Демагогия останется в провинции
Пока в Луганске и области вывешивали красные флаги, "празднуя" начало и окончание Великой отечественной войны, в Закарпатье встал вопрос о том, чтобы перед сессией Береговского райсовета слушать гимн соседнего государства – Венгрии. За 20 лет независимости вопрос региональной политики в Украине так и не был решен – несмотря на существенные политические разногласия, ко всем административным единицам применяют формально единые стандарты, хотя сами регионы периодически претендуют на дифференциальный подход.
ФЛАГИ, ГИМНЫ, ЯЗЫКИ
Вопрос региональных взаимоотношений в Украине имеет множество граней. Противопоставление регионов – всегда выгодный козырь в политической дискуссии, поскольку вносит некий элемент соревновательности.
После президентских выборов 2005 года в Луганске политики начали крутить шарманку о том, что «Донбасс кормит Западную Украину». Но бюджетное законодательство в Украине настолько сложно, что выяснять, кто кого кормит – дело неблагодарное. Однако тема денег, естественно, всплывает до сих пор в разных формах.
К такого же рода заявленим относятся и обсуждения статуса русского языка. Все решения, которые принимал за последние 5 лет Луганский областной совет, носят исключительно декларативный характер и никакого реального статуса русскому язику не предоставляют. Пока депутаты "отстаивали права русскоязычного большинства", на тестирование по украинскому языку пришл 86% выпускников школ, а по русскому – 57%.
Дискуссии на фиктивные темы не могут стать основной для формирования региональной политики на государственном уровне, однако в самих регионах они достаточно важны и влияют на мнение граждан. Но все-таки не в той мере, в какой хотелось бы - социологические исследования показывают, какие проблемы волнуют жителей, например, Луганской области на самом деле и какие являются для них второстепенными.
31 августа президент Украины Виктор Янукович заявил, что в ближайшее время в стране начнется реформа местного самоуправления. «Наша цель - децентрализация власти, постепенная передача функций из центра в регионы... Некоторые функции в центре будут сокращаться и передаваться в регионы», - сказал глава государства. Виктор Янукович отметил, что реформа местного самоуправления должна оптимизировать систему государственного управления в регионах, повысить ее эффективность, убрать лишние уровни администрирования. «При предоставлении государственных услуг вам не надо будет ждать разрешения или команды из центра. Это будет ваш уровень ответственности, и эти функции будут принадлежать вам, и вы будете их осуществлять».
По большому счету, вопрос реформирования отношений Киева и регионов назрел давно. Но пока обещанные реформы власти в Украине и в частности в Луганской области коснулись только местных чиновников и то - только количественно. После сокращения и оптимизации министерств в конце 2010 года только к середине 2011-го в Луганской областной госадминистрации завершился процесс сокращения штата заместителей губернатора. Год назад их было 8, сейчас осталось 3. Но при этом, например, Луганский областной и городской советы по-прежнему «сами себе начальники» и устанавливают численность аппарата исходя из своих представлений об экономии бюджетных средств. По идее, если местным советам, как обещает Янукович, действительно будут передавать какие-то функции и соответствующее финансирование для их выполнения, то штат будет увеличиваться снова. Если произойдет какая-то реальная децентрализация финансов и полномочий, это приведет и к значительному усилению идеологической работы на местах. Вот здесь и начнется настоящая региональная политика.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ
Все опубликованные или заявленные на данный момент проекты законов о региональной политике в Украине регламентируют в основном вопросы взаимодействия уровней власти в сфере финансов и экономики. Однако есть кое-что и о «кричащем» гуманитарном блоке.
В июне 2010 года группа народных депутатов - Анатолий Матвиенко, Николай Мартыненко, Николай Трайдук и Валерий Баранов - подала в парламент проект закона «Про основы государственной региональной политики».
«Этот законопроект имеет цель создать базовую законодательную основу для начала реализации новой политики, в также стать основой для подготовки ряда других законов и нормативно- правових актов», - говорилось в тексте.
В частности, статья 3 законопроекта описывала предлагаемые принципы государственной региональной политики. В их числе, кроме традиционного набора слов о "единстве" и "целостности", значились децентрализация и деконцентрация властных полномочий, а также так называемая «историческая преемственность» - «учет и сохранение позитивних достижений развития регионов». Словосочетание как минимум опасное, поскольку под «исторической преемственностью» можно поднимать какие угодно темы – например, языковые и символические, которые так активно эксплуатируются на поверхностном уровне. Но это, конечно же, в условиях местной политической паранойи.
Законопроект предусматривал «создание эффективных механизмов представительства интересов регионов на общенациональном уровне, а территориальных громад – на местном, обеспечение учитывания самобытности регионов и их конкурентных преимуществ при формировании и реаизации государственной региональной политики». Возможно, шла ли речь об изменении системы избрания местных депутатов. Кроме того, проект предусматривал территории с особым статусом – проблемные, так называемые «территории прорывного роста» («преимущества которых позволяют обеспечить опережающиее инновационное развитие страны»), а также субъекты межрегионального сотрудничества, со специальным режимом использования и депрессивные.
Для реализации новой региональной политики депутаты хотели, как это в Украине обычно делается, создавать массу нових контор и структур - Национальный совет по вопросам государственной региональной политики (глава - премьер-министр, его заместителем был бы профильный вице-премьер, а членами руководители центральных органов исполнительной власти, ученые, представители регионов). Структура должна была быть вертикальной – с аналогичными органами в регионах во главе с местными чиновниками. Кроме того, в каждом регионе предполагалось создать еще и Агентство регионального развития (с функциями отбора приоритетов развития, работой над инвестиционной привлекательностью), которое также хотели финансировать, в том числе, и из бюджетов. Кроме того, в рамках спецфонда госбюджета предполагалось создать еще и Фонд регионального развития для финансирования региональных и межрегиональных стратегических программ развития.
Статья 25 проекта законопроекта описывала «гуманитарное обеспечение государственной региональной политики». В частности, через «достижение гармоничного объединения общеукраинского и местного патриотизма в сознании граждан, в первую очередь молодежи, благодаря соответствующему формированию учебного процесса в средней и высшей школе. Такие формулировки можно считать как минимум поверхностными – по сути, разработчики проекта не предложили никаких целостных вариантов гуманитарной политики.
Проект закона предусматривал введение понятия «макрорегиона» - территориального объединения в составе нескольких регионов или их частей, которые объединены общими признаками, и которым свойственны общие проблемы развития. Была ли это «первая ласточка» запуска идеи об укрупнении регионов не известно - вывод Главного експертного управления парламента был негативным, и депутатам рекомендовали отклонить законопроект.
В данный момент на официальном сайте Верховной Рады не значаться другие законопроекты, направленные на реформирование региональной политики в Украине.
ПРОЕКТ ТИХОНОВА
На сайте министерства по вопросам региональной политики, строительства и ЖКХ до сих пор «висит» другой законопроект – «Про основи державної регіональної політики", который опубликован 7 декабря 2010 года. Разработан он был в то время, когда министерством управлял Виктор Тихонов – на тот момент один из самых влиятельных политиков в Луганском регионе и бывший председатель Луганского областного совета. Тихонов известен тем, что не раз заявлял о необходимости федерализации Украины – правда, говорил он об этом находясь в оппозиции, и сразу, получив кресло вице-премьера, эту тему оставил. Однако в проектах Тихонова и Матвиенко много общего, однако, стоит обратить внимание на интересный тезис.
В проекте закона от Минрегионстроя прописано «Формирование с учетом документов Совета Европы и Европейского союза нормативно-правовой базы, необходимой для реализации государственной региональной политики, определенной этим законом». Судя по всему, имеется в виду, например, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которую в предоставлении статуса русскому так долго старались использовать регионалы. Правда, пока безуспешно в том числе из-за противоречий между документами тех самых европейских институтов.
После отставки Тихонова министерство возглавил Анатолий Близнюк. «Я исповедую приниципы взвешенной региональной политики в интересах громад с учетом специфики. Только имея сильное местное самоуправление с реальными полномочиями и ресурсами мы можем говорить про стабильное развитие систем жизнемобеспечения», - сказал Близнюк 28 июля 2011 года. Ведомство под руководством Близнюка пока никаких целостных видений региональной политики не опубликовало,хотя, законопроект, разработанный предшественниками, также и не отзывало.
Впрочем, все проекты законов о региональной политике ориентированы в первую очередь на экономику. Гуманитарный блок, как правило, формируется за счет общих фраз и патриотизме и духовности, культурной самобытности и интеграции. Как быть с культурными меньшинствами, языковыми группами, сторонниками федерализации, любителями гимнов соседних стран и прочими «региональными политиками» в проектах законов не говорится.
Фото с официального сайта Луганского областного совета.