Черный пиар как зеркало политической жизни
Парламентские выборы-2012 стали возвращением на арену большой политики старого доброго «черного пиара». Сложно не связать этот факт с восстановлением мажоритарных округов, учитывая, что выборы в Верховную Раду в 2006 и 2007 гг. прошли относительно спокойно. Очевидно, дискредитировать личности гораздо удобнее и интереснее, чем такие крупные коллективы людей, как политические партии. К тому же борьба между кандидатами-мажоритарщиками – это всегда столкновение личностных амбиций, в которых торжествует человеческое, слишком человеческое желание подколоть, унизить оппонента, выставить его в дурном свете перед избирателями. Поэтому порою за технологиями штабов следить даже забавно, настолько явно из них торчат уши комплексов кандидатов.
Обилие кандидатов порождает и обилие черных технологий, которые применяют их штабы. Попробуем примерно их квалифицировать.
Первая группа – доступная исключительно партии власти – дискредитация оппонентов, давление на них и даже выбивание из игры при помощи силовых структур и судов. Жертвой этой технологии стал Владимир Струк (104-й округ), попавший под суд по достаточно надуманному обвинению в злоупотреблении служебным положением аккурат накануне выборов. Струк собирался составить конкуренцию утвержденному Партией Регионов кандидату Владимиру Гончарову и в итоге получил судебный приговор, закрывающий ему путь в Верховную Раду. С этим же округом связывают и коррупционное дело Николая Грекова, еще одного амбициозного регионала, способного пойти против воли партийного руководства, оказавшегося в СИЗО также накануне выборовпо обвинению в получении взятки. Уголовные преследования уже в самый разгар кампании обрушились и на Сергея Шахова (107-й избирательный округ), бросившего со командой вызов кандидатам от регионалов – его обвиняют в хулиганстве и подкупе избирателей.
Вторая группа технологий – создание оппоненту имиджа «осатаневшего мажора» - с этой целью используются сведения о криминальном прошлом и настоящем кандидатов, раздуваются истории вокруг реальных либо мнимых выходках политиков (рукоприкладство, ДТП и т.д.). Криминальные связи припоминали упомянутым выше Струку, Шахову, Гончарову, а также Сергею Дунаеву (107-й округ) и Юрию Терникову (108-й округ). В этом плане большинство кандидатов пришедших в политику из бизнеса достаточно уязвимы, так как в 90-е годы накопление первоначального капитала без контактов с криминалом в украинских условиях было практически невозможным. В рукоприкладстве обвиняют людей из команды Шахова, якобы избивших на митинге в Северодонецке недовольных горожан, и кандидата Валерия Мошенского якобы ударившего журналиста Жеведя. Самым резонансным пиар-ДТП стала информация о якобы имевшем место инциденте с участием кортежа лидера партии «Украина- Вперед» Наталии Королевской, который во время агитационной поездки в Красный Луч попал в ДТП. Специфика этих сообщений в том, что проверить их подлинность практически невозможно, так как кандидаты при защите своей и очернении чужой репутации средств не щадят, искажая картину до неузнаваемости.
Третья группа технологий направлена на запутывание избирателей непосредственно на избирательных участках. С этой целью в списки внедряются двойники – однофамильцы или даже полные тезки кандидатов фаворитов. Так, по информации Комитета избирателей Украины охранник Шахова сменил фамилию на Дунаев, специально чтобы помочь своему патрону и оттянуть голоса от его основного оппонента на округе. Избирком не зарегистрировал его. По двойникам можно отслеживать округа, где идет настоящая борьба – 107-й – двойник Сергея Шахова, 108-й – там зарегистрированы двойники Мошенского, Терникова, 109-й- двойники Александра Макарова, Владимира Медяника.
