объяснили, что ответы на все свои вопросы об организации дошкольного образования на новый лад ожидают получить на коллегии МОН, которая пройдет 19-20 августа в Киеве.
Успеют ли все организовать к началу учебного года – вопрос с прогнозируемым ответом. А пока все в переходном периоде, главные ответы для родителей: документы о получении ребенком «обязательного» дошкольного образования выдавать не будут, и в школу малыша, который не получил дошкольного образования, примут.