День Мариуполя: несокрушимому городу исполняется 246 лет
Официальным годом основания Мариуполя считается 1778. Если именно от него считать историю города, то в этом году ему исполняется 246 лет. Восточный Вариант вспоминает козацкую историю Мариуполя и его тяжелую судьбу во время полномасштабного вторжения россии.
29 сентября отмечают День Мариуполя. Эту дату городской совет назначил в 2018 году к празднованию 240-летия города.
До полномасштабного вторжения Мариуполь по праву считался одним из крупнейших городов Донецкой области. Только подъезжая к нему, на горизонте виднелись заводы с серо-дымчатыми цветами смога. В противовес этому, на юге располагалось, казалось бы, бескрайнее Азовское море в сине-зеленых оттенках.
Город имеет долгую и внушительную историю. Когда-то здесь жили козаки, а во времена независимой истории Мариуполь стал известным своими промышленными мощностями и туристическим потенциалом. До полномасштабного вторжения рф он процветал с каждым годом. Но уже в 2022 году его имя стало синонимом к “боли”, “разрухи” и “горя”.
Козацкие корни города
Хотя почти 50 лет официальной датой основания Мариуполя считается 1778 год, об этом до сих пор ведутся дискуссии. В 1778 году на территории современного города был основан уездный город Павловск, но это не значит, что до этого здесь никто не жил. Наоборот: здесь размещался центр Кальмиусской паланки, которая была, в свою очередь, административно-территориальной единицей Войска Запорожского.
Как известно, в 15-16 веках Надазовье находилось под сферой влияния Крымского ханства. Этой территорией татары пользовались для военных походов на Московское царство. Для жителей донецких степей такие походы заканчивались грабежами и нападениями. Поэтому постепенно здесь появляются козацкие форпосты, служители которых защищали эти земли от набегов врагов. Одним из таких форпостов называют Домаху, которая существовала на территории современного Мариуполя.
И хотя предположение о существовании Домахи выдвигали исследователи В. Пирко, М. Руденко и А. Черногор, до сих пор нет ни одного документально-исторического подтверждения, что она действительно была. Об этом рассказывает кандидат исторических наук и доцент кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета В. Коробка. Он отмечает, что территории, где она якобы находилась, в 16-17 веке находились под властью Османской империи, что делало невозможным проживание здесь украинских поселенцев.
Проживание козаков на территории современного Мариуполя возле реки Кальмиус началось после 1734 года. Сначала это было небольшое поселение, которое впоследствии разрослось и стало центром одной из шести паланок Войска Запорожского.
После ликвидации Запорожской Сечи, у реки Кальмиус продолжали жить козаки. А позже имперская администрация Азовской губернии декларировала основание здесь города Павловск. В 1778 году начальником губернии В. Чертковым была заложена православная церковь во имя Марии Магдалины.
Имперский период
21 мая 1779 года российская императрица Екатерина II пожаловала грамоту греческим переселенцам из Крыма, согласно которой крымские христиане-греки должны были поселиться на территории северного Надазовья. Переселение было трудным, как и адаптация на новом месте жительства. Придя в Надазовье, греки оставались не только в Мариуполе, но и основывали новые села. Так на карте появлялись Ялта, Урзуф, Сартана, Великая Новоселка, Малоянисоль и др.
В имперские времена Мариуполь постепенно расстраивался. Возводились церкви, закладывались новые улицы, развивалась торговля. Открытие железнодорожного вокзала позволило соединить Мариуполь с промышленными предприятиями Донбасса, чтобы через новопостроенный порт экспортировать товары.
До конца 19 века Мариуполь оставался купеческим городом на берегу Азовского моря. В 1890-х годах в городе строятся два завода “Никополь” и “Провиданс” (современный металлургический комбинат имени Ильича), что стало началом его промышленного развития. В 20 веке заводы объединили, а после большевистской революции присвоили ему имя Владимира Ленина.
Украинская революция и советская эпоха
Во время Украинской революции в Мариуполе была проукраинская деятельность. Работал центр культурно-просветительской организации “Просвита”, Мариупольская украинская рада, Украинский военный совет, Украинское национальное объединение. Кроме культурных и политических организаций, в городе был еще 24-й запасной пехотный полк.
В октябре 1917 года на уездном крестьянском съезде в Мариуполе и Бахмуте большинство делегатов выступили за присоединение к Украинской автономии и задекларировали, что единственной властью в Украине и на Донетчине является Украинская Центральная Рада. Об этом Восточному Варианту рассказывал краевед Анатолий Медведев.
В результате советско-украинской войны Мариуполь оказался под властью большевиков. Известно, что мариупольский союз греческого народа во время Украинской революции возглавлял авторитетный греческий деятель Илья Пичахчи. Организаторы союза считали, что объединение греков поможет защитить национальные интересы греческой общины в сложных политических обстоятельствах.
Уже во время немецко-советской войны и Второй мировой в Мариуполь, после его оккупации немецкими нацистами, прибыла III Походная группа ОУН (б). Их было 10-12 человек, которых возглавлял Владимир Болгарский-Булавский. И хотя полноценно они проработали всего 4 месяца, но успели наладить выпуск украиноязычных учебников, поддерживали выпуск украиноязычной газеты.
Даже после завершения Второй мировой войны в Мариуполе подпольно действовала оуновская организация “Свобода труда”, которая насчитывала 15 человек. Они проводили агитационно-пропагандистскую деятельность.
Во времена советской власти в Мариуполе построили второй металлургический завод “Азовсталь”, здание Драматического театра, наладили туристическую привлекательность города.
Новейшая история и российская оккупация
Уже во времена независимости Мариуполь оставался одним из крупнейших городов Донецкой области и Украины, будучи значимым портом и промышленным центром. В городе работали два крупных металлургических комбината “Азовсталь” и Ильича. Развивался морской климатический курорт.
Весной 2014 года Мариуполь попал в список городов, в которых пророссийские боевики организовали беспорядки для расшатывания украинской государственности. С марта в городе проходили пророссийские митинги, а 13 апреля неизвестные мужчины захватили здание городского совета, вывесив флаг так называемой “донецкой народной республики”.
В то же время в центре города проходили большие митинги в поддержку украинского единства и независимости. Горожане поддерживали неделимую страну и выступали против пророссийских группировок.
С апреля по июнь 2014 года Мариуполь находился под контролем пророссийских боевиков. 13 июня в результате утренней операции Антитеррористических сил город был освобожден.
Следующие 8 лет были едва ли не самыми яркими для Мариуполя. В городе проводились реконструкции, развивалась общественная деятельность, организовывали возможности для молодежи, проводились массово-культурные мероприятия, которые становились известными на всю страну: MRPL fest, Гоголь-фест, Ночь музеев. В 2021 году Мариуполь был признан “Крупной культурной столицей” Украины.
Не выдержав развития надазовского украинского города, российская федерация не придумала ничего лучше, чем сжечь его дотла, убив десятки тысяч невинных жизней. В 2022 году Мариуполь оказался в эпицентре жестоких боев. Вся инфраструктура города была уничтожена, а массовые захоронения мирных жителей всколыхнули сердца всего мира.
Привычные для жителей места в Мариуполе приобрели совсем другой смысл: Драмтеатр стал местом российского террора, завод “Азовсталь” — местом непокорности и стойкости украинских защитников. Сам же город стал синонимом к словам “горе” и “боль”.
Уже третий год город находится под российской оккупацией. Однако мариупольцы знают: “Мариуполь — это Украина!”. Так было всегда, и будет в дальнейшем.