Деньги по ветру
Сегодня процессы охраны историко-культурного наследия в области проходят под невероятным прессингом застройщиков и их лоббистов у власти. Беру на себя смелость утверждать, что практически все крупные инвестиционные проекты тем или иным образом затрагивают целостность объектов культурного наследия. При этом повсеместным является нежелание заказчиков тратить дополнительные средства на их охрану или исследование.
Зависимость бюджета Луганщины от работы двух-трех промышленных гигантов заставляет руководство области заниматься созданием новых предприятий и поиском внешних инвестиций. В то же время непродуманные подходы вызовут проблемы в экологии региона и непоправимо отразятся на сохранности объектов культурного наследия.
Некогда ведущий промышленный регион, занимавший в брежневские времена четвертое место в республике по объемам промышленного производства, к восемнадцатому году независимости скатился на предпоследнее место среди областей Украины. В Луганской области не осталось ни одного предприятия с доперестроечными мощностями. Сейчас основой своей политики областные власти называют привлечение инвестиций в регион, причем, стратегические усилия власти направлены не на поддержку малого и среднего бизнеса (как например, в странах Евросоюза, где малый и средний бизнес охватывает 70% работающего населения, или как в США 49%). Основной упор сделан на привлечение инвестиций к грандиозным мега-проектам. Так, 23 ноября 2011 года ахметовской компании ДТЭК были переданы в концессию на 49 лет два крупнейших угольных предприятия Луганщины – это «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Задекларированные в документах концессионного конкурса цифры инвестиций в 2012-2016 годах суммарно должны составить почти 6 миллиардов гривен. Ежеквартальный концессионный платеж составляет по 17 и 13 млн. грн по каждому объединению соответственно.
Заместитель губернатора Эдуард Лозовский озвучил не менее масштабные проекты ближайшего будущего, среди которых: создание в области шести промышленных парков, международного авиационного грузового терминала (хаба), таможенного терминала, крупного речного порта, нескольких международных автомобильных магистралей. Среди предложений присутствует даже создание экзотического украино-польско-австралийского предприятия по разработке золотых месторождений в Антрацитовском районе, которое, якобы, должно создать целых 300 рабочих мест.
Вот только не находимся ли мы в заложниках у ситуации, когда амбициями власти «дорога в ад вымощена»?
Бывшая премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланн в 1983 году возглавила комиссию ООН по окружающей среде и развитию. Как результат своей работы, в 1987 году комиссия опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором впервые была озвучена идея устойчивого развития, идея, которая обосновала глобальную стратегию развития человечества на десятилетия вперед.
Концепция устойчивого развития рассматривает деятельность современного общества с двух точек зрения: с одной стороны это удовлетворение текущих потребностей всех слоев населения, а с другой стороны необходимо разумно ограничивать деятельность общества, так, чтобы не создавать предпосылок ухудшения уровня жизни будущих поколений.
Устойчивое развитие предполагает наличие трех взаимоуравновешивающих компонентов: экономического, социального и экологического. Без равноценного развития каждого из них гармоничное будущее не видится возможным.
Если говорить о последних инвестиционных инициативах луганского руководства, то при всей экономической целесообразности есть масса вопросов к социальной и экологической составляющей проектов.
Возьмем, например, создание компаний под условными названиями Краснодонский и Лутугинский ветряные парки, под которые планируется привлечь 280 млн. евро инвестиций и отвести 12 000 гектаров луганской земли. Реклама в прессе показывает нам привлекательную картинку сотен ветрогенераторов, вырабатывающих дармовую электроэнергию и обеспечивающих работой сотни людей. Но, почему-то, ни слова не слышно об экологической безопасности проекта.
Мы знаем, что одной из крупнейших ветровых ферм в мире является Horse Hollow Wind Energy Center в Техасе, США. Всего она состоит из 420 ветровых турбин, а это сравнимо с мощностями, запланированными для постройки в Луганской области. Так вот, ученые, исследовавшие работу этой компании, утверждают, что совокупная работа ветряков приводит к изменению температуры окружающего воздуха на 4 градуса, а сами ветротурбины экранируют потоки воздуха и влияют на направление штормов над Северной Атлантикой. Экологи предлагают ставить ветряные станции с осторожностью, всесторонне учитывая их влияние и на окружающую среду, и на человека. Кто проводил подобное исследование для Луганской области? По крайней мере, об этом ничего не известно.
Есть масса вопросов также к проектам еще более спорным с точки зрения экологической устойчивости, таким, например, как крайне ядовитая добыча золота или уничтожение громадных участков степи под строительство магистралей и агрокомплексов. Все эти проекты закрыты для общественности, какая-либо экологическая информация о них отсутствует в открытом доступе.
Кроме экологических сложностей, отведение масштабных участков земли грозит Луганщине и проблемами с охраной объектов историко-культурного наследия.
Культурное наследие входит в социальный компонент триады, как неотъемлемый и невосполнимый ресурс устойчивого развития человечества. Рамочная конвенция Совета Европы «О значении культурного наследия для общества», подписанная Украиной, является международным правовым актом, устанавливающим новое понимание общеевропейского культурного наследия, общие принципы его государственной охраны.
Справедливости ради нужно сказать, что ни ООН, ни Совет Европы не определяют охрану культурного наследия как первоочередную задачу человечества. Было бы странно заниматься охраной исторических объектов, если в стране есть проблемы с продовольствием или питьевой водой. Но ведь Украина на сегодня позиционирует себя не как страна третьего мира. Мы уверенно заявляем о желании вступить в европейское сообщество, о том, то придерживаемся европейских и общемировых стандартов в государственном управлении.
Почему же в таком случае первые лица области торжественно закладывают первый камень в строительство «Агрогорода» у села Георгиевка, обладая достоверной информацией о наличие на площади стройки в 128 гектаров 12 (!) курганных насыпей – древнего могильника эпохи бронзы. А эскиз детальной застройки территории с сайта «Регионального агентства содействия инвестициям» подтверждает наши опасения – все эти объекты будут заняты постройками, то есть уничтожены.
Еще пример. План отвода гигантского земельного участка под строительство генераторов «Лутугинского ветряного парка» проходит вдоль водораздела между селами Иллирия и Степановка – аккурат по территории одного из разрекламированных «чудес» Луганского края – Мергелевой гряды, на которой расположены десятки выявленных археологических объектов. Краснодонские ветряки тоже будут построены на самых высоких гребнях местности, на которых в древности строили могильники. И такие примеры, к сожалению, не единичны.
Сегодня процессы охраны историко-культурного наследия в области проходят под невероятным прессингом застройщиков и их лоббистов у власти. Беру на себя смелость утверждать, что практически все крупные инвестиционные проекты тем или иным образом затрагивают целостность объектов культурного наследия. При этом повсеместным является нежелание заказчиков тратить дополнительные средства на их охрану или исследование.
При всей сложности поставленных вопросов, велосипед изобретать нет необходимости, существуют наработанные мировой практикой схемы, позволяющие создавать новые промышленные объекты без ущерба для исторического и природного окружения. Есть возможности в партнерстве с частным бизнесом создавать ландшафтные парки и охраняемые природно-антропогенные территории, заповедные территории, парки, практикуется вынесение в натуру границ памятных мест с последующей охраной.
Кроме явной социальной функции, очень перспективным является использование таких территорий в качестве объектов зеленого туризма. Как следствие, открываются возможности для последующего привлечения новых инвестиций. Таким образом, бизнес будет поддерживать социальную важность объектов, а историческая привлекательность области работать на имидж экономических структур. В этой связи, именно принятие концепции устойчивого, сбалансированного развития как основы для будущего Луганщины видится наиболее оптимальным.
Очень хочется, чтобы общественные интересы громад городов и районов области не затерялись за экономическими обоснованиями, прибылями и гигантоманией кураторов проектов.