Четвертая группа - распространение информационных вирусов параноидального характера, рассчитанных на порождение в обществе панических слухов. С этой целью через агитпродукцию кандидатов (разумеется, анонимную) запускаются нарочито неправдоподобные, но сориентированные на иррациональные страхи обывателей сведения об оппонентах. Наиболее яркие примеры по 109 округу – на улицах были развешаны листовки, которые предупреждали луганчан, что паспортные данные, собираемые кандидатом Медяником при раздачи подарков, будут использованы им для оформления банковских кредитов. Одного из оппонентов Медяника – Макарова, представителя команды Шахова, чернопиаровская газета «Патриот Донбасса» обвиняет в том, что раздаваемые от его имени благотворительные 50 гривен оказываются фальшивыми купюрами, газета пестрит душераздирающими историями пенсионеров, жизнь которых разрушили фальшивые «макаровские полтинники».
Пятый вид технологий – на фоне вышеперечисленного выглядит практически джентльменством – это идеологические медиавирусы. Хороший пример – ролики идущие следом за рекламными роликами КПУ на областном телевидении. Слоган коммунистов «Вернем страну народу» обыгрывается с помощью видеоряда как призыв к возвращению в застойный СССР (кадры с маразматическим Брежневым, очереди, война в Афганистане, Чернобыль и т.д.). В эту категорию «черного пиара» можно отнести и «охоту» за недвижимостью и авто лидера луганских коммунистов Спиридона Килинкарова. Сеанс разоблачения «буржуазного образа жизни» вождей КПУ дошел до абсурда, когда в интернете как суперкомпромат подавались фото, на которых Килинкаров и Симоненко выходят из луганского ресторана, очевидно, авторами креатива предполагалось, что коммунисты в силу пролетарской идеологии должны обедать исключительно возле будок с шаурмой.
Шестая условная группа технологий – это разного рода экзотика, рождающаяся в воспаленных головах технологов, убежденных, что мало черного пиара не бывает. Например, в СМИ появилось сообщение о том, что в поддержку Мошенского высказалось некое луганское объединение геев и лесбиянок. В эту же копилку можно отнести провокационное сообщение о том, что Сергей Шахов пытался покончить с собою в наркотическом угаре. Эффективность таких выбросов крайне низка и делаются они чаще всего с целью развлечения и доказательства своей креативной крутизны самих пиарщиков, такое искусство ради искусства.
К числу новинок на рынке черного пиара в Луганской области, на этих выборах стало широкое использование социальных сетей. Группы троллей и ботов ведут круглосуточные сражения в профильных политических группах. По мнение активных блоггеров, наиболее ярко себя проявляют сторонники Компартии, получившие прозвище «коммботов». Впрочем, учитывая низкую интернетизацию региона, можно вполне резонно предположить крайне низкую эффективность подобной технологии. Основной избиратель всех кандидатов и партий – это пенсионеры, а они в Facebook не сидят. Поэтому битвы троллей скорее относятся к разряду штабных междусобойчиков, когда хорошо знакомые в реале люди из журналистской среды, нанятые разными штабами, ведут веселую виртуальную игру.
Подводя итоги и суммируя все вышесказанное хочется отметить главное – вопреки представлению о том, что черные политтехнологии направлены кандидатами друг против друга, на самом деле «черный пиар» направлен прежде всего против интересов рядового избирателя. Политтехнологи стремятся лишить его объективной информации о ходе выборов и деятельности его субъектов, стремятся запугать и запутать избирателя, внушить ему ложные мифы и параноидальные идеи. Однако, на всякий хитрый замок есть и своя хитрая отмычка: увлекаясь кандидаты и их наемные бойцы зачастую с грязной водой выплескивают и ребенка правды. Ведь если о своих делах и помыслах кандидаты в основном безбожно хвастают и врут, то стремясь очернить оппонента, иногда говорят и правду. Сопоставив факты взаимных потоков грязи, очистив зерна от плевел, можно вполне составить подлинные физиономии претендентов на депутатские кресла. Главное при этом не потерять веру в человечество.
Картинка с сайта
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